ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ»

 Главной целью данного внеклассного мероприятия является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край. Образовательные задачи: - ознакомление с историей родного края - формирование представления о заселении Кольского Севера   Воспитательные задачи:   - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю,   формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;  ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ:

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ»

Главной целью данного внеклассного мероприятия является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край.
Образовательные задачи:

- ознакомление с историей родного края

- формирование представления о заселении Кольского Севера
Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

Развивающие задачи:

- развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

Материал: мультимедиа (интерактивная доска)

Презентация

Карты

Тематическая литература

Ход проведения:

На экране идет презентация и учитель читает материал по данной тематике.

Сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое, а именно в путешествие по нашему родному краю. Мы узнаем, как и откуда пришли сюда люди, как произошло заселение Кольского полуострова.

«Земля Тре» - так с 13 века в новгородских грамотах называли наш Кольский полуостров. Впоследствии это название сохранилось в выражениях «Терский наволок» (Кольский полуостров) и «Терский берег».
Почему Тре (а также ТЬРЕ, ТЕРЬЕ, ТИР)?

На этот счёт имеются различные мнения. Финский этнограф Тойво Итконен считал, что слово происходит от Карельского названия Кольского полуострова «Турья» («заклянёт тебя турьянец» в Калевале). Иногда Кольский полуостров называют Лапландией от лопарей - населения, издавна проживавшего на нем. Лапландия, в переводе с местного языка, это край земли.

Надеждин писал в 1837 году, что новгородцы называли нынешнюю Русскую Лапландию странным именем Тре, которое производят от шведского trae, датского tree, англосакского trev, то есть дерево, лес.

Кольский полуостров расположен на крайнем северо-западе России. Его площадь составляет 89 тыс. кв. км. Восточная, полуостровная часть отделена от западной глубокой впадиной, вытянутой в меридиональном направлении от Кандалакшского до Кольского залива через реку Ниву, систему озер, включая крупнейшее на севере Европы озеро Имандра и долину реки Колы.

С севера и северо-востока Кольский полуостров омывается Баренцевым морем, с востока и юго-востока Белым морем и одним из его заливов Кандалакшским. Побережье Баренцева моря от западной границы до мыса Святой нос называется Мурманским берегом. Часть побережья от мыса Святой нос до устья реки Варзуги носит название Терский берег, от Варзуги до Кандалакши Кандалакшский и от Кандалакши до Кеми Карельский берег.

Кольский полуостров на западе и северо-западе граничит с Финляндией и Норвегией, на юге с Карелией. Протяженность российско-финской границы в пределах полуострова составляет приблизительно 360 км, российско-норвежской 196 км.

Самая западная точка полуострова расположена у границы с Финляндией около озера Инари, самая восточная на побережье Белого моря, вблизи устья реки Поной. На севере крайняя точка находится у оконечности полуострова Рыбачий, на юге на Терском берегу вблизи села Тетрино.

Большая часть Кольского полуострова расположена за полярным кругом. В сочетании с другими географическими факторами (влиянием незамерзающего Баренцева моря, разнообразием рельефа и пр.) это определяет особенности его климата, погоды, ландшафтов, растительного и животного мира.

В поморских пословицах, изречениях и присловьях запечатлелись особенности местной жизни: «Голод и на Мурман гонит», «Кто на Мурмане н бывал, тот и горя не видал, богу не моливался», «Море-горе, а без него вдвое», «Пойдешь в Поной-не вернешься домой».

Суровый климат не позволял выращивать зерновые культуры, известные в среднеевропейской полосе (рожь, ячмень, овес), а местных, дикорастущих злаков, способных созревать за короткое северное лето, в Заполярье не существовало.

На Кольском полуострове ученые обнаружили много стоянок первобытных людей. Ценный материал о их жизни дали раскопки могильника на острове Большой Олений, который находится в трех километрах к северу от города Полярный. Людей, которые там обитали, называют оленеостровцами. Археологи определили, что они жили примерно тысячу лет назад до новой эры и являются предками современных саамов.

В IV- III тысячелетиях до нашей эры, в поисках богатых и никем не занятых промысловых угодий, в Заполярье пришли новые группы людей, по материальной культуре близкие племенам междуречья Оки и Волги. Некоторые из них поселились во внутренней части Кольского полуострова - по берегам озер и рек.

По сравнению с прежними и коренными жителями Мурмана пришельцы стояли на более высокой ступени развития. Они могли обрабатывать камень не только оббивкой и отжимом, но и посредством пиления, сверления, шлифования. Благодаря этому получались хорошие топоры, долота, тёсла, ножи, наконечники копий и стрел.

Они использовали на промысле лодки и сети, рыболовные крючки, сделанные из кости, и усовершенствованные (с вращающимся наконечником) гарпуны.

Они умели изготовлять глиняную посуду, при этом стенки сосудов украшали глубокими ямками и оттисками гребенчатого штампа. Поэтому их называют племенами ямочно-гребенчатой керамики.

В конце II - начале I тысячелетия до нашей эры климат Заполярья существенно изменился. По сравнению с современным он тогда был более теплым и сухим. Толстоствольные лиственные деревья покрыли Север вплоть до Хибин.

В это время на Кольский полуостров пришли племена асбестовой керамики (при изготовлении сосудов они для прочности добавляли в глину толченый асбест, а на стенки наносили орнамент в виде сетки). Это были угро-финны, предки которых обитали на Северном Урале. Они имели небольшой рост (для мужчин в среднем 155 см) и сравнительно широкое лицо.

В результате смешения новых пришельцев со старым населением края постепенно сложилась финноязычная народность - древние саамы. По своему физическому облику они походили на европейцев, но несли в себе также слабо выраженные черты восточного происхождения.

Первыми среди русских в XI веке двинулись на Крайний Север новгородцы и ладожане. (Приложение 3)

Общее знакомство с историей хозяйственной жизни Новгорода позволяет восстановить обстановку, в какой совершалось освоение новгородцами громадных пространств по берегам «Студеного» моря и впадающих в него рек.

Лесные и рыбные промыслы были развиты сравнительно сильно и давали новгородцам не только кров, пищу и одежду, но и дорогие товары, питавшие новгородские рынки и поднявшие новгородскую торговлю до значительного напряжения. Только эти товары новгородцам приходилось добывать не в коренных своих областях.

С великими усилиями проложили они несколько путей на Северную Двину и Белое море. Так разными путями Новгородцы добрались до заветных мест Белого моря, где надеялись найти желанную добычу - рыбу, морского зверя, соль и меха.

Не только русских людей привлекала страна Тре, с Запада приходили сюда часто шведы и норвежцы. В XI веке норвежец Отер, совершив плавание к Белому морю, сообщал: вся эта страна пустынна и только в немногих местах живут терфинны, которые занимаются охотой. Рыболовством и ловлей птиц.

В летописях говорится о сказочных богатствах Мурмана: пушнине, рыбе, оленях, морском звере. Появление русских не только способствовало развитию края, но и обеспечило защиту коренного населения от набегов западных завоевателей.

На Мурманском берегу быстро развивался рыбный промысел. В середине XV века на Терском берегу возникли первые русские селения - Варзуга и Умба.

Процессу освоения Кольского Севера русскими переселенцами сопутствовал и процесс распространения христианства среди лопарей.

Начало просвещению русских лопарей Христовой верой положено в XIV в. преподобным Лазарем Мурманским, постриженником Константинопольской, или Ново-римской Высокогорской обители.

Он посеял первые семена христианской веры; окончательное же распространение ее среди лопарей совершено было преподобным Трифоном Печенгским (в сообществе с Феодоритом Кольским, одновременно с ним трудившимся среди Устькольских лопарей), который всю свою жизнь посвятил этому бедному племени и, с целию утверждения их в вере, основал в Лапландии на р. Печенге монастырь, который получил впоследствии название Трифоно-Печенгского.

Время появления Трифона на Кольском Севере Житие относит к 1520-1525 годам.

Сначала он жил в одиночестве в пещерах. Не имея определенного жилища, Трифон переходил из одного места в другое, где только находил лопарей, проводя время в молениях, питаясь рыбой, грибами, ягодами. Проживая одиноко вблизи их, Трифон видел, что лопари предаются грубому идолопоклонению, занимаясь ворожбой. Видную роль в жизни лопарей играли жрецы-кудесники, называемые кебунами. Лопари их весьма боялись и почитали. Во время жертвоприношений кебуны вели себя, как бесноватые, и ужас охватывал простодушных лопарей.

Трифон отправляется в Новгород просить у архиепископа благословенную грамоту на постройку церкви, а также назначения к этой церкви священника. В 1530 году он, получив от архиепископа Макария грамоту, возвращается в Печенгу, приведя с собой и строителей, которые ради Господа решились идти в далекую сторону. Вместе с ними трудился неутомимый подвижник, таская на плечах бревна для новостроящейся церкви за три версты, ибо силы был недюжинной. Работая днем, ночь проводил он в молитве и не переставал утверждать в вере новообращенных.
Церковь была построена на берегу Печенги.

При церкви Трифон вскоре построил кельи, в которых стали жить первые иноки из новокрещенных лопарей. Лопари, наученные живому благочестию, до того полюбили святую веру, приобрели такое расположение и любовь к Трифону,что отдавали в пользу строящейся обители деньги, земли, угодья, озера.

Весть о церкви на Печенге и подвижнике Трифоне стала расти. Об этом рассказывали лопари, об этом сообщали поморы и рыбаки, приходившие ловить рыбу на Мурман.

Понемногу сюда стали прибивать богомольцы: крестьяне, купцы, работный люд. Некоторые принимали иноческий постриг и строили себе кельи. Так рос и укреплялся монастырь. Монахи ловили рыбу, били морского зверя. В обители создавалось свое хозяйство. Но монастырская братия всегда заботилась не только о себе, но и об окрестных лопарях. Так, в тяжелый период, когда страшный голод поразил северный край и в течение нескольких неурожайных лет от голода погибло немало людей, Трифон, взяв с собою некоторых из братии, со смирением обходил обширную Новгородскую область, собирая милостыню.

Трифон с Феодоритом идут сначала в Новгород, а затем добираются и до Москвы, где были приняты самим царем Иоанном Грозным. В житии преподобного Трифона подробно описывается эта встреча. Царь, слушая рассказы Трифона о Северном крае: о жизни в той пустыни, где летом светит солнышко в полночь, а зимой сверкают на небе огненные «сполохи», о живущей в той земле дикой лопи, о чудовище кит-рыбе и о ловле его в Студеном море, об оленьих стадах, и наконец, о важности иметь там православную церковь как видимый знак русского государства на его окраине, на границе с инославными. Царь проникся любовью к Трифону и вместе со своей знатью богато одарил Печенгский монастырь ценными дарами - деньгами, церковной утварью, облачениями, колоколами и богослужебными книгами.

Грамота имела очень большое значение для монастыря. Дарованные грамотою обширные владения давали монастырю возможность развивать свою просветительскую деятельность и значительно укрепило хозяйство. Монастырь, взятый под государственную руку, стал быстро расти, развернул широкую хозяйственную деятельность, завел обширную торговлю продуктами промыслов и с центральными русскими землями, и с западноевропейскими купцами.

В память царских щедрот преподобный Трифон построил для лопарей в 1565 году на реке Паз церковь во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Эта река отличалась обилием рыбы, поэтому привлекала лопарей западной Лапландии. По преданию именно здесь произошло одновременное крещение двух тысяч лопарей с женами и детьми. Освященная в день памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба церковь долго служила жившим в этих местах лопарям и считалась центром западной Лапландии.

Преподобный Трифон продолжал трудиться, как последний послушник. Смирение святого было столь велико, что, испрашивая у царя жалованную грамоту, он не пожелал, чтобы имя его было упомянуто в ней как основателя и устроителя Печенгского Свято-Троицкого монастыря.
В 18 верстах от монастыря на берегу реки Манны (в месте ее слияния с рекой Печенгой), где первоначально жил и куда часто удалялся преподобный Трифон для безмолвного служения Богу, он основал небольшую пустынь (скит) и построил храм в честь и память Успения Пресвятой Богородицы.

Здесь по преданию, указывают пещеру у подножия высокой каменной горы, в которой Преподобный укрывался от гнева лопарей-язычников. В память этого гора называется Спасительною.

В различные периоды истории монастырь являлся гордостью державы Российской и православного народа. Основанный в 1533 году преподобным Трифоном Печенгским, он стал оплотом Православной веры и государственности на северных рубежах России. При поддержке царя Иоанна Грозного Печенгская обитель, окормляемая преподобным Трифоном и созидаемая трудами братии, превратилась в исключительно крепкое хозяйство. Здесь были организованы верфи, солеварни, мельницы и скотные дворы. Монахи занимались выделкой шкур и мытьем золота.

Вот такая обзорная экскурсия в прошлое.

А теперь давайте посмотрим литературу по происхождению названий мест Кольского Севера.(Ребята находят понравившееся им названия и зачитывают собеседникам).

Список литературы:

  1. Берлянт А.М. и др. Физическая география (справочные материалы). - М.: Просвещение, 1995

  2. Бекетов К. Два маршрута по Кольскому полуострову// Вольный ветер. 1996г.

  3. Бухаров Д.Н. Поездка по Лапландии осенью 1883 года. - СПб.: тип. Имп. Акад. Наук, 1885. - 345 с.

  4. Гебель Г.Ф. К вопросу о колонизации Лапландии // Русское судоходство. - СПб., 1905. - № 10 (282). - С. 12-29.

  5. Драшников В.В. «Рассказы по истории Кольского края»1979г. с.70

  6. Драшников В. История родного края Мурманск 1993г.с. 175

  7. Двинин Е.А. , Материалы памятников истории и культуры РСФСР: Мурманская область. 1966г.

  8. Иванов А.П. Промышленное развитие Европейского Севера// Природа и хозяйство Севера. - Л., 1994

  9. Киселев А.А., Шевченко А.В., Мурманская область: география и история освоения: Мурманск, 1996

  10. Магидович В.И., Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. - М.: Просвещение, 1996. - 223 с

  11. Максимов С.В. Год на Севере. - М.: изд. П. К. Прянишникова, 1890. - 698 с.

  12. Мухин А.А. О Мурмане и Лопландии. Записка Чиновника по крестьянским делам 1-го участка Александровского уезда А.А. Мухина. - Архангельск: Губ. тип., 1910. - 50 с.

  13. Немирович-Данченко В.И. Страна холода. В 2-х томах. - Т. 1 - СПб.: Изд. П.П. Сойкина, 1903 - 371 с.

  14. Рихтер Г.Д. 1946г. История исследований Оленегорского могильника Баренцева моря museum-polar.narod.ru/stati_olenegormogilnik.html

  15. Семенов-Тян-Шанский О.И. Лапландский заповедник. - Мурманск, 2001. - 244 с.

  16. Синева Е.В. Природа и природные ресурсы Мурманской области. - Мурманск, 1982.

  17. Спорные вопросы в истории Мурмана: 1917-1997: концепции, суждения, гипотезы. - Мурманск, 1998. - 126 с.

  18. Тишков В.А. Этнология и политика: статьи 1989-2004 гг. - М.: Наука, 2005. - 240 с.

  19. Ушаков И.Ф. Кольская земля: Мурманское книжное изд-во 1972г. с. 670

  20. Ушаков И. Избранные произведения: Историко-краеведческие исследования.\r\n Т.1. Кольская земля. Мурманск, 1997. - 646 с.

  21. Ушаков И.Ф. , Дащинский С.Н. Кола - Мурманск Издательство 1983-192с.

  22. Ушаков И.Ф. История Кольского Севера Мурманск 1992г. с.12

  23. Федоров П.В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера Мурманск 2012г.

  24. Федоров П.В., Кольский Север в досоветское время. - Мурманск, 1998. - с. 368

  25. Харузин Н.Н. Русские лопари. - М.: т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1890. - 472 с.

  26. Харузина В.Н. На севере. Путевые воспоминания. - М.: тип. т-ва А. Левенсон и Компания, 1890. - 235 с.

  27. Якобий А.И. Угасание инородческих племен Севера: доклад в I секции Русского Общества охранения народного здравия. 12-го марта 1893 года. - СПб.: тип. Дома призрения малолетних бедных, 1893. - 68 с.

  28. mojgorod.ru/murmansk_obl/index.html - народная энциклопедия «Мой город» - Мурманская область.

  29. Сайт Очерки по истории колонизация Поморья _ Двинская Земля.htm#002

  30. kolasobor.ru/istoriya_trifono/

© 2010-2022