• Преподавателю
  • Математика
  • Выступление на педагогическом совете «Реализация ФГОС на уроках математики: нетрадиционные уроки»

Выступление на педагогическом совете «Реализация ФГОС на уроках математики: нетрадиционные уроки»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Альфа с углубленным изучением отдельных предметов











«Реализация ФГОС на уроках математики: нетрадиционные уроки»













Выполнила: учитель математики

Боркова Лариса Валентиновна








2015г.



Содержание

Введение……………………………………………………………………….. ………3

Глава 1. Основные понятия «нетрадиционного» урока …………......…… ………...5

  1. Признаки «нетрадиционного» урока………….………………...………5

    1. Типы «нетрадиционных» уроков………………………………..............6

Глава 2. Структура урока по технологии деятельностного метода обучения……..9

Заключение…………………………………………………………………................13

Литература………………………………………………………………….................14



















Введение

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. В современных условиях, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала. Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения. Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом. Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке. Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя. В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность обучающихся, и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала. Цели развития творческих способностей с использованием нетрадиционных форм:

- поддержание интереса к предмету;

- развитие качеств творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности;

- формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения;

- развитие мышления вообще и творческого в частности;

- подготовка обучающихся к творческой деятельности;

- умение переносить знания в незнакомые ситуации.

Задачи:

- раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческих способностей школьников;

- проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках математики в школе;

- выявить, способствует ли проблемное обучение математике развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных форм. Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС ООО:

- общекультурное развитие;

- личностное развитие;

- развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся;

- формирование умения учиться;

-развитие коммуникативной компетентности. Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Нетрадиционные уроки в школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями школьников, основой данных уроков, оригинальностью их проведения, занятостью обучающихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Задания могут быть самые разнообразные.












Глава 1. Основные понятия «нетрадиционного» урока

В современной школе основной формой обучения математике, главным связующим звеном в интеграции различных организационных форм обучения по-прежнему остается урок. В педагогической литературе понятие «урок» сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному определенными рамками времени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста и уровня подготовки. Любому уроку присущ ряд признаков:

- наличие образовательных, воспитательных и развивающих целей;

- отбор в соответствии с поставленными целями учебного материала и определение уровня его усвоения;

- достижение этих целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;

- организация соответствующей деятельности учителя и учащихся.

При этом урок математики имеет свою специфику.

Для него характерны и наиболее существенны следующие признаки.

- Содержание урока математики, как правило, не является автономным, оно разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний, что связано со строгой логикой построения курса математики. - В процессе овладения математическими знаниями, по сравнению с другими учебными предметами, уделяется большее внимание развитию у обучающихся логического мышления, умений рассуждать и доказывать. При обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на каждом уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки постановка образования современного человека невозможна. Наряду с традиционными формами организации учебного процесса рассматривается целая палитра «нестандартных» уроков.

1.1. Признаки нетрадиционного урока

  • Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

  • Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.

  • Достигается эмоциональный подъем обучающихся через оформление кабинета.

  • Выполняются творческие задания.

  • Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.

  • Планируется урок заранее.

  • Определять чётко три дидактические задачи.

Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него, и соответствуют индивидуальным особенностям обучающихся:

а) авторские;

б) авторизованные;

в) новаторские;

г) традиционные;

д) использовать нетрадиционные уроки. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

1.2. Перечислим наиболее распространенные типы «нетрадиционных » уроков:

1. Уроки «погружения»

2. Уроки - деловые игры

3. Уроки - пресс-конференции

4. Уроки-соревнования

5. Уроки типа КВН

6. Театрализованные уроки

7. Компьютерные уроки

8. Уроки с групповыми формами работы

9. Уроки взаимообучения учащихся

10. Уроки творчества

11. Уроки-аукционы

12. Уроки, которые ведут обучающиеся

13. Уроки-зачеты

14. Уроки-сомнения

15. Уроки - творческие отсчеты

16. Уроки-формулы

17. Уроки-конкурсы

18. Бинарные уроки

19. Уроки-обобщения

20. Уроки-фантазии

21.Уроки-игры

22. Уроки - «суды»

23. Уроки поиска истины

24. Уроки-лекции «Парадоксы»

25. Уроки-диалоги

26. Уроки «Следствие ведут знатоки»

27. Уроки - ролевые игры

28. Уроки-конференции

29. Интегрированные уроки

30. Уроки семинары

31. Уроки-экскурсии Педагогам необходимо искать способы оживления урока, стараться разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как школьники имеют специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки. Стандарт в средней школе, должен побудить учителя внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Учитель, проектируя занятие, составляет технологическую карту или конструкт урока. Традиционный конспект - это содержание урока по вертикали, а технологическая карта - по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности обучающихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для обучающихся, направленные на достижение результата. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. В ФКГОС 2004 г. требования предъявлялись предметным и метапредметным результатам, так же как и в новых стандартах. Но в стандартах второго поколения предъявляются требования к личностным результатам. Поэтому в структуру современного урока должны быть внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.

  • Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.

  • Цель урока обучающиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.

  • Новый этап урока - это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.

  • Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.

  • На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности

  • Домашнее задание на современном уроке обучающиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей. Учитель обозначает для себя ту часть материала, которую будет использовать в дальнейшем (то есть отбирает материал, рассматривая его сквозь призму деятельности). Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не давал возможности включить в деятельность всех учащихся, поэтому на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана. Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, изучение и комментирование иллюстраций (это позволяет включить обучающихся в активную мыслительную деятельность). Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию обучающихся. Для современного урока подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода к обучению. Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания,

обучающиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит будут учиться

применять знания на практике, проектировать новые способы действий, формировать собственную жизненную позицию. Формулировка таких заданий звучит иначе. Для примера рассмотрим несколько заданий: на традиционном уроке математики предлагают высчитать площадь прямоугольника, на современном же уроке задание может выглядеть так: Дан план комнаты и размеры напольных покрытий. Определите, какой из предложенных покрытий полностью закроет пол. Выполняя такие задания, обучающиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью. Тема урока - это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема урока представляется в его заголовке. Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими обучающимися.




Глава 2. Структура урока по технологии деятельностного метода обучения.


1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Обязательным элементом такого урока является учебная проблема:

  • учитель может лично заострить противоречие и сообщить учебную проблему;

  • обучающиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;

  • учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.

Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:

  • невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;

  • невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;

  • невыполнимое, но сходное с предыдущими.

Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: "В чем затруднение?; Чем это задание не похоже на предыдущее?; Что вас удивляет?; Сколько есть мнений?". Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: "Какова же будет тема урока?; Какой возникает вопрос?".

Постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы. Есть два принципиально разных способа выдвижения и проверки гипотезы на уроке:

  • обучающиеся совершенно самостоятельно выдвигают или проверяют гипотезу;

  • учитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или проверке гипотезы.

Пример:

Урок по теме "Сумма углов треугольника" - геометрия 7 класс УМК

Л.С.Атанасян Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 8000, 15000, 100000

Побуждающий диалог.

Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

Формулировка учебной проблемы.

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.

- Начертите треугольник.

- Измерьте его углы транспортиром.

- Найдите сумму углов.

- Какие результаты у вас получились?

- Постройте треугольник с двумя прямыми углами.

- Постройте треугольник с двумя тупыми углами.

- Постройте треугольник с тупым и прямым углом.

- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

- Сверим вывод с учебником.

- А почему у вас получились неточные результаты?

Для проверки гипотез, вывода формул можно широко использовать исследовательские и практические работы, учебные проекты. На «нетрадиционных» уроках можно использовать дидактические игры и игровые ситуации. Для создания игровых ситуаций используются исторические сведения, занимательные задачи, жизненные факты, задачи - рисунки, примеры из других предметов, межпредметные связи. Работу с обучающимися можно проводить в группах по 4 - 5 человек. Каждая группа имеет своего капитана. Групповая работа позволяет сочетать коллективную и индивидуальную формы работы. Задания для групповой работы обучающиеся обсуждают в группах, затем начинается "защита" решений. За правильные ответы группы получают игровые баллы. Задания для индивидуальной работы выполняет каждый обучающийся, потом получает за это оценку. Награждается группа, набравшая наибольшее число баллов.


Примеры нетрадиционных уроков:

Ярмарка. Дидактические игры: Лото, Домино.

Дело: Презентация команд. Творчество. Индивидуальная работа. Групповая работа.

Ярмарка

Актуализация опорных знаний.

Цель: проверить готовность команд к игре, повторить и закрепить основные вопросы по данной теме.

Группам на карточках даются вопросы и задания, которые они обсуждают, а затем "защищают" свои решения.

Математическое лото

Цель: закрепление и повторение материала, отработка формул.

Правила игры. В специальном конверте каждой группе предлагается набор карточек. Это - карточки-задания. Имеется другой набор карточек. Это - карточки-ответы, которых больше, так как среди ответов есть ложные ответы. Решая пример, обучающийся находит ответ, и этой карточкой (ответом) накрывает соответствующий номер в специальной карте. Если все задания выполнены правильно, то обратные стороны карточек-ответов составляют какую-то картинку или рисунок. Каждый ученик в группе решает по 2-3 задания. Номера в специальной карте совпадают с номерами карточек-заданий. Или эту игру можно провести и иначе: Пригласить по 2 человека от каждой группы для выполнения заданий. Обучающиеся находят ответы на карточках, разложенных на столе учителя. В случае правильных ответов на магнитной доске получается большая картинка, которую видит весь класс.

Домино.

Цель: закрепление изученной темы и повторение материала. Отработка различных формул.

Правила игры. Домино содержит 16 карточек и одну - начальную карточку. На одной половине карточки написано задание, на другой - ответ к другой карточке. В группе распределить 16 карточек между игроками. Действия игроков такие же, как в обычном домино. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее. Практика показывает, что нетрадиционные уроки значительно повышают интерес обучающихся к учебе. Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения.




















Заключение

В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в школе значительно усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей школьного возраста, авторских программ и учебников. Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемов умственной деятельности. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом возраста и способностей школьников. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у обучающихся интереса к предмету. Подготовка нетрадиционного урока предполагает кропотливую совместную работу педагога и обучающегося. В такой ситуации ученик чувствует себя соавтором, что положительно влияет на его учебную мотивационную сферу, у него развивается навык самостоятельности, ответственности.








Литература:

  1. Л.В. Жаркова «Учить самостоятельности», М.: Просвещение, 1993 год, с.203, 204.

  2. В.Г. Коваленко Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.

  3. В.А. Онищук «Урок в современной школе», М.: просвещение, 1991 г.

  4. Н.Н. Порожнета. Еще одна технология закрепления и повторения - журнал «Математика в школе», №1, 1997. Математика. Приложение к газете «Первое сентября»: № 18, 1998 г.; № 36, 45, 1999 г.; № 14, 30, 45, 2000 г.; № 15, 18-20, 23-26, 2001 г.; № 23, 2003 г.; № 44, 45, 2004 г.

  5. Т.И. Тимошенко Стимулирование познавательной деятельности обучающихся на нетрадиционных уроках. БГУ - Белгород, 1997. - 108 с

Интернет ресурсы:

sch2000.ru/

festival.1september.ru/articles/580914/

standart.edu.ru/

i-russia.ru/all/docs/4300/

college.ru/pedagogam/450/469/470/533/












13


© 2010-2022