ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый  день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего  мира с удивлением и восторгом”. П.Вайнцвайг   В статье рассматривается вопрос поиска и обучения одарённых учащихся в школе. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения важность и необходимость работы с одарёнными детьми. Будущее любой страны зависит не столько от её политических...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

С.Н. КОМОГОРОВА

МАОУ СОШ № 23 г. Липецка

"Дети - прирождённые художники, учёные, изобретатели - видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом".

П.Вайнцвайг

В статье рассматривается вопрос поиска и обучения одарённых учащихся в школе.

Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию заявил о необходимости возрождения российской образовательной системы; одновременно с реализацией стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения важность и необходимость работы с одарёнными детьми. Будущее любой страны зависит не столько от её политических лидеров, сколько от наличия в данном обществе критической массы талантливых и одарённых людей, которые своей деятельностью обеспечивает общественный прогресс. Объективно необходимо целенаправленное выявление и обучение одарённых школьников, так как оно способствует формированию будущего нации.

Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа… Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного - этот ребенок - талант. Таких детей очень мало. Гораздо больше детей одаренных, но их необходимо увидеть и воспитать.

Когда-то В.А. Сухомлинский сравнил одаренность ребенка с росточком, который надо холить и лелеять, чтобы он « вырос и дал обильный плод». С этой точки зрения учителя - садовники, активно модернизируют и обновляют инвентарь для взращивания талантов.

Самая большая ответственность учителя - обеспечивая оптимальные условия для развития каждого ребенка не пропустить, не прозевать талант. Не потерять Пушкина, Менделеева, Шостаковича, Лобачевского… Гениев и людей «просто чрезвычайно талантливых» издавна называли самородками. Встречаются они почти также редко, но это поистине бесценный дар природы.

В настоящее время выявление и развитие одаренных детей является актуальной проблемой современного образования. Именно такие дети, способные к самообразованию и саморазвитию являются интеллектуальным богатством страны. Каких детей называют одаренными? Прежде всего, тех, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего уровня. Но и здесь есть нюансы: не каждый отличник - вундеркинд, но не каждый одаренный ребенок - отличник. Многое зависит от социальной адаптации, воспитания, темперамента. Одно точно ясно - ребенок, который самостоятельно проявляет не свойственные возрасту способности в одной или нескольких отраслях знания - одарен.

Можно условно выделить три категории одарённых детей:

-дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

-дети с признаками специальной умственной одарённости - одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

-учащиеся, не достигающие по каким либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Создание условий для оптимального развития талантливых детей, включая тех, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей - одно из главных направлений работы образовательного учреждения.

К основным принципам обучения одарённых, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения (реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме);

-принцип учета возрастных возможностей (он предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах);

-принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.

Перед педагогом стоят следующие задачи:

-своевременное выявление одарённых детей;

-отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах, использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

-организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;

-развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

В своей работе с одарёнными детьми я использую следующую методику.

На первом (аналитическом) этапе выявление одарённых детей в пятом классе. Мной анализируются успехи каждого ученика в начальной школе, опираясь на его портфолио, характеристику классного руководителя и переводные административные работы. Существует множество способов выявить таких детей в каждом классе: собеседование, диагностика знаний, умений, навыков, возможностей, уровня восприятия нового с помощью тестирования, контрольных срезов, индивидуальных заданий повышенной трудности и т.д.

Детей, проявляющих интерес к математике, видно еще в начальной школе. И очень хорошо, что для детей (начиная с 2-го класса) в школе проводится ежегодная олимпиада по математике. Это повышает ответственность учителей, дает стимул систематически вести работу с учениками в этом направлении.

Очень важно не упустить момент для развития познавательного интереса к математике. Принимая ребят с 5-го класса, я сталкиваюсь с тем, что задачи повышенной трудности, задачи на смекалку, нестандартные задачи, развивающие логику мышления, решались довольно мало. У учителей начальных классов нет соответствующей литературы, да и не было специальных занятий.

При изучении курса математики в 5 классе, каждую учебную неделю учащимся для самостоятельного решения предлагается вариант, включающий пять задач из различных разделов математики. Ученики, помимо выполнения текущих домашних работ, в течение недели работают над этими задачами, и в конце недели проводится урок разбора решений. Основной целью данной формы работы является обучение решению задач нестандартного или олимпиадного характера, т. е. тех задач, которые не содержатся в учебниках и дидактических материалах, и на которые, как правило, не хватает времени на уроках. Такая форма работы позволяет постепенно создавать для учащихся ситуацию успеха, так как, участвуя в различных математических олимпиадах и турнирах, они перестают чувствовать себя беспомощными. Личные достижения учащихся способствуют повышению их интереса к изучаемому предмету.

Второй этап - диагностический (6-9кл.) Проводится входной мониторинг оценки познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка, опираясь на диагностику уровня обученности, учебную и внеклассную деятельность.

Начиная с 6-го класса для школьников, увлеченных математикой, организую дополнительные занятия. Главная цель данной работы - индивидуальная работа с одаренными школьниками, направленная на развитие их мыслительных способностей, настойчивости в выполнении заданий, творческого подхода и навыков в решении нестандартных задач. Работа с детьми, увлеченными математикой, продолжается на курсах в 7-9 классах. Для этого мною разработаны и ведутся несколько лет курсы «Мир науки доступен каждому».

С каждым годом совершенствуется методическая система работы с одаренными детьми. Каждый учитель при работе с одарёнными детьми должен быть:

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.

На третьем этапе происходит формирование, углубление и развитие способностей учащихся через различные формы работы.

Формы работы с одаренными учащимися:

- творческие мастерские;

- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

- кружки по интересам;

- конкурсы;

- интеллектуальный марафон;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

- научно-исследовательские конференции.

Систему работы с одаренными детьми по математике можно разделить на 4 части:

1) урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;

2) внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные недели, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;

3) система дополнительного образования - дистанционные олимпиады, дистанционные курсы.

4) самостоятельная работа.

Обычно, готовясь к уроку, я подбираю дидактический материал (иллюстративный, раздаточный и т.п.), позволяющий в процессе занятия использовать задания разной степени трудности. Ранжирование таких заданий традиционно осуществляется через выявление объективной сложности материала, интереса учащихся к предметному содержанию и их индивидуальных возможностей при выполнении предлагаемых на уроке тренировочных, творческих, проблемных заданий.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т.п. Конечно, вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом. Набор такого материала следует гибко использовать в процессе урока, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова.

Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе урока требуют, конечно, особой подготовки учителя и прежде всего знания психофизиологических особенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения. К сожалению, пока дидактический материал, находящийся на вооружении учителя, позволяет ему осуществлять "разноуровневый", "дифференцированный", но не личностно-ориентированный подход.

При отборе теоретического и практического материала мною учитываются дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся. На уроках даю задания: помоги товарищу проверить написанную работу, найди ошибки; использую разноуровневые творческие, шуточные задания, вопросы из ЕГЭ. Конечно, подобные задачи даются не на каждом уроке, а когда позволяет тема занятия. Как сказал мыслитель Конар «Талант - это способность делать то, чему нас никто не учил». Учащимся с выраженным математическим талантом нравится решать нестандартные задачи. Хочется привести несколько задач, которые знакомят учащихся в наиболее доступной форме с идеями нестандартной математики.

1."Задача мудрецов". - Три сына пришли к мудрому отцу для проведения экзамена. Отец показал им пять колпаков: три красных и два белых. Затем попросил слугу завязать сыновьям глаза и надел каждому из них на голову красный колпак. "Выиграет испытание тот из вас, кто определит цвет своего колпака". Сыновьям развязали глаза, они некоторое время смотрели друг на друга. "На мне красный колпак!" - заявил младший сын. Как он рассуждал?

Можно рассмотреть случаи:

а) у двоих надеты белые колпаки, а у третьего - красный;

б) у двоих надеты красные колпаки, а у третьего - белый;

в) у всех троих на голове красный колпак.

Мудрый должен думать за себя и за других.

2."Бабушка, внуки и яблоки". - Бабушка угощала своих внуков яблоками. Первому она дала одно яблоко и десятую часть от оставшихся; второму - два яблока и десятую часть от нового остатка; третьему - три яблока и десятую часть от остатка и т.д. пока яблоки не закончились. Сколько у бабушки было внуков и сколько яблок, если всем внукам яблок досталось поровну?

Ответ: 9 внуков и 81 яблоко.

Если решать "обычным" способом, то учащиеся могут получить уравнение.

Пусть всего у бабушки было х яблок, тогда первому она дала 1 + 0,1(х-1) яблоко, второму - 2 + 0,1(0,9(х-1)-2) яблока, а так как они яблок получили поровну, то получаем уравнение: 1 + 0,1(х-1) = 2 + 0,1(0,9(х-1)-2), откуда х=81 и 1 + 0,1(х-1)=9, а 81:9=9.

"Хитрый способ": раз процесс раздачи яблок закончен, то последнему внуку бабушка отдала все остававшиеся у нее яблоки. Тогда р-ый (последний) внук получил р яблок, а (р-1)-ый получил (р-1)+х, где х - десятая часть от остатка, но тогда х=1, р=9, а яблок всего 81.

3."Рыцари и лжецы". Много сюжетных задач связано с рыцарями (люди, которые всегда говорят правду) и лжецами (люди, которые всегда лгут). Вот одна из них. - За столом сидят 12 человек: рыцари и лжецы. Каждому из них был задан один и тот же вопрос: "Кто сидит за этим столом?" Все сидящие дали один и тот же ответ: "Все за этим столом, кроме может быть меня и моих соседей, лжецы." Сколько за этим столом сидело рыцарей и сколько лжецов?

Ответ: 2 рыцаря и 10 лжецов.

Оценка:

а) не могут быть все 12 человек лжецами;

б) если есть один рыцарь, то всего рыцарей за столом от 1 до 3;

в) проверяем, что один рыцарь не подходит для этой задачи;

г) проверяем, что три рыцаря не подходят для этой задачи.

Проводить занятия нужно систематически и в свободное от занятий время, но не сразу после уроков, когда дети устали. Тогда пользы от занятий будет больше. На таких занятиях используются следующие методические приемы работы с учащимися:

5 класс
а) математические игры;
б) магический квадрат;
в) задачи-шутки;
г) оригами;
д) знакомство с кубом;
е) геометрические задачи.

6 класс
а) принцип Дирихле;
б) комбинаторика;
в) логические задачи;
г) защита любимого проекта;
д) сказки, сочинения, стихи, рисунки на математические темы;
е) игра "Крестики нолики".

7 класс
а) метод графов;
б) решение задач несколькими способами;
в) задачи на построение;
г) логические задачи;
д) математические олимпиады.

8 класс
а) системы уравнений;
б) решение более сложных задач;
в) делимость чисел;
г) игры;
д) комбинаторика;
е) мини-олимпиады;
ж) неравенства с параметрами;
и) геометрические задачи;
к) уравнения в целых числах.

9 класс
а) задачи на составление систем уравнений и неравенств;
б) тождественные преобразования;
в) уравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами;
г) планиметрия.


В заключении я хочу процитировать слова «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок» Леонардо да Винчи.

© 2010-2022