Моделирование воспитательных систем класса

Моделирование воспитательных систем класса - это процесс взаимодействия класс¬ного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших каче-ствах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообра-зующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения. Моде-лирование воспитательной системы целесообразно рассматривать как процессуальную¬ систему, составными частями которой являются: субъект модели...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моделирование воспитательных систем класса - это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения. Моделирование воспитательной системы целесообразно рассматривать как процессуальную систему, составными частями которой являются:

- субъект моделирования;

-объект моделирования;

-процесс деятельности по формированию модельных представлений о воспитательном процессе в классе;

-модель и результаты, достигнутые при ее использовании в процессе воспитания и организации жизнедеятельности классного сообщества.
В качестве СУБЪЕКТА моделирования выступает классное сообщество - классный руководитель, учащиеся и их родители, педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности класса. Главную роль в разработке модели воспитательной системы, несомненно, играет классный руководитель. Именно он является инициатором и организатором совместной деятельности по формированию модельных представлений, и от его профессиональной компетентности зависит педагогическая целесообразность создаваемой модели воспитательной системы. Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса, так как

- во-первых, учащиеся - это значительная часть классного сообщества, их интересы, потребности и устремления должны в максимальной степени учитываться при формировании модельных представлений о целях, принципах, формах и способах организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе;

-во-вторых, так как самодеятельность имеет решающее значение
для формирования личности учащихся, то следует создавать условия для ее проявления на всех этапах жизнедеятельности классного сообщества, включая и период моделирования;
- в-третьих, учащиеся способны анализировать и оценивать многие стороны жизни в классе, вносить конструктивные и оригинальные предложения по ее улучшению.

Не должны оставаться в стороне и родители. Ведь они обладают знаниями о своих детях, которыми не располагает классный руководитель. Родители заинтересованы в положительных изменениях личности своего ребенка, поэтому могут внести свой вклад в моделирование и построение воспитательной системы. Они имеют богатый социальный опыт и выражают в себе интересы представителей разных профессий. Отсюда становится очевидной важность соединения в совокупном субъекте моделирования воспитательной системы класса профессиональной компетентности и организаторского мастерства классного руководителя, активного участия и нестандартных идей учащихся, социального опыта и заинтересованности родителей.

ОБЪЕКТОМ моделирования является воспитательная система класса, наиболее важные стороны которой - индивидно-групповые, ценностно-ориентационные, функционально-деятельностные, отношенческо-коммуникативные и диагностико-результативные характеристики необходимо отобразить в модели.

В ПРОЦЕССЕ моделирования воспитательной системы класса можно выделить три основных направления совместной деятельности классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями:

-изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности
в классном коллективе;

-проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности
классного сообщества;

-сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка.

Моё знакомство с классом началось 30.08.2005 года, когда я впервые узнала о том, что буду классным руководителем 5 «Б» класса. И началось оно у секретаря. Не помню, кто там был, но вошла в тот момент, когда наш психолог, Афанасьева Любовь Анатольевна, рассказывала о классе, в котором дети душат друг друга, закрывают в шкаф, дерутся, родители постоянно жалуются и всем не довольны, классный руководитель, не выдержав, ушла в 4-ом классе (выпускном) на год в отпуск за свой счёт и выпустила их из начальной школы учительница, которая сразу после этого уволилась. Я спросила: « Что же это за класс, про который рассказывают такие ужасы?» И мне ответили, что это 5 «Б», на что я сказала: « Так вот почему мне его дали.»

Сами понимаете, что услышанная информация, не могла придать оптимизма и радости от встречи и с учениками, и, тем более, с их родителями.

Изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного сообщества начала с анкетирования, которое попросила провести Любовь Анатольевну, а также выступить на родительском собрании с характеристикой класса и учащихся ( в общих словах, персональная характеристика учащегося давалась при личной беседе с психологом, время встречи было оговорено на собрании), психологическими особенностями детей этого возраста, дать рекомендации родителям по их воспитанию, налаживанию взаимоотношений в семье и в школе.

Анкетирование показало, что предстоит большая работа по созданию и сплочению коллектива не только учащихся, но и их родителей.

Исходя из этого, наметила основные задачи воспитательной работы:

-изучение классного коллектива и индивидуальных особенностей и способностей ребёнка;

-налаживание дисциплины и учёбы;

-формирование органов самоуправления;

-формирование активной творческой личности;

-продолжение традиций, сложившихся в классе и развитие этих традиций.

Были проведены анкетирования среди ребят « Твои увлечения», на выявление лидерства в классе, взаимоотношений друг с другом; среди родителей « Что бы я хотел видеть в классе?», « Чем могу помочь классу?»

Класс был не только слабый по успеваемости, но и очень неспокойный. Чтобы наладить учёбу и дисциплину, пришлось провести много дополнительных занятий, классных часов, индивидуальных ежедневных бесед.

Большое подспорье в налаживании дисциплины оказал классный час « Расскажи мне обо мне.» В классе были девочки, которые открыто, прямо в глаза, могли высказать своё мнение о поведении того или иного ученика-это, прежде всего, Шкурко Юля, Шимченко Оля, Медведева Вероника, Дидковская Дарья. Провели « Рыцарский турнир», который помогали готовить родители: Дидковская Лариса Анатольевна и Дорошенко Елена Ивановна. Конкурсы были направлены на то, чтобы показать, как должны вести себя мальчики в присутствии девочек, умение веселить, приглашать на танец, в общем быть галантными кавалерами.

Но, пожалуй, самое большое значение для сплочения коллектива имели праздничные «Огоньки», благотворительные акции, коллективные творческие дела, экскурсии, выходы в театр.

Любое внеклассное мероприятие всегда сопровождалось конкурсами, спортивными эстафетами, песнями , играми. Научила их играть в «Ручеёк» и эта игра стала традицией до окончания школы. Ребята из других классов всегда приходили смотреть, чем мы занимаемся во время проведения праздников.

С первых дней старалась, чтобы во время наших «посиделок» всегда была эстетическая составляющая праздника: белые скатерти, салфетки, приборы, украшение класса; стали приводить в порядок класс, который нам достался в плачевном состоянии.

Конечно, не всё было так гладко. Ребята, обижали тех, кто, как им казалось, отличался от них. Никогда не забуду, когда во время празднования 23 февраля, команда, где одним из участников был Иванов А.(имя вымышлено) , проиграла, что тут началось: крики, обвинения в нечестном судействе, слезы в глазах, убежал, стукнув дверью, пока все опомнились, мама и папа стояли на пороге класса, адекватно отреагировав на происшедшее. Больше такого не повторялось. Поэтому проводила бесконечные беседы с классом и индивидуальные беседы.

Родителям на собрании сказала, что со всеми вопросами обращаться ко мне, а если я не смогу помочь, то будем вместе искать выход, поэтому ни одной жалобы со стороны родителей класса не поступило ни в одну инстанцию, это говорит о доверии родителей классному руководителю и учителям-предметникам.

Класс заметно изменился, стал более дружным, повысилась успеваемость, образовалась сплоченная группа родителей, на собрания многие ходили парами: Дидковские, Тюляевы, Яровы, Шкурко, но тут наступил 2007- 2008 учебный год и наши классы стали делить, создав 2 математических и 1 гуманитарный классы.

Новый 7 «Б» был сформирован как математический, но особо одаренных детей в классе не было. В него вошли 12 человек из 6 «Б», 8 человек из 6 «В» и 4 чел. из 6 «Д» классов, трое вновь пришедших, а затем из «А» класса перешел ещё 1 ученик.

Поэтому вновь встали те же задачи по созданию и сплочению классного коллектива, выявление и развитие творческих способностей учащихся, создание условий для интеллектуального, эстетического, коммуникативного и физического самовыражения личности.

Опять мы с Любовью Анатольевной провели ту же работу, что и в 5-м классе: анкетирование, выступление перед родителями, которые очень переживали, что теперь будет с классом, что за дети и родители пришли к нам. Беспокойство было вызвано тем, что некоторые из вновь пришедших родителей были скандалистами, ходили, жаловались то на классного руководителя, то на учителей. К тому времени в «В» классе сменилось три классных руководителя, и я у детей была четвертая.

И в этот период огромную помощь в моделировании воспитательной системы класса оказал мне, сам того не подозревая, замечательный преподаватель, бесконечно любящий своё дело переживающий за всё и за всех Мелихов Олег Николаевич.

7 класс - это уже подростки, меняется характер, появляется своё собственное мнение, не всегда правильное и адекватное поведение, здесь «нотации» не помогут, хотя без них тоже нельзя. Подошла к нему с просьбой помочь организовать поход на весь день. Заказали автобус, приехали в Лесхоз на берег реки, занимались скалолазанием, катались на байдарках, играли в футбол , волейбол, варили суп на костре, делали Хот-доги (с нами были тренеры-скалолазы, байдарочники, учитель физкультуры из другой школы). Впечатлений, рассказов - «море». Второй раз поехали вместе с «Д» классом, попали под мелкий дождь, думали, что впечатление испортится, но оказалось даже лучше, чем в солнечную погоду.

Впервые в школе была проведена Спартакиада по физической культуре. В течение всего года проводились различные соревнования, в которых участвовали команды всех 7-х классов. Ребята нашего класса украшали спортивный зал на Новый год, когда проводились «Веселые старты», составляющие часть Спартакиады, почти до полуночи, а потом Яров Юрий Юрьевич развозил их домой. Команда нашего класса, а это - 26 человек из 28, заняла 1 место. Кто был в кабинете 19, видел огромное количество кубков, которые давались только за 1 место, завоевано именно 7 «Б» классом, затем Спартакиада продолжилась в 8-м классе, но не получила логического завершения. Занятия спортом, участие в спортивных мероприятиях привело к тому, что мальчики очень быстро подружились. У девочек проблем было больше, особенно в первое время. Многие хотели занять лидирующие позиции в классе. Из-за этого возникали недопонимание, ссоры, обиды друг на друга. Поэтому приходилось вести индивидуальные беседы, беседы отдельно с девочками и с мальчиками, и, конечно со всем классом.

В классе необходимо было повысить уровень воспитанности, так как некоторые ребята мешали на уроках и учителя предъявляли к ним справедливые претензии. По отношению друг к другу ребята также вели себя не всегда корректно.

Хотя успехи по сплочению класса и улучшению взаимоотношений между ребятами были налицо, об этом говорили и сами ребята, и родители, предстояло еще много работы. Добавилось в этот период и помощников среди родителей: семьи Чеботаревых, Шелковых, Мильчаковых, Деньщиковых.

Продолжали проводить вечера, праздничные «Огоньки» стали традицией, вновь пришедшие ребята с удовольствием включались в конкурсы, играли. Незабываемой стала поездка в музей железнодорожной техники под открытым небом и посещение храма, поездки в Таганрог, Азов, Новочеркасск, посещение госпиталя, ребята ходили по палатам, раздавали подарки, беседовали с солдатами. Поэтому к 9-му классу у нас был дружный коллектив, который хорошо учился, принимал активное участие во всех мероприятиях, великолепно сдал экзамены.

На линейке, посвященной «Последнему звонку» всем учителям, кроме классного руководителя, делали памятные медали. Когда вызывали для поздравления классных руководителей , то кроме букета мои ученики наградили меня медалью «Нашей самой КЛАССной маме», было очень приятно и неожиданно. После линейки мы поехали на Зеленый остров, где родители с утра украсили территорию около базы шарами, плакучие ивы касались воды, нажарили, наготовили всякой-всячины, встречали нас с плакатами, со средством от комаров. Веселились до 22:00. Аниматор (сейчас она завуч 27 лицея) сказала, что такого легкого на подъем класса она не встречала никогда.

А затем наступил 2010-2011 учебный год. И классы стали формировать заново. 10 «Б» стал социально-экономическим, но костяк класса-15 человек остался, остались и родители. Пришли 3 человека новеньких и 10 учеников из других классов, из которых я не знала только пятерых, вернулись и бывшие ученики, которые отсеялись в 7-ом классе. Правда , среди них было достаточное количество слабых учеников. И на первое место стал вопрос о повышении успеваемости. По итогам первого полугодия в классе оказалось всего пять хорошистов, по окончании гимназии - четырнадцать.

Включить новых ребят в нашу веселую внеучебную деятельность оказалось совсем легко. Большинство из них не имели опыта такого время препровождения и с удовольствием включились в жизнь класса. Сейчас, во время проведения праздников, ученики 9-11 классов, в основном делают презентации, мы играли до окончания гимназии. Для меня удивительно было то, что они никогда не танцевали, только в зале на Новый год. Добавилась в 10-11 классе и новые игры «Мистер Твистер» и «Мафия». Незаменимый ведущий - Мильчаков Роман. Съездили в Пухляковку, Семикаракоры, ходили в театр. Очень сильное впечатление произвела постановка Молодежного театра «Письма с фронта».

О том, что в классе царит атмосфера тепла, уюта, любви, говорит и тот факт, что впервые в школе, а я думаю и в городе, а может и в России образовалось пять влюбленных пар и одна пара «международная» (10 «Б» - 10 «А»), из которых только одна в этом году рассталась.

Учителя-предметники помогали всегда. Были конфликты у Петрова А.(имя вымышлено) . Парень со своим стержнем и пониманием жизни, никогда не мог смолчать, если считал, что делают не так. Убеждали его вдвоем с Александрой Анатольевной. Екатерина Михайловна и я неоднократно беседовали с Сидоровым К.( имя вымышлено ), который считал, что к нему предвзято относятся, в том числе и я. Олег Николаевич постоянно проводил «душещипательные» беседы с мальчиками. Родители всегда адекватно реагировали на все претензии учителей и классного руководителя и оставались верными помощниками и соратниками.

Союз учащихся, классного руководителя, учителей - предметников, родителей и привел к тому, что был создан такой классный коллектив, который на выходе по русскому языку получил балл не хуже, чем гуманитарный класс, а по математике впервые средний балл достиг отметки 60, правда этого никто не заметил. Кстати сказать, что из 27 человек только пятеро занимались с репетиторами по математике, поэтому такой высокий результат я считаю своей заслугой. Крепкие знания, полученные в гимназии, дали возможность поступить ребятам в вузы на бюджетной основе и успешно там учиться, на коммерции - всего 5 человек, трое учатся в Москве, 6 человек закончили 2-й курс с отличием, а отличников в классе не было. Мильчаков Роман уже на первом курсе был оформлен в деканате как руководитель кружка по математике и проводил дополнительные занятия с одногруппниками. Все три года он подрабатывает репетиторством по математике и готовит учеников к ОГЭ и ЕГЭ. Он как-то мне сказал: «Надежда Сергеевна, меня сделали вы, если бы не вы, не знаю, что со мной было». Для меня это очень высокая оценка. Пытался он в группе организовать такие же праздники и поздравления, не получилось.

Костя Сидоров (фамилия вымышлена), проучившийся год в Академии Государственной службы, ушел в армию, в роту «Почетного караула» ( он всегда мечтал быть военным, но по состоянию здоровья пойти в училище не смог). И, придя через полгода службы ко мне, сказал: «Надежда Сергеевна, вы все правильно делали, я только сейчас это понял, когда стал работать с личным составом».

И, конечно, апогеем всего стал выпускной вечер. За 36 лет работы в школе я не видела ничего подобного. Вечер у нас начался на следующий день после вручения аттестатов, в 14.00 и закончился в 6.00. Шикарное место на левом берегу Дона , красивый двор, золотые рыбки, стеклянные витражи и зале, родители - парами, аниматоры (что и в 9-м классе), конкурсы в бассейне, танцы и конкурсы в зале вместе с родителями, торты вывозили с фейерверком, возле «Тачанки» запускали фонарики и был салют. Все остались очень довольны, когда рассказывали своим одногруппникам, те были в «шоке».

Сплоченный, дружный класс и учится, и отдыхает с удовольствием. Большинство учителей до сих пор вспоминают его добрым словом. И.А Посниченко всегда говорит: «Какой был класс - умный, воспитанный, деликатный». И то, что ребята, заканчивая 3 курс, не забывают нас, учителей, приходят в гимназию, говорит о том, что мы с вами все правильно делаем.




© 2010-2022