• Преподавателю
  • Математика
  • Инновационный педагогический проект Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у школьников мета предметных умений, таких как самообразование и самовоспитание

Инновационный педагогический проект Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у школьников мета предметных умений, таких как самообразование и самовоспитание

Самым слабым местом остается неспособность школы научить школьников самостоятельно учиться. На решение обозначенной проблемы направлен данный проект. Необходимым условием реализации проекта стал выбор соответствующей технологии.  Средством для формирования  у обучающихсяметапредметных умений, таких как  самообразования и самовоспитанияобучающихся стала проектная деятельность.   Вовлечь обучающихся в проектную деятельность – значит, организовать совместную деятельность учителя и обучающихся, напр...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»









Инновационный педагогический проект

«Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у школьников мета предметных умений, таких как самообразование и самовоспитание»





Автор - разработчик:

Шарафутдинова Людмила Григорьевна,

учитель математики



г. Нефтеюганск

Плохой учитель преподает истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег

Содержание



Краткая аннотация проекта …………………………………………………3

Обоснование педагогического проекта ……………………………………3

Анализ проблемной ситуации ……………………………………………..5

Цель, задачи и ожидаемые результаты педагогического проекта……...7

Методологическая база педагогического опыта ……………………………10

Основное содержание педагогического проекта …………………………..11

Механизм реализации метапредметных умений ……………………………14

Показатели результативности педагогического проекта ……………….…27

Обобщение и распространение педагогического опыта………………..…29

Ресурсное обеспечение педагогического опыта…………………………….30

Педагогический опыт с точки зрения полученных результатов…………..30

Литература…………………..………………………………………………… 32

Приложения…………………………………………………………………33

Краткая аннотация проекта

Стратегическая цель российского образования - воспитание успешного поколения граждан, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями…

Ключевой составляющей Стандарта являются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые ориентируют не только на формирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов.

Особое место в арсенале педагогических средств занимают образовательные технологии, миссия которых заключается в формировании культуры мышления, его самостоятельности. Современные образовательные технологии, такие, как метод проектов, педагогические мастерские, дебаты, исследовательские и дискуссионные технологии, технология портфолио, направлены на формирование у школьников метапредметных умений, на развитие способности к самообразованию.

Вовлечь обучающихся в проектную деятельность - значит, организовать совместную деятельность учителя и обучающихся, направленную на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Обоснование педагогического проекта

В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получит дальнейшее развитие система универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий; ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

( Примерная основная образовательная программа А.М.Кондаков).

Всё вышесказанное и определяет формирование у школьников готовности к самообразованию, а именно, способности конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая на протяжении всей жизни свою успешность и конкурентоспособность.

Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования.

Школа должна перейти от традиционной установки на формирование исключительно «знаний, умений и навыков», к взращиванию новых способностей, позволяющих человеку, в том числе и выпускнику школы, успешно встраиваться в профессиональное, социальное сообщество, адекватно реагировать на меняющийся уклад жизни. Сейчас гораздо более остро, чем несколько лет назад, стоит вопрос об универсальных способностях, о новых поведенческих моделях выпускника средней школы, так как полностью изменился стиль жизни.

Государством определена модель выпускника современной школы. Обществу нужен человек развивающийся, человек со здоровой общей самооценкой, способный конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи самообучения, самовоспитания, способный ставить общественно значимые цели. Образ выпускника современной школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов.

Таким образом, проектируя образование, нам необходимо стремиться сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть её подлинным субъектом.

Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования является обучение, ориентированное на развитие субъектности обучающегося, предполагающее становление и развитие его учебной самостоятельности.

Анализ проблемной ситуации:

Из вышесказанного следует, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Однако, по мнению педагогов высшей школы: «Абитуриенты и студенты не умеют связно выражать свои мысли, ставить перед собой осмысленные и соразмерные своим силам и возможностям задачи, удерживать цели своих действий достаточно долго, чтобы они были достигнуты. Они не умеют общаться с другими людьми, в том числе и по поводу предметного, профессионального содержания» (Е.А. Бережковская, 2000).

Работая с обучающимися среднего и старшего звена, я и мои коллеги, сталкиваемся с негативными явлениями следующего характера:

  • неспособность значительной части школьников освоить программный минимум;

  • потеря интереса к обучению, особенно при переходе на 2-ю ступень обучения;

  • страх перед общением;

  • негативная самооценка или наоборот;

  • рост детской агрессивности и т.д.

Приведенные выше примеры прямо указывают, что самым слабым местом остается неспособность школы научить школьников самостоятельно учиться, т.е. связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования учебной самостоятельности.

На решение обозначенной проблемы направлен данный проект. Необходимым условием реализации проекта стал выбор соответствующей технологии.

Средством для формирования у обучающихся метапредметных умений, таких как самообразования и самовоспитания обучающихся стала проектная деятельность.

Вовлечь обучающихся в проектную деятельность - значит, организовать совместную деятельность учителя и обучающихся, направленную на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов на уроках математики:

 позволяет устанавливать интеграционные связи математики с другими образовательными областями (физика, химия, биология, информатика, искусство), что обеспечивает целостность и истинность знаний;

обеспечивает активизацию процесса обучения на основе мотивации деятельности, поэтапной организации труда, анализа хода работ, их диагностики и метода исправления недостатков, экспертной оценки проделанной работы.

В процессе работы над учебным проектом у обучающихся:

- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером-учителем;
- зарождаются основы системного мышления;
- формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов;
- развиваются творческие способности, воображение и фантазия;
- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.

Цель проекта: формирование навыков самообразования и самовоспитания через проектную деятельность обучающихся.

Задачи проекта:

1. Проанализировать литературу по теме проекта.

2. Определить критерии оценки проектной работы.

3. Создать условия для реализации учебного проекта, предусмотрев программно-методические, материально-технические, информационные ресурсы

Ожидаемые результаты:

- интеллектуальное, личностное развитие школьников;

-формирование навыков выдвижения гипотез, формулировки проблем, поиска аргументов;

- формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать;

-воспитание целеустремленности и организованности, расчетливости и предприимчивости, способности ориентироваться в ситуации неопределенности.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.

Для изучения предмета «математики» важно предоставить учащимся возможность мыслить, формулировать реальные проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся концентрировали свое внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре была мысль, а математика выступала бы в своей прямой функции - как средства формирования и формулирования этих мыслей.

Основными средствами проектной деятельности являются:

1.условия достижения высокого результата по предмету.

2. включение ребенка в проектную деятельность связано со своеобразными способами действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста;

3. использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.

В процессе совместной коллективно-распределённой деятельности с одноклассниками у школьников преодолевается эгоцентрическая позиция и развивается децентрация, понимаемая как способность строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать относительность и субъективность отдельного частного мнения.

Работа обучающихся над проектом делает учебный процесс живым и интересным; способствует формированию и развитию ряда значимых умений и навыков, в том числе использованию информационных технологий для решения профессиональных задач (для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций); самообучению и самоорганизации; работе в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль); умению находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор; навыку публичных выступлений.

Проектная форма сотрудничества предполагает:

совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности партнёров. Такая деятельность ориентирована на удовлетворение эмоционально-психологических потребностей партнёров на основе развития соответствующих универсальных, учебных действий, а именно:

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

• обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

• устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;

• проводить эффективные групповые обсуждения;

• обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• формулировать цели группы и позволять участникам проявлять инициативу для достижения этих целей;

• адекватно реагировать на нужды других.

Участие школьников в проектной деятельности (согласно ФГОС) целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем

2. Сформированность предметных знаний и способов действий

3. Сформированность регулятивных действий

4. Сформированность коммуникативных действий.

Внедрение метода проектов в учебно-воспитательный процесс обеспечит решение проблем, связанных с неспособностью школы научить школьников самостоятельно учиться, т.е. связанных с игнорированием задачи целенаправленного формирования учебной самостоятельности.

Направления деятельности: урочная деятельность (уроки математики)

Сроки реализации: 5 - 9 классы обучения математике в школе.

Объект моего исследования - процесс организации проектной деятельности школьников как средство формирования метапредметных умений, таких как самоорганизация и самовоспитание.

Предмет исследования - педагогические условия организации проектной деятельности школьников.

Методологическая база педагогического опыта

Теоретическую основу проекта составляют идеи Н. Ю. Пахомовой,

Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова, где уже раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым, Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них;

И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности. Наконец, Е.С. Полат, М.В. Игнатьевым, М.А. Барсуковой, Н.И. Заикиной, Е.А. Адаричевой рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках математики.

В качестве нормативной основы используются знания о процессах решения задач, постановки проблем, работы в учебных ситуациях, представленных в трудах А.Н. Матюшкина, В.В. Давыдова, Н.Г. Алексеева, Г.П. Щедровицкого. Именно такие результаты должны стать нормой деятельности педагога в соответствии с ФГОС второго поколения.

А.Н. Матюшкина считает, что перед школой стоят новые задачи. Педагог должен создать среду, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Для учащихся должны быть созданы условия, которые способствуют их развитию по разным предметам. Для осуществления этих задач необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.

В.В. Давыдова и Н.Г. Алексеева утверждают, что в соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования, в том числе использование наряду с традиционными, методами развивающего обучения и, в первую очередь, метода проектов.

В основе организации проектной деятельности обучающихся лежит личностно-ориентированный подход Е.Н. Степанова, которому свойственно самовыражения личности обучающихся как система ориентации на индивидуальность ребенка. Данный подход позволяет исследовать способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, которые обучающиеся осваивают на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Основное содержание педагогического проекта

Важными целями образования являются развитие у обучающихся способности самостоятельно действовать и быть успешными. Проектная деятельность при этом способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся и как средство формирования у школьников метапредметных умений, на развитие способности к самообразованию.

Таким образом, сегодня метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся («метод обучения»), но и как целостная «педагогическая технология», которая:

а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;

б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;

в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.

Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности партнёров.

Под совместной деятельностью я понимаю обмен действиями и операциями между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений.

Общей особенностью совместной деятельности является преобразование, перестройка позиции личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и в отношении к собственным взаимодействиям, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и отношений между участниками процесса обучения.

Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.

Такая деятельность ориентирована на удовлетворение эмоционально-психологических потребностей партнёров на основе развития соответствующих универсальных учебных действий, а именно:

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

• обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

• устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;

• проводить эффективные групповые обсуждения;

• обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• формулировать цели группы и позволять участникам проявлять инициативу для достижения этих целей;

• адекватно реагировать на нужды других.

Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Возможности применения проектной технологии на уроках математики:

  1. формировать готовность школьников к самовоспитанию и самоорганизации через учебный проект;

  2. реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;

  3. продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

  4. подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

В результате приобретенного опыта самостоятельной, творческой, исследовательской работы над проектом обучающийся должен «подняться» в своем личностном развитии на одну ступень выше.

Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Механизм реализации достижения метапредметных умений, таких как самообразование и самовоспитание.

Для того, чтобы у обучающихся происходило стремление к личностному росту, к умению организовывать свою деятельность, развивалась способность быть лучше, я определила темы курса математики с 5 по 9 классы, которые позволяют достичь у учащихся метапредметных умений, таких как самовоспитание и самоорганизация. Именно эти темы как нельзя лучше связаны с основными понятиями курса алгебры и геометрии и помогают учащимся реализовать свои способности. Работая в группе, у ребенка появляется способность сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, недостающую для успешного действия. А это является существенным показателем учебной инициативности обучающегося, перехода от позиции обучаемого к позиции учащего себя самостоятельно с помощью других людей. У ребят снижается тревожность, они лучше проявляют себя, повышается мотивация к учению.

5 класс

№ п/п

Тема:

Кол

час

Самовоспитание, самоорганизация

1

Ломаная

2

Умение проводить самооценку собственных действий; формулировать полученные результаты.

2

Прикидка результата действия

2

Использование прикидки для проверки выполненных вычислений и в реальных ситуациях; осмысливать ошибки и устранять их; проводить самооценку собственных действий

3

Прямоугольник

2

Уметь объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; находить и устранять причины возникших трудностей; проводить самооценку собственных действий

4

Уравнения

2

Формирование умения работать по заданному алгоритму, сопоставлять, собирать материал для сообщения по заданной теме; проводить самооценку собственных действий

5

Определение угла, сравнение углов, измерение углов.

5

Умение аргументировано рассуждать, обобщать, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, приводить примеры; проводить самооценку собственных действий

6

Треугольник, виды, свойства.

6

Умение рассуждать, обобщать, аргументировать решение и ошибки, участвовать в диалоге; излагать информацию, обосновывая свой собственный подход; проводить самооценку собственных действий

7

Проценты

5

Применение знаний и умений о проценте числа, о числе по его проценту, о решении задач на проценты. Умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; проводить самооценку собственных действий.

6 класс.

№ п/п

Тема:

Кол

час

Самовоспитание, самоорганизация

1

Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая.

5

Умение проводить самооценку собственных действий; формулировать полученные результаты.

2

Параллельность прямых

3

Умение логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи; проводить самооценку собственных действий

3

Числовые выражения, содержащие знаки плюс, минус

4

Уметь объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Развивается умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; проводить самооценку собственных действий

4

Координатная плоскость

5

Уметь объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; находить и устранять причины возникших трудностей; проводить самооценку собственных действий;

5

Правило
умножения для комбинаторных задач

3

Умение аргументировано рассуждать, обобщать, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, приводить примеры; проводить самооценку собственных действий

6

Решение задач на составление уравнений.

6

Умение рассуждать, обобщать, аргументировать решение и ошибки, участвовать в диалоге; излагать информацию, обосновывая свой собственный подход; проводить самооценку собственных действий

7

Круг. Площадь круга.

5

Умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; проводить самооценку собственных действий.

8.

Отношение двух чисел. Пропорции.

5

Уметь воспроизводить изученную информацию с заданной степенью свернутости, подбирать аргументы, соответствующие решению, участвовать в диалоге, приводить примеры; проводить самооценку собственных действий.

7 класс.

№ п/п

Тема:

Кол

час

Самовоспитание, самоорганизация

1

Признаки равенства треугольников

5

Умение логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи; умение планировать свою деятельность.

2

Задачи на построение

3

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение проводить самооценку собственных действий; формулировать полученные результаты

3

Параллельные прямые и их свойства.

4

Уметь объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Развивается умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; проводить самооценку собственных действий

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

2

Выбор способов решения проблемной ситуации, выбор способов действий; умение аргументировано рассуждать, обобщать, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, приводить примеры; проводить самооценку собственных действий

5

Прямоугольный треугольник

5

Умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; проводить самооценку собственных действий и самоорганизации своей работы.

6

Стандартный вид одночлена

2

Умение рассуждать, обобщать, аргументировать решение и ошибки, участвовать в диалоге; излагать информацию, обосновывая свой собственный подход; проводить самооценку собственных действий; умение планировать свои дальнейшие шаги.

7

Квадрат суммы

2

Уметь планировать свою деятельность; уметь аргументировано рассуждать; выбор способов решения задачи; умение проводить самооценку своей работы.

8.

Разложение многочлена на множители

5

Уметь воспроизводить изученную информацию с заданной степенью свернутости, подбирать аргументы, соответствующие решению, участвовать в диалоге, приводить примеры; проводить самооценку собственных действий и организации работы.

9.

Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю

3

Умение организовать свою деятельность; умение применять полученные ранее знания; подбирать аргументы, соответствующие решению, участвовать в диалоге, приводить примеры.

10.

Решение задач с помощью линейных уравнений

4

Умение связывать словесную, алгебраическую и геометрическую модели реальной ситуации; проведение информационно-смыслового анализа текста, выбор главного и основного, приведение примеров; умение организоваться и давать самооценку собственным действиям

8 класс.

№ п/п

Тема:

Кол

час

Самовоспитание, самоорганизация

1

Параллелограмм, признаки, свойства

4

Умение, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки; способность к разработке нескольких вариантов решения; ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи; умение планировать свою деятельность;

2

Площадь прямоугольника, параллелограмма, трапеции

6

Формирование способности к целеполаганию, умения преобразовать практическую задачу в познавательную. Самостоятельная постановка учебной задачи и проектирование собственной учебной деятельности; умение распределить задачи между участниками группы..

3

Прямоугольный треугольник с практическим содержанием

3

Формирование способности осуществлять выбор и планирование эффективных путей и средств достижения целей; умение учитывать разные мнения в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.

4

Средняя линия треугольника.

3

Уметь решать нестандартные ситуации; объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Развивается умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; проводить самооценку собственных действий. Происходит выбор способов действий; умение аргументировано рассуждать, обобщать, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, приводить примеры; проводить самооценку собственных действий

5

Практическое применение подобия.

2

Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

6

Четыре замечательные точки треугольника.

3

Умение рассуждать, обобщать, аргументировать решение и ошибки, в процессе решения задач устанавливать причинно-следственные связи. участвовать в диалоге; излагать информацию, обосновывая свой собственный подход.

7

Понятие квадратного корня

2

Формирование способности осуществлять выбор и планирование эффективных путей и средств достижения целей; формирование способности контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить коррективы в их выполнение.

8.

Приведенное квадратное уравнение, теорема Виета

4

Формирование способности к целеполаганию, умения преобразовать практическую задачу в познавательную. Самостоятельная постановка учебной задачи и проектирование собственной учебной деятельности.

9.

Решение задач с помощью рациональных уравнений

4

Умение организовать свою деятельность; формирование способности осуществлять выбор и планирование эффективных путей и средств достижения целей; умение применять полученные ранее знания; подбирать аргументы, соответствующие решению, участвовать в диалоге, приводить примеры.

10.

Решение задач при помощи систем рациональных уравнений

4

Умение преобразовать практическую задачу в познавательную. Самостоятельная постановка учебной задачи и проектирование собственной учебной деятельности; умение распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.

9 класс.

№ п/п

Тема:

Кол

час

Самовоспитание, самоорганизация

1

Применение векторов к решению задач.

4

Умение организовать свою деятельность; формирование способности осуществлять выбор и планирование эффективных путей и средств достижения целей; умение применять полученные ранее знания; подбирать аргументы, соответствующие решению, участвовать в диалоге, приводить примеры.

2

Решение задач по теме Правильные многоугольники.

4

Умение, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки; способность к разработке нескольких вариантов решения; ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи; умение планировать свою деятельность;

3

Неравенства второй степени с положительным дискриминантом.

3

Формирование способности к целеполаганию, умения преобразовать практическую задачу в познавательную. Самостоятельная постановка учебной задачи и проектирование собственной учебной деятельности; умение распределить задачи между участниками группы.

4

Метод интервалов

3

Формирование способности осуществлять выбор и планирование эффективных путей и средств достижения целей; умение учитывать разные мнения в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.

5

График функции у = хn

4

Уметь решать нестандартные ситуации; объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Развивается умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; проводить самооценку собственных действий. Происходит выбор способов действий; умение аргументировано рассуждать, обобщать, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, приводить примеры; проводить самооценку собственных действий.

6

Корень четной и нечетной степени

3

Умение рассуждать, обобщать, аргументировать решение и ошибки, в процессе решения задач устанавливать причинно-следственные связи. участвовать в диалоге; излагать информацию, обосновывая свой собственный подход.

7

Числовые последовательности и их свойства

3

Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Формирование способности контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить коррективы в их выполнение.

8.

Решение задач прикладного характера по темам Арифметическая и геометрическая прогрессии.

4

Формирование способности осуществлять выбор и планирование эффективных путей и средств достижения целей; Формирование умения преобразовать практическую задачу в познавательную. Самостоятельная постановка учебной задачи и проектирование собственной учебной деятельности.

Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у учащихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.

Приведу выборочные результаты «Принятие решения» обучающихся на начало учебного года и на конец (методика «Измерения рациональности» Е.П.Идьин):

2011-2012 учебный год

5 класс,

26 ч.

7 класс,

29 ч.

8 класс,

22ч.

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

1

С осторожностью

8

6

8

7

6

4

2

Нерешительность

8

6

7

4

4

3

3

Импульсивность

4

3

6

5

3

1

4

Решительность

4

5

3

5

5

5

5

Самостоятельность

2

6

4

4

4

9

В таблице приведены количественные данные.

Инновационный педагогический проект Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у школьников мета предметных умений, таких как самообразование и самовоспитание

2012 - 2013 учебный год.

6 класс,

26 ч.

8 класс,

29 ч.

9 класс,

22ч.

На начало года

конец 1 полугодия

На начало года

конец 1 полугодия

На начало года

конец 1 полугодия

1

С осторожностью

6

5

7

6

4

2

2

Нерешительность

6

4

4

2

3

1

3

Импульсивность

3

2

5

3

1

1

4

Решительность

5

5

5

7

5

7

5

Самостоятельность

6

10

4

11

9

11

В таблице приводятся количественные данные.

Инновационный педагогический проект Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у школьников мета предметных умений, таких как самообразование и самовоспитание

В результате организации учебной деятельности обучающихся, осуществляемой в форме учебного проекта и в ходе освоения системы научных понятий у учащихся заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний и жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами.

Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Показатели результативности педагогического опыта

Эффективность моей работы с обучающимися подтверждают следующие результаты:

  • высокие достижения обучающихся на итоговой аттестации:

  • 2009-2010 уч.год - 9 класс - ГИА: успеваемость 100%, качество 63%;

  • 2010-2011 уч.год - 9класс - ГИА: успеваемость 100%, качество 64%,

  • 2011-2012 уч. год - 5 класс - город: мониторинг: 100%, качество 87%;

  • 2012-2013 уч. год - 9 класс -город: мониторинг: 100%, качество 65%

  • 2011 г. - «Кенгуру» - выпускникам девятиклассникам; результаты тестирования

№ п/п

Фамилия, имя

Количество баллов

1

Корнилова Вероника

84

2

Корнилова Ольга

79

3

Жукова Екатерина

64

4

Бутаева Алина

64

5

Рагимова Натаван

64

6

Стецков Роман

64

7

Ихаев Рустам

64

8

Скогорева Анастасия

49

Результаты олимпиад муниципального уровня:

2011 год - Землянский Александр 8 класс - 4 место, призер

2012 год -Шипилов Ярослав 9 класс - 2 место, призер

Межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада - 2011/2012:

  1. Ивасенко Максим, 5 класс - 1 место;

  2. Донка Диана, 5 класс - 1 место;

  3. Керимова Гунель, 5 класс - 2 место;

  4. Рюмина Юлия, 5 класс - 2 место;

  5. Юсифова Айбениз, 5 класс - 2 место.

Олимпиада УРФО 2011/2012:

  1. Охрим Софья, 5 класс - 1 место;

  2. Ивасенко Максим, 5 класс - 1 место;

  3. Рюмина Юлия, 5 класс - 3 место;

  4. Лизунов Иван, 5 класс - 3 место.

Исследовательские проекты:

2011/2012 учебный год:

1.Катаргулова Алсу, Бадалашвили Лалита, 5 класс - диплом- 1 место Российского заочного конкурса «Созидание и творчество», тема «Числа и их свойства».

2.Решко Ксения, 8 класс - участник XV Российской научной конференции школьников «Открытие», г.Ярославль, тема «Распределение простых чисел».

2012/2013 учебный год:

  1. Епифанов Кирилл, 8 класс - диплом 3степени, II Окружная научная конференция «Новое поколение и общество знаний», г. Сургут, тема «Морской бой».

  • Участие в конкурсах:

- 2011 год:

  1. Диплом, серия В № 00551/2011 - участник международной видеоконференции по обмену педагогическим опытом Россия - Турция;

  2. Диплом, серия В 00552/2011- участник открытого урока по теме «Работа в разноуровневых группах»;

  3. Грамота ГАУ ДОД ТО «Областного центра дополнительного образования для детей» г.Тюмень «За развитие краеведческого движения в области и подготовку участника конкурса «Моя Малая Родина»»

  4. Благодарность станции Юных натуралистов г.Сургут за организацию воспитанников.

- 2012 год:

  1. Благодарственное письмо оргкомитета конференции «Открытие» за руководство исследовательской работой ;

  2. Благодарственное письмо «Дом Учителя Урфо» за организацию и проведение финального этапа Международной Олимпиады по основам наук;

  3. Диплом лауреата креатив -фестиваля методических разработок, номинация «Искусство сочетать».

Обобщение и распространение педагогического опыта

Педагогический опыт не раз распространялся на заседаниях методического объединения учителей математики, также работы были опубликованы в предметных журналах:

-2010 год - городская конференция «Опыт работы по подготовке к государственной ( итоговой) аттестации выпускников 9,11 (12) классов»- выступление «Система работы учителя при подготовке обучающихся к экзамену в новой форме».

- 2012 год, Статья «Реальная математика. 5 класс», № 626336, опубликована в фестивале педагогических идей «Открытый урок»

Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Образовательное учреждение располагает хорошей учебно-методической и материально-технической базой. В рамках реализации проекта кабинеты математики оборудованы проектором , компьютером с подключением к сети Интернет. Работа в таком кабинете сделала возможным вовлечение всех желающих в интернет - проекты.

Педагогический опыт с точки зрения полученных результатов

С целью отслеживания эффективности проводимой работы были выделены следующие критерии:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем

2. Сформированность предметных знаний и способов действий

3. Сформированность регулятивных действий

4. Сформированность коммуникативных действий

Источниками диагностических данных являются педагогическое наблюдение, самооценка, основанная на известных критериях, экспертная оценка, анализ продуктов деятельности.

Работа по реализации инновационного образовательного проекта показала, что применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.. Как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. При условии сформированности метапредметных умений и навыков, выпускнику обеспечена успешная социализация личности и профессиональное самоопределение.

Литература

1. О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности учащихся.Тобольск. 2007г.

2. О.Б. Епишева, Н.В.Полуянова. Технологический подход к проектированию и достижению развивающих целей обучения алгебре в основной школе. Пособие для учителей математики основной школы. Тобольск. 2007г.

3. Н.Ю. Пахомова. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педвузов. Москва. Издание 3, 2009.

4. А.И.Комашинский. Использование проектного метода в образовательном процессе. - "Практика административной работы в школе", № 6, 2006

5. В.И. Крупич, П.Г. Щедровицкий и др., Системный подход в образовании и его реализация в обучении математике. Курск. 2000г.

6. Е.Н. Степанов. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. Москва. Издательство «СФЕРА», 2004г.

7. С.Г. Щербакова. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательский дом. Волгоград. «КОРИФЕЙ» 2007г.

8. Е.П.Ильин Психология индивидуальных различий. Москва 2004г.



Инновационный педагогический проект Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у школьников мета предметных умений, таких как самообразование и самовоспитание

Приложение 1.Инновационный педагогический проект Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у школьников мета предметных умений, таких как самообразование и самовоспитание

Инновационный педагогический проект Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у школьников мета предметных умений, таких как самообразование и самовоспитаниеИнновационный педагогический проект Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у школьников мета предметных умений, таких как самообразование и самовоспитание

Приложение 2.

Психологический мониторинг УУД в рамках введения ФГОС в 5-9 классах.

Личностные УУД

Компоненты

Уровни каждого

компонента УУД

Результаты сформированности

каждого уровня УУД

Методы и технологии формирования

данного УУД

Отслеживание /

проводит

Циклограмма

/методики

Класс/ период

Информационный

Базовый

Приоритетное внимание уделяется формированию:

нравственно-этических основ личности





- -формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности,

Знает:

  • ведущие ценности отечественной и мировой культуры,

  • понятие толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху;

  • критерии нравственно-этического оценивания,

  • способы выделения морального содержания действия,

  • определение содержания моральной нормы на основе выделения существенных признаков,

а также:

  • осознание цели учебной деятельности (Чему я научился на уроке? Каких целей добился? Чему можно было научиться еще?)

Педагоги и психологи:

- Метод опорных конспектов В.Ф. Шаталова;

- Психологические тренинги;

- Деловые игры

Педагоги и психологи:

Анкетирование

Тестирование

Наблюдение

Беседа

Оценочные средства:

Результаты анкет/тестов, бесед, наблюдений

Список критериев оценки выполнения учебных заданий

Образовательный продукт:

учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения знаний

Психологи:

Методики:

Тест школьной тревожности Филипса,

Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей Спилбиргера, адаптирована А. Андреевой

Продвинутый

Приоритетное внимание уделяется формированию основ гражданской идентичности личности;

Знает:

- идентификации основы поступка как морального/аморального на основе соотнесения действия с моральным эталоном

-пути решения моральной дилеммы



Педагоги:

- Технология дистанционного обучения;

- Технология продуктивного обучения;

-Ассоциативные мнемонические карты

Педагоги и психологи:

Индивидуальные и групповые работы

Анкетирование

Тестирование

Наблюдение

Беседа

Оценочные средства:

Продукты инд./гр. работы

Результаты анкет/тестов

Список критериев оценки выполнения учебных заданий

Образовательный продукт:

учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

Педагоги и психологи:

Методика оценки уровня развития морального сознания Ж.Пиаже

Деятельностный

Базовый

- целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

Формирование основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

Формирование представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика

Умеет:

- проявить интересы, инициативы и любознательность, мотивы познания и творчества;

-учиться с четкой организацией своей деятельности (постановке целей, планированию, контролю, оценке, выбору средств и форм);

- проявить самостоятельность, инициативу и ответственность как личность в условиях ее самоактуализации:

проявить уважение к другим людям как неотъемлемое условие развития самоуважения человека, критического мышления, самодостоинства и переживания подлинности, личной идентичности, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;

Педагоги и психологи:

- Технология проблемного обучения;

- Проектные технологии

Педагоги и психологи:

-Индивидуальные и групповые работы:

-Анкетирование;

-Тестирование;

-Наблюдение;

-Беседа

Педагоги и психологи:

Методика экспресс-диагностики эмпатии И.Юсупов;

Изучение познавательной потребности В.Юркевич;

Изучение направленности на приобретение знаний Е. Ильин;

Изучение отношения к учению и к учебным предметам Г. Казанцева

Мотивация обучения Журавлева

Анкета «Выявление характеристик взаимодействия в системах «Обучающийся-педагог», «Обучающийся-обучающийся»

Методика «Индекс сплоченности» Сишора

Социометрия

Профориентационная анкета

Е.Климов

Анкета старшеклассников

Тест «Профессиональный тип личности»

Карта самооценки склонностей

Продвинутый

Формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;

Умеет:

  • формировать самоуважения и эмоционально-положительное отношение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

  • выполнять самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимать ответственность за их результаты;

  • целеустремленно и настойчиво идти к достижению целей, готов к преодолению трудностей;

  • проявить толерантность и противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Педагоги и психологи:

- Технология проблемного обучения;

- Проектные технологии

Педагоги и психологи:

Индивидуальные и групповые работы:

-Анкетирование;

-Тестирование;

-Индивидуальная работа с целью формирования рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления;

-Проектная деятельность

Оценочные средства:

Продукты инд./гр. работы

Результаты анкет/тестов

Продукт проектной деятельности

Список критериев оценки выполнения учебных заданий

Образовательный продукт:

Программа развития способности к самоуправлению.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки;

Психологи:

Изучение потребности в достиженииЮ.Орлов

Изучение самооценки

«Лесенка»,

Исследование самооценки Дембо-Рубинштейна А.Прихожан

Тест «Терпимый ли вы человек?»

Энцикловедия психологических тестов. М., 1997г

Творческий

Базовый

Формирование готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

Владеет:

  • формированием способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности

  • основами ценностных суждений и оценок;

  • уважением к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

  • основами критического отношения к знанию, жизненному опыту;

  • основами понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Педагоги, психологи:

- Технология самообразования;

-Технология мастер-класса;

-Технология коллективного творческого дела;

- Образовательная идеология Пайперта

Педагоги и психологи:

Индивидуальная и групповая работа с целью осознания критериев оценки выполнения учебных заданий (оргдеятельностные проекты).

Оценочные средства:

Ориентировочная карточка критериев оценки, «поиск» решения или выполнение алгоритма для достижения поставленных целей

Образовательный продукт:

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы

Психологи:

Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций М.Рокич

Продвинутый

Организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса

Приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности

Владеет:

  • основами гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

  • основами социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

  • готовностью к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

Педагоги:

- Технология портфолио;

- Технология обогащающего обучения

Педагоги и психологи:

Индивидуальные и групповые научно-исследовательские работы

(проекты).

Оценочные средства:

Список критериев оценки выполнения учебных заданий

Образовательный продукт:

Оцененная работа с объяснениями по каждому критерию.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач.

Психологи:

Тест готовности к саморазвитию

Т.Шамова

Регулятивные УУД

Компоненты

Уровни каждого

компонента УУД

Результаты сформированности

каждого уровня УУД

Методы и технологии формирования

данного УУД

Отслеживание /

проводит

Циклограмма/методики

Класс/ период

Информационный

Базовый

Знает:

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ:

  • Цель

  • План

  • Алгоритм

Педагоги и психологи:

- Психологические тренинги;

-Деловые игры

Педагоги и психологи:

- Индивидуальная работа по составлению хронокарты и определению эффективности расходования времени.

Оценочные средства:

Хронокарта

Образовательный продукт:

План деятельности на неделю

Психологи:

выявление упорства школьников к умственной деятельности;

Изучение потребности в достижении Ю.Орлов

Продвинутый

Знает:

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ:

Рефлексия

коррекция

Педагоги:

-Технология дистанционного обучения;

-Технология продуктивного обучения

Психологи:

Тест-опросник уровня субъективного контроля Е.Бажин

Опросник для оценки своего упорства

Е.Ильин

Деятельностный

Базовый

Умеет:

Самостоятельно поставить и сформулировать задание, определять его цель, прогнозировать результат, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать.

Педагоги:

Кейс- технология

Педагоги и психологи:

-Индивидуальная работа с целью формирования умения планировать по времени учебную деятельность.

Оценочные средства:

Хронокарта подготовки к докладу

Образовательный продукт:

доклад

Продвинутый

Умеет:

- самостоятельно определять критерии оценивания, давать самооценку,

- самостоятельно составлять алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Педагоги:

-Технология проблемного обучения,

-Проектные технологии

Педагоги и психологи:

Индивидуальная работа с целью формирования рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления.

Оценочные средства:

анкета

Образовательный продукт:

Программа развития способности к самоуправлению

Психологи:

Методика Е.Ильина Измерение рациональности

Творческий

Базовый

Владеет:

основами использования при выполнении заданий различных средств: справочной литературы, ИКТ, инструментов и приборов

Педагоги и психологи:

-Технология мастер-класса,

-Технология коллективного творческого дела

Педагоги и психологи:

Индивидуальная работа и работа в парах с целью освоения критериев оценки письменной работы.

Оценочные средства:

Ориентировочная карточка критериев оценки

Образовательный продукт:

Развёрнутая письменная оценка своей работы

Продвинутый

Владеет:

навыками уверенного использования различных средств и инструментов самостоятельной работы по созданию индивидуального продукта

Педагоги:

-Технология портфолио,

-Технология обогащающего обучения

Педагоги и психологи:

Индивидуальная и групповая работа с целью осознания критериев оценки выполнения учебных заданий.

Оценочные средства:

Список критериев оценки выполнения учебных заданий

Образовательный продукт:

Оцененная работа с объяснениями по каждому критерию









Коммуникативные УУД.

Компоненты

Уровни каждого компонента УУД




Результаты

сформированности

каждого уровня УУД

Методы и технологии формирования

данного УУД

Отслеживание /

проводит

Циклограмма/методики

Класс/ период

Информационный

Базовый

Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего действия.

Педагоги и психологи:

-Поведенческий тренинг, -лекции с обратной связью,

-техника активного слушания,

-техника перефразирования,

семинары

Педагоги, психологи:

-Тестирование,

-Индивидуальные беседы,

- Индивидуальные и групповые творческие задания.

Оценочные средства:

Многовариантные тесты.

Альтернативные тесты.

Закрытые тесты.

Тесты идентификации.

Диалог.

Образовательный продукт:

Проект, творческая работа

Психологи:

Продвинутый

Умеет задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.

Педагоги и психологи:

Тренинг ассертивности, -техника интерпретации высказывания, -конференции

Педагоги, психологи:

-Тестирование,

-Индивидуальные беседы,

- Индивидуальные и групповые творческие задания.

Оценочные средства:

Многовариантные тесты.

Альтернативные тесты.

Закрытые тесты.

Тесты идентификации.

Диалог.

Образовательный продукт:

Проект, творческая работа

Деятельностный

Базовый

Умеет участвовать диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Может допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Педагоги и психологи:

-Психологические игры,

-решение коммуникативных речевых задач,

- работа в парах, дискуссии, навыковые тренинги

Педагоги, психологи:

-Тестирование,

-Индивидуальные беседы,

- Индивидуальные и групповые творческие задания.

Оценочные средства:

Многовариантные тесты.

Альтернативные тесты.

Закрытые тесты.

Тесты идентификации.

Диалог.

Образовательный продукт:

Проект, творческая работа

Методика КОС

В.Синявский

Продвинутый

Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.

Педагоги и психологи:

-Психологические игры, -метод интервью, -тренировочные тренинги,

-проблемное обучение

Педагоги, психологи:

-Тестирование,

-Индивидуальные беседы,

- Индивидуальные и групповые творческие задания.

Оценочные средства:

Многовариантные тесты.

Альтернативные тесты.

Закрытые тесты.

Тесты идентификации.

Диалог.

Образовательный продукт:

Проект, творческая работа

Творческий

Базовый

Умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической речью, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Педагоги и психологи:

-Психологические игры, -технология мастерских, активно-обучающие тренинги,

-проектно-групповая деятельность

Педагоги, психологи:

-Тестирование,

-Индивидуальные беседы,

- Индивидуальные и групповые творческие задания.

Оценочные средства:

Многовариантные тесты.

Альтернативные тесты.

Закрытые тесты.

Тесты идентификации.

Диалог.

Образовательный продукт:

Проект, творческая работа

Продвинутый

Умеет адекватно использовать все коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой). Владеет диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия. Умеет выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

Педагоги и психологи:

-Психологические игры,

-самораскрывающиеся тренинги,

-проектно-индивидуальная деятельность

Педагоги, психологи:

-Тестирование,

-Индивидуальные беседы,

- Индивидуальные и групповые творческие задания.

Оценочные средства:

Многовариантные тесты.

Альтернативные тесты.

Закрытые тесты.

Тесты идентификации.

Диалог.

Образовательный продукт:

Проект, творческая работа



35


© 2010-2022