- Преподавателю
- Математика
- Урок по алгебре на тему Решение линейных уравнений
Урок по алгебре на тему Решение линейных уравнений
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пеньковская В.К. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Ф. И. О. автора: Пеньковская Вера Константиновна
место работы: МБОУ Самарская СОШ
должность: учитель математики
предмет: Алгебра
класс: 7
тема урока: Решение линейных уравнений
базовый учебник: «Алгебра, 7» Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.
Цель: Формирование навыка решения уравнения с одним неизвестным. решать уравнения с различным количеством корней.
задачи урока:
-
Повторение понятия, связанные с уравнением, закрепление знания и умения по данной теме; формирование умения свободно решать уравнения.
-
Развитие внимания, логическое мышление, долговременной памяти, математической речи.
-
Воспитание чувства взаимопомощи, самоконтроля, математической культуры.
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийные средства (проектор), таблица "Алгоритм решения линейного уравнения", карточки для запоминания "Исследование количества корней линейного уравнения ax=b.", карточки для самостоятельной работы, коробочки - копилки; жетоны (выдаются за правильное решение).
План урока:
-
Организационный момент
-
Домашнее задание
-
Актуализация знаний и умений
-
Физминутка
-
Составление таблицы
-
Закрепление знаний и умений
-
Самостоятельная работа
-
Итог
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
Если только улыбнуться, то настанут чудеса. От улыбок проясняться и глаза, и небеса. Ну - ка, взрослые и дети, улыбнитесь поскорей! Чтобы стало на уроке и светлее и теплей!
Спасибо за ваши улыбки! И теперь с хорошим настроением начнем урок!
В те далекие времена, когда мудрецы впервые стали задумываться о равенствах содержащих неизвестные величины, наверное, еще не было ни монет, ни кошельков. Но зато были кучи, а также горшки, корзины, которые прекрасно подходили на роль тайников-хранилищ, вмещающих неизвестное количество предметов. Вот сегодня мы и поговорим о неизвестном.
-
Как называется равенство, содержащее неизвестную? (Уравнение)
Зачем нам нужно решать уравнения? В чем нам эти знания пригодятся? (Для нахождения неизвестного. При решении задач и упражнений)
-
Как вы думаете, какой же будет тема сегодняшнего урока? (Решение уравнений)
Запишите сегодняшнее число и тему урока в тетрадь.
-
Домашнее задание
1. Придумать 4 уравнения: по одному для каждого вида.
2. Записать их на карточку (для обмена карточками), заготовить решения.
3. № 291 - решить
-
Актуализация знаний
Что значит решить уравнение? (Найти все его корни или доказать, что корней нет.)
У меня есть такая волшебная коробочка. Она не пустая. И сейчас мы узнаем, что же там находится. (внутри лежат коробочки - копилки для жетонов, на которых написаны уравнения)
-
12/х = 3
-
14х = 56
-
2х - 2х = 4
-
3х - 4 = 3х - 4
-
1/2х - 1/3
-
-0,3х = 5 - 5
Является ли уравнение линейным, почему?
Приводится ли уравнение к линейному, как?
-
Физминутка
-
Заполнить таблицу:
а
b
Вид уравнения
Примеры (могут быть такими)
Количество корней
a 0
b0
ax = b
14x =56
Один корень
a 0
b = 0
ax = 0
14x=0
0
a = 0
b0
0x =b
3x-3x=9
Нет корней
a = 0
b = 0
0x = 0
3x-8=3x-8
бесконечно много корнейУ каждого ученика заготовка таблицы "Исследование количества корней линейного уравнения ax=b"
Для проверки выполняется заполнение таблицы на доске.
-
Закрепление знаний и умений
-
Сколько решений имеют следующие уравнения? (Устное решение)
-
6х = 0;
-
3х - 1 = 3х;
-
1 - 7х = -1;
-
2(х + 3) - 2х = 6.
2. Решение уравнений. Решение уравнений(с комментированием) у доски. Записи сохранить до конца урока, так как учащиеся при решении уравнений самостоятельной работы будут опираться на выполненные решения.
а) 3х + 7 = (9 + х) + 2х /нет корней/
б) 5х - 1 = 4(х + 2) - (9 - х) / бесконечно много корней /
в) 1,5(х + 4) = -9,9 - 3(х - 5,3) /х=0/
г) /х=1,7/
Сколько корней может иметь линейное уравнение? (Уравнение может иметь один корень, не иметь корней и бесконечно много корней)
Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
-
Раскрыть скобки.
-
Перенести слагаемые, меняя знак коэффициента
-
Привести подобные слагаемые.
-
Разделить уравнение на коэффициент
-
Самостоятельная работа
(взаимопроверка)
1 вариант
1) 5х - 2 = 8
2) 7(2х - 3) - х = 13х - 11
3) 2/3х = -9
4) -12х + 4(х-3) =-8х -12
2 вариант
1) 7х = 9
2) 48 - 3х = 0
3) 15(x + 2) - 15х = 30
4) 12(х + 2) - 2,1 = 2(6х + 12)
3 вариант
1) 5х = -50
2) 12х - 1 = 35
3)
4) -12х + 4(х - 3) = -8х - 12
5) 21(х - 3) + 7х = 28х
4 вариант
1) -15х = 6
2) - х + 4 = 47
3)
4) 3(х + 2) = 2( 1,5 х + 4)
5) 9(2х - 1) + 2 = 2(9х - 3) -1
-
Итог урока
Теперь посчитаем, кто же больше всего скопил жетонов.
Что мы сегодня научились делать?
Что было интересно?
Выставление отметок.
Сейчас давайте улыбнемся еще раз. И пусть все, уйдет и останется только хорошее. Я желаю вам хорошего дня. Спасибо за урок!
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Организационный момент
Если только улыбнуться, то настанут чудеса. От улыбок проясняться и глаза, и небеса. Ну - ка, взрослые и дети, улыбнитесь поскорей! Чтобы стало на уроке и светлее и теплей!
Спасибо за ваши улыбки! И теперь с хорошим настроением начнем урок!
В те далекие времена, когда мудрецы впервые стали задумываться о равенствах содержащих неизвестные величины, наверное, еще не было ни монет, ни кошельков. Но зато были кучи, а также горшки, корзины, которые прекрасно подходили на роль тайников-хранилищ, вмещающих неизвестное количество предметов. Вот сегодня мы и поговорим о неизвестном.
-
Как называется равенство, содержащее неизвестную?
-
Зачем нам нужно решать уравнения? В чем нам эти знания пригодятся?
-
Как вы думаете, какой же будет тема сегодняшнего урока?
Запишите сегодняшнее число и тему урока в тетрадь.
Учащиеся улыбаются друг другу
Уравнение.
Для нахождения неизвестного. При решении задач
Решение уравнений
Записывают число и тему урока в тетради
2
Домашнее задание
1. Придумать 4 уравнения: по одному для каждого вида.
2. Записать их на карточку (для обмена карточками), заготовить решения.
3. № 291 - решить
Запись домашнего задания
3
Актуализация знаний, умений
-
Что значит решить уравнение? (Найти все его корни или доказать, что корней нет.)
-
Является ли уравнение линейным, почему?
Приводится ли уравнение к линейному, как?
-
12/х = 3
-
14х = 56
-
2х - 2х = 4
-
3х - 4 = 3х - 4
-
1/2х - 1/3
-
-0,3х = 5 - 5
Найти все его корни или доказать, что корней нет.
-
12/х = 3 => х = 4
-
14х = 56 => х = 4
-
2х-2х=4 => 0х=4 => корней нет
-
3х-4=3х-4 => 0х=0 - бесконечно много корней
-
Нет
-
-0,3х = 5-5 => х=0
4
Физминутка
5
Составление таблицы
Заполнить таблицу:
У каждого ученика заготовка таблицы "Исследование количества корней линейного уравнения ax=b."
а
b
Вид уравнения
Примеры (могут быть такими)
Количество корней
a 0
b0
ax = b
14x =56
Один корень
a 0
b = 0
ax = 0
14x=0
0
a = 0
b0
0x =b
3x-3x=9
Нет корней
a = 0
b = 0
0x = 0
3x-8=3x-8
R
Для проверки выполняется заполнение таблицы на доске.
Заполняют таблицу:
a
b
Вид уравнения
Примеры
Количество корней
a 0
b0
ax = b
Один корень
a 0
b = 0
ax = 0
0
a = 0
b0
0x =b
Нет корней
a = 0
b = 0
0x = 0
R
Дети карандашом заполняют таблицу. При заполнении таблицы ученики анализируют уже полученную информацию, делают аргументированные выводы, оформляют результаты обсуждения в таблице.
6
Закрепление знаний и умений
1. Сколько решений имеют следующие уравнения? (Устное решение)
-
6х = 0;
-
3х - 1 = 3х;
-
1 - 7х = -1;
-
2(х + 3) - 2х = 6.
2. Решение уравнений. Решение уравнений(с комментированием) у доски. Записи сохранить до конца урока, так как учащиеся при решении уравнений самостоятельной работы будут опираться на выполненные решения.
а) 3х + 7 = (9 + х) + 2х /нет корней/
б) 5х - 1 = 4(х + 2) - (9 - х) / бесконечно много корней /
в) 1,5(х + 4) = -9,9 - 3(х - 5,3) /х=0/
г) /х=1,7/
Сколько корней может иметь линейное уравнение?
Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
-
Учащиеся решают уравнения и проговаривают, к какому виду относится данное уравнение.
-
х = 0;
-
нет решения;
-
х = 2/7;
-
бесконечно много корней
-
а) 3х + 7 = (9 + х) + 2х /нет корней/
б) 5х - 1 = 4(х + 2) - (9 - х)
5х - 1 = 4х + 8 - 9 + х
5х - 4х - х = 8 - 9 + 1
0х = 0 / бесконечно много корней /
в) 1,5(х + 4) = -9,9 - 3(х - 5,3)
1,5х + 6 = - 9,9 - 3х + 15,9
1,5х + 3х = - 9,9 - 6 + 15,9
4,5х = 0
х = 0 / один корень /
г)
6х = 10,2
х = 1,7
Уравнение может иметь один корень, не иметь корней и бесконечно много корней
-
Раскрыть скобки.
-
Перенести слагаемые, меняя знак коэффициента
-
Привести подобные слагаемые.
-
Разделить уравнение на коэффициент
7
Самостоятельная работа
1 вариант
1) 5х - 2 = 8
2) 7(2х - 3) - х = 13х - 11
3) 2/3х = -9
4) -12х + 4(х-3) =-8х -12
2 вариант
1) 7х = 9
2) 48 - 3х = 0
3) 15(x + 2) - 15х = 30
4) 12(х + 2) - 2,1 = 2(6х + 12)
3 вариант
1) 5х = -50
2) 12х - 1 = 35
3)
4) -12х + 4(х - 3) = -8х - 12
5) 21(х - 3) + 7х = 28х
4 вариант
1) -15х = 6
2) - х + 4 = 47
3)
4) 3(х + 2) = 2( 1,5 х + 4)
5) 9(2х - 1) + 2 = 2(9х - 3) -1
1 вариант
1) х = 2
2) 0х = 10 => решений нет
3) х = -13,5
4) бесконечно много корней
2 вариант
1) х =
2) х = 16
3) бесконечно много решений
4) 0х = 2,1 => решений нет
3 вариант
1) х = -10
2) х = 3
3) х =15 и х = -15
4) бесконечно много решений
5) 0х = 63 => решений нет
4 вариант
1) х =
2) х = -43
3) х = 9 и х = -9
4) 0х = 2 => решений нет
5) бесконечно много решений
8
Итог урока
Теперь посчитаем кто же больше всего скопил жетонов.
Что мы сегодня научились делать?
Что было интересно?
Выставление отметок.
Сейчас давайте улыбнемся еще раз. И пусть все, уйдет и останется только хорошее. Я желаю вам хорошего дня. Спасибо за урок!
Учащиеся открывают коробочки и считают жетоны.
Отвечают на вопросы