- Преподавателю
- Математика
- Исследовательская работа «Проценты на службе экологии»
Исследовательская работа «Проценты на службе экологии»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зинкевич Л.В. |
Дата | 05.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальная эколого - краеведческая конференция обучающихся «Моя страна - моя Россия»
Проценты на службе экологии
Исследовательская работа
учащихся 7 класса
МОУ Октябрьская ООШ
Торопецкого района
Воробьева Дмитрия и
Фунтова Петра
Руководитель учитель математики
Зинкевич Лидия Викторовна
2013
Четвертая межрайонная конференция школьников по патриотическому воспитанию «Моя страна - моя Россия»
Проценты на службе экологии
Исследовательская работа
учащихся 7 класса
МОУ Октябрьская ООШ
Торопецкого района
Воробьева Дмитрия и
Фунтова Петра
Руководитель учитель математики
Зинкевич Лидия Викторовна
2013
Содержание
Введение
Актуальность данной проблемы
Основная часть
1.Роль леса в решении экологических проблем.
2.Животные нашего леса.
3.Охрана и восстановление лесов.
Заключение
Литература
Введение
Цель исследования:
показать роль математики в решении экологических проблем.
Объект исследования:
природа родного края
Задачи исследования:
-
Роль леса и его обитателей в решении экологических проблем
-
Показать практическое применение математических знаний по теме «Проценты»
Методы исследования:
-
Изучение научно-популярной литературы
-
Использование интернет ресурсов
Актуальность:
Нет необходимости рассказывать о важности экологии. Ведь чистота воздуха, которым все мы дышим, воды, которую каждый день пьём, Земли, которая нас кормит, напрямую влияет на состояние здоровья каждого человека и всего человечества в целом. Поэтому необходимо заботиться о защите окружающей среды.Что такое экология?
Наука, изучающая взаимно отношения организмов друг с другом и со средой обитания, влияние человека на живые организмы.
Экологические проблемы: загрязнение среды, сохранение недр, видового разнообразия растений, грибов и животных, охрана и восстановление лесов.
Экологические проблемы касаются всех. Избежать, их не дано никому.
С помощью математики можно увидеть то, что может ожидать всех нас в будущем, оценить возможности повлиять на это. Математика даёт наглядное представление об экологических проблемах.
Основная часть
1.Роль леса и его обитателей в решении экологических проблем.
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
21 марта отмечался международный день леса. 2/9 мирового леса приходится на Россию. Леса имеют огромное значение в поддержании экологического баланса, выполняют защитные функции, очищают воздушный бассейн от промышленного и транспортного загрязнений, вредоносных газов, пыли и копоти. Термин «Экология» в переводе с греческого означает «изучение собственного дома». Но дом - это не собственная квартира каждого, а « дом» в широком смысле этого слова: поселок, район, область, Россия. Экологические проблемы в нашем доме тесно связаны с проблемами здоровья его обитателей.
Площадь земель Торопецкого района составляет 3374 км2. Проживают 21460 жителей. Лес занимает 234425 гектаров.
На территории района осуществляет свою деятельность 15 крупных и средних предприятий.
Рассмотрим основные экологические проблемы Торопецкого района и проанализируем их.
Задача 1.
Предприятия района выбрасывают в атмосферу 101 т угарного газа, а автотранспорт на 200% больше. Сколько тонн отработанного газа было выброшенного в атмосферу?
101000 : 100 х 200 = 202000( т )
Задача 2.
В нашей школе 80 человек. Из них перенесли заболевания органов дыхания 50 человек в 2012 году и 55 человек в 2013 году. На сколько процентов увеличилось число человек, перенёсших заболевания органов дыхания в 2013 году по сравнению с 2012 годом?
50 : 80 х 100 = 62,5%
55 : 80 х 100 = 68,75%
69,75 - 62,5 = 6,25%- увеличение заболеваемости
Результаты неутешительны!
Заболеваемость увеличивается .
Нам помогает исправить эту ситуацию лес. Лес - это лёгкие земли.
Гектар лиственного леса вырабатывает 2 кг летучих защитных веществ, а гектар хвойного леса - 5 кг.
Леса выделяют кислород, а поглощают углекислый газ. Удерживая и испаряя воду, леса участвуют в круговороте воды.
Учёным давно известно, что зелёные насаждения уменьшают количество пыли в атмосферном воздухе.
Задача 3.
Было подсчитано, что над 50км2 леса в воздухе находится 50 т пыли, а над той же площадью безлесного пространства - в 11раз больше. Сколько это составляет процентов?
-
50 х 11 = 550( т)
-
2)550 :50 х 100 = 1100%
Задача 4.
Известно, что 50 м2 зелёного леса поглощают за 1 час углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании 1 человек за час, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зелёного леса за 1 час ? А сколько человек выделяют такое количество углекислого газа за тот же час?
1000 : 50 х 40 = 8000 г = 8( кг)
8000 : 40 = 200( человек)
Задача 5.
В 1 м3 воздуха безлесного пространства около 5000 микробов. А в 1м3 лесного массива - около 500 микробов. Какую часть микробы 1м3 лесного массива составляют от микробов безлесного пространства? Какой процент?
500 : 500 = 0,1 = 10%
Задача 6.
Гектар лиственного леса вырабатывает 2 кг летучих веществ. Гектар хвойного леса - 250% от этой величины? Сколько килограммов летучих защитных веществ вырабатывает 1 га хвойного леса?
2 : 100 х 250 = (5 кг)
Задача 7.
1 гектар леса в течение года способен поглощать столько углекислого газа, сколько его выделяют 232 человека. Сколько процентов это составляет от общего числа жителей Торопецкого района, если в нём проживает около 21460 жителей? Ответ округлить до сотых.
232 : 21460 х 100 = 1,08%
Задача 8.
Сколько гектаров леса приходится на одного жителя Торопецкого района?
Сколько килограммов летучих защитных веществ приходится на одного жителя Торопецкого района, если в районе преобладают хвойные леса?
234425 : 21460͌ ≈ 10,9( га)
5х10,9 = 54,5(кг)
Вывод: экологическая обстановка в районе хорошая. Предприятий химической промышленности мало, крупная автомагистраль одна, а площадь лесного пространства большая.
2.Животные нашего леса
Заяц беляк является типичным обитателем наших лесов. Беляк имеет более крупную лапу, и весовая нагрузка на 1 см2 у него равна 12 г, тогда как у русака - 22 г. В связи с этим заяц-беляк сравнительно мало проваливается даже в рыхлом снегу. Пищей зайцу служат более 80 видов травянистой, кустарниковой и древесной растительности. В бесснежный период в рационе преобладают травы, а зимой веточки и кора кустарников и деревьев: различные виды ив, осина, берёза, дуб, лещина и др.
Наиболее охотно беляки заселяют места с преобладанием осины и дуба, смешанные сосново-лиственные и различные молодняки. В годы высокой численности на 100га обитает 12 зайцев.
Задача 9:
Средний вес русака -4700 г. Средний вес беляка составляет 70% веса русака. Вычислить средний вес беляка.
Решение.
70% = 0,7
4700 •0,7 = 3290 г. - средний вес беляка.
Лось - самое крупное животное наших лесов, достигающее веса до 500 кг. Это типичный обитатель леса, обладающий длинными ногами и своеобразной походкой, позволяющей ему легко перешагивать через упавшие стволы деревьев и сравнительно свободно передвигаться по снегу глубиной до 90 см. Основой его пищи зимой служат ветви и кора древесной и кустарниковой растительности - осины, черемухи, рябины, различных видов ив, а также хвоя и молодые ветви сосен. Сложный желудок лося и вся его пищеварительная система приспособлены к перевариванию грубой растительной клетчатки. Летом большое значение в кормовом рационе лося имеют листья.
Задача 10:
Новорожденные лосята весят 12 кг, а в возрасте шести месяцев уже 120 кг. На сколько процентов вес шестимесячных лосей больше веса новорождённых?
Решение: 120 кг ----- 100%
12 кг ------ Х%
Х= 12 • 100: 120 = 10%
100% - 10% = 90% - вес шестимесячных лосей больше веса новорождённых.
Большое значение в питании лисы имеют грызуны, главным образом мышевидные, а затем зайцы и птицы. Только в годы резкого снижения их численности лиса, обладая высокой экологической пластичностью, переключается на питание другими кормами.
Задача 11:
Ежата родятся слепые, голые, имея вес 15 г, около 3% от веса самки. Вычислите вес самки.
Решение. 15 г ----- 3%
Х г ---- 100%
Х = 15 • 100: 3 = 500( г) - вес самки.
Вывод: растительный и животный мир Торопецкого района очень разнообразен.
3.Охрана и восстановление лесов
В последние годы идет массовая вырубка лесов.В Торопецком районе работает биостанция «Чистый лес» и лесопитомник. Они занимаются выращиванием и посадкой саженцев, восстановлением лесов. Ежегодно ведется лесопосадка на площади 350 гектаров.
В районе с 1998 года работает экологическая школа «Медвежата» на базе биостанции «Чистый лес». Школа «Медвежата» - это детский дом для медвежат- сирот, которых выращивают и выпускают в дикую природу.
4.Заключение
Экологические проблемы - это загрязнение окружающей среды, сохранение недр, видового разнообразия растений, грибов и животных, охраны и восстановление лесов.
Вырубка леса приводит к изменению состава атмосферы, исчезают животные, гибнут растения.
Что мы можем сделать для сохранения леса?
Бережно к нему относиться, не ломать деревья, очищать лес.
Экологические проблемы касаются всех. Избежать, их не дано никому.
Математика дает наглядное представление об экологических проблемах.
С помощью математики можно увидеть то, что может ожидать всех нас в будущем, оценить возможности повлиять на это. Роль леса в поддержании экологического баланса очень велика. В Торопецком районе на каждого жителя приходится около 10,9 гектара леса, поэтому у нас можно безопасно жить и отдыхать.