Самооценка пятиклассника

В этом году я стала классным руководителем 5 «в «класса. Важным моментом в жизни пятиклассника является переход из младшей школы в среднюю. В этот период идёт формирование самооценки. И я хотела выяснить связь успеваемости ученика с его самооценкой. Я проводила исследование самооценки личности по методике Дембо – Рубенштейна. В результате исследования выяснила: · у 14 пятиклассников – «средняя» самооценка; · у 4 пятиклассников – «завышенная» самооценка; · у 2 пятиклассников – «заниженная» самооценка. После этого я сделала вывод, как выстраивать свои отношения с каждым учеником, кому нужна помощь и какая. Результаты исследования могут быть полезны педагогам для выстраивания отношений с учениками.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Самооценка пятиклассника.

учитель ГБОУ № 655, Кулешова Галина Михайловна


Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучении, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники.

Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности), так и негативные (протестующий характер поведения) проявления. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь.

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является формирование самооценки. Самооценка - оценка человеком самого себя, своего внутреннего мира. У подростка возникает интерес к своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разбираться в своих чувствах и переживаниях.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. При оптимальной, адекватной самооценке ребенок правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие подростки. Адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

К оптимальной самооценки относятся: "высокий уровень" и "выше среднего уровня" (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также "средний уровень" (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию). Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

Завышенная самооценка, склонность переоценивать себя может привести к конфликтам с окружающими. Она порождает такие качества, как переоценка своих данных, эгоистичность, чувство превосходства, пренебрежение мнением других.

Заниженная самооценка личности, напротив, может формировать чувство неуверенности, тревожности, привести к безынициативности. Ведущим мотивом в формировании самооценки является желание утвердиться среди сверстников, их авторитет и уважение.

Основным фактором развития самооценки является семейный фактор.

Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы Я - концепции. В этот период ребёнок особенно уязвим и несамостоятелен, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или не полностью его потребности.

Ясная и разумная система требований, предъявляемых к ребенку, должна быть основой правильного семейного воспитания.

Это способствует формированию у детей высокой самооценки. Дети с высокой самооценкой выказывают большую солидарность с взглядами, принятыми в их семье. И хотя в воспитании этих детей более распространенными были поощрения, наказания воспринимались ими как нечто заслуженное и справедливое. Если ребенку предоставляется полная свобода в исследовании окружающего мира, если никто не ограничивает и не направляет его деятельность, если воспитательным лозунгом его родителей является мягкость и вседозволенность, результатом этого обычно становится повышенная тревожность, сомнения в собственной ценности, низкий уровень успешности, в конечном счете, неспособность строить прочные отношения с людьми, основанные на взаимном уважении.

Низкая самооценка связана не с наказаниями, а с безразличной реакцией родителей на школьные отметки ребенка. При этом самый низкий уровень самооценки был зафиксирован у тех детей, которые утверждали: "Мама вообще не обращает внимания на мои отметки".

Самооценка детей, родители которых руководствовались принципом поддержки, была, естественно, более высокой, чем самооценка тех, кто сообщал о безразличной реакции родителей.

Важным фактором развития самооценки являются - социальные факторы.

Психологическое самоощущение детей, переходящих из начальной школы в пятый класс, характеризуется напряженностью в контактах, страхи, тревога. Меняется мир ребёнка, его система ценностей, самооценка.

Пятиклассники испытывают психологические трудности в процессе учебы: с одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой - от возможности, индивидуальных особенностей ребенка, а именно степень его тревоги и самооценки.

Интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью, не сочетается с развитием творческих способностей.

Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в пятом классе.

В исследовании важно выяснить связь успеваемости ученика с его самооценкой в пятом классе.

Определение уровня самооценки личности по методике Дембо-Рубенштейна.

Исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейн

На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению, находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

Самооценка пятиклассника

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой).

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки - это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний - от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки - от «о» до знака «-»; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности - закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) - между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-». Расстояние между «х» и «о» - это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» - это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, - «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки - то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже «х») определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше - невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком не реалистичности.

Неравномерная самооценка, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

«О» - идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

В исследовании участвовало 19 пятиклассников.

По результатам исследования можно сделать вывод:

  • у 14 пятиклассников - «средняя» самооценка;

  • у 4 пятиклассников - «завышенная» самооценка;

  • у 2 пятиклассников - «заниженная» самооценка.

Результаты исследования могут быть полезны педагогам для выстраивания отношений с учениками.

Список литературы:

Азаров, Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. / Ю.П. Азаров. - М., 1997.;

Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. / Р. Бернс - М.: Прогресс, 1998.;

Бороздина Л.В. Что такое самооценка?// Психологический журнал № 2 2000.;

Захарова А.В. Психология формирования самооценки. / А.В.Захарова. - М., 1993.

© 2010-2022