• Преподавателю
  • Математика
  • Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий

Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий

Интеллектуальная игра – не самоцель, а средство обучения и воспитания. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед студентом в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учеб...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГККП «Высшая техническая школа, город Кокшетау»

при акимате Акмолинской области


Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий.


Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий.

преподаватель математики

Бекмагамбетова З.К.



«Тот, кто не знает математики,

не может узнать никакой другой науки и

даже не может обнаружить своего

невежества»

Ф. Бекон

Математика развивает логическое, пространственное и алгоритмическое мышление, формирует такие качества, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, учит ценить красоту мысли. Но важно еще и другое: математика - это мировоззрение. Человек, владеющий математическими методами исследования, иначе подходит к жизненным проблемам, иначе смотрит на мир. «…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…» (Н.И. Лобачевский)

Цели: Первая цель - общеобразовательная. Вторая цель - прикладная. Третья цель - воспитательная. Развитие устойчивого познавательного интереса у студентов через разнообразие применения математических игр.

Задачи: Необходимо создать условия для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности студентов, формирования ключевых компетентностей через внедрение современных образовательных технологий, через реализацию игровых.

Актуальность: Одной из актуальных проблем современной методики преподавания, как в общеобразовательных учебных заведениях, так и в профессиональных средних учебных заведениях является применение игровых технологий в процессе преподавания изучаемых дисциплин. Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Интеллектуальная игра - эффективная форма проведения уроков математики, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Студенты вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в ее процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет студенту проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у студентов бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Одной из ведущих дисциплин Высшей технической школы является математика. Это область знаний, осваивая которую студенты учатся думать. Практика мышления, которую студенты приобретут, изучая математику, будет являться прочным фундаментом их будущей сферы деятельности. Одним из путей приобретения студентами умения обосновывать свои действия, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, использовать чувство самоконтроля, привычку к глубокому, всестороннему рассмотрению вопроса, интуицию и т. д. является межпредметная связь математики с различными общеобразовательными дисциплинами. Интегрированные курсы позволяют видеть окружающий нас мир не как сумму разрозненных закономерностей, законов и теорий, а как единый, гармоничный мир, в котором естественно-математические и гуманитарные знания не противопоставляются, а взаимообогащаются и дополняют друг друга. Среди всех учебных дисциплин - это информатика, физика, химия, биология, литература, история, иностранный язык.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность студента, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Интеллектуальная игра - не самоцель, а средство обучения и воспитания. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед студентом в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Сценарий одного из таких игр - «Интеллектуальная игра МИФ-Х» предлагаю вашему вниманию. Игра сопровождается презентацией, созданной в программе Microsoft office FrontPage.

Основное содержание:

  1. Математика - царица всех наук.

  2. I тур - Байга (кто быстрее ответит на вопросы).

  3. Что мы знаем о числах?

  4. II тур - «Математический ералаш»

  5. Игра для болельщиков «Угадай мелодию

  6. III тур: Знаете ли вы великих математиков? Узнайте ученого (презентация о великих ученых).

  7. IV тур - Великолепная семерка (вопросы по семи предметам).

  8. А знаете ли вы, что…?

  9. Презентация. "Математика и природа"

  10. Подведение итогов. Рефлексия.

Интеллектуальная игра «МИФ-Х»


Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий.

Ведущий1: Математика - царица всех наук. Ее возлюбленный - истина, ее наряд - простота и ясность. Дворец этой владычицы окружен тернистыми зарослями и чтобы достичь его каждому приходится продираться сквозь чащу. Случайный путник не обнаружит во дворце ничего привлекательного. Красота его открывается лишь разуму любящему истину закаленному в борьбе с трудностями свидетельствующему о незаурядности и непреодолимой склонности человека к необычайно запутанным но неиссякаемым и возвышенным наслаждениям ума свойственным самой природе людей.

(Снядецкий Ян)

Ведущий2:

Царица - математика опять
Нас собрала на праздник знаний
И приглашает всех блистать
Умом, смекалкой, юмором дерзаний.
Нет скучных формул, теорем,
Сегодня - не урок, а праздник!
И пусть не все получится, как ты хотел,
Тебе откроется дорога к знаниям.
Ведущий 2:

Поверьте нам, друзья,
Что этот путь нелегок и тернист,
Немало тех, кто наставлял себе здесь шишки,
Но радости открытий не сравнить
С тем горьким мигом, быстротечным слишком.
И мы желаем всем сегодня
Успехов, радости побед,
Нет в нашем клубе побежденных,

Ведущий1:

Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой.

Ведущий2:

Сегодня с нами те, кто хочет учиться с увлечением, все, кто любит тайны, загадки, приключения, кто любознателен, трудолюбив, настойчив. Дорогие участники игры, захватите с собой смекалку, находчивость, смелость, а смелость, говорят, города берёт, и тогда победа будет за вами. Успехов вам!

Ведущий1:

Математический турнир я открываю.
Всем успехов пожелаю.
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать.

I Тур - Байга (кто быстрее ответит на вопросы).

Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий.

1.Сумма углов треугольника?
2.Чему равен пуд?
3. Как называется первая координата точки?
4.Что длиннее гипотенуза или катет?
5. Наименьшее натуральное число?
6. На что делить нельзя?
7. Как называется график квадратичной функции?
8. Утверждение, принимаемое без доказательства?
9. Инструмент для измерения углов.
10.Сторона, противолежащая прямому углу?
11. Периметр многоугольника это…
12. Чему равен вписанный угол?
13. Сумма углов четырехугольника?
14. Может ли кв. уравнение иметь три корня?
15.Какая теорема помогает решить прямоугольный треугольник?

16. Длина единичной окружности?
17. Чему равен фунт?
18. Чему равно число Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий.
19. Ордината точки единичной окружности?
20. Сумма смежных углов?
21. Чему равен угол в квадрате?
22. Направленный отрезок это…
23. Наибольшее отрицательное число?
24. Если прямые не параллельны и не пересекаются, то они…
25. График линейной функции?
26 . Сколько граней у тетраэдра?
27. Сколько ребер у параллелепипеда?
28. Абсцисса точки единичной окружности?
29. Знак синуса во 2 четверти?
30. Автор четырехзначных таблиц?
Ведущий2:

Что мы знаем о числах. Современные люди широко применяют в своей жизни числа. Вряд ли кто-нибудь сейчас вкладывает в числа сказочный или мифический смысл. Но так было не всегда. Для древних людей числа были элементами особого кода, с помощью которого описывался мир человека. В наиболее древних текстах число "1" встречается крайне редко и означает единство. Число "1" приписывалось Богу и Космосу.

Ведущий1:

Число "2" лежало в основе противопоставлений, с помощью которых в некоторых мифах описывался мир. Например, Небо и Земля, День и Ночь, Жизнь и Смерть.

Ведущий2:

В любых древних культурах одно из наиболее употребляемых чисел - "12". Оно оставило яркий след в современной культуре. Это 12 месяцев, 12 часов. Число "12", как и "7" считается счастливым.

Ведущий 1:

Ему противостоит "несчастливое" число "13". Это число называют "чертова дюжина". Многие суеверные люди и сейчас остерегаются этого числа.

Ведущий 2:

То, что число 7 число особое, люди считали очень давно.

Еще древние охотники, а потом древние земледельцы, и скотоводы наблюдали за небом. Их внимание издавна привлекало созвездие Большой Медведицы. Изображение семи звезд этого созвездия часто встречаются на древнейших изделиях.

Ведущий 1: Много тысячелетий тому назад люди заметили, что звезды не меняют своего положения относительно других звезд. И только пять святил: сияющая звезда Венера, торопящийся Меркурий, красный Марс, величественный Юпитер и медленный Сатурн, перемещаются относительно других звезд. Эти светила получили имя «планеты» («блуждающие») и стали считаться богами.

Ведущий 2: Венера считалась у римлян богиней красоты, Меркурий - богом торговли, Марс - богом войны, Юпитер - богом громовержцем, а Сатурн - был богом посева. И конечно богами были Солнце и Луна. Всего получилось семь, связанных с небом богов.

Ведущий 1: Особенно число 7 чтили на Древнем Востоке. Несколько тысячелетий назад между Тигром и Ефратом жили шумеры. Они обозначали число 7 тем же знаком, что и всю вселенную.

Ведущий 2:Некоторые ученые думают, что они выражали этим числом 6 главных направлений (вверх-вниз, влево- вправо, вперед-назад), да еще то место, от которого идет этот отсчет.

Ведущий 1:По их сказаниям в подземном царстве было семь ворот, через которые проходили души умерших.

Ведущий 2:Мы говорили о семи цветах радуги - красном, оранжевом, желтом, зеленом, голубом, синем и фиолетовом. Чтобы запомнить порядок этих цветов школьники заучивают предложение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В то же время глаз хорошего художника видит в радуге куда больше чем семь оттенков.

Ведущий1:

Предмет "математика" настолько серьёзен, что полезно не упускать
возможности сделать его более занимательным. Блез Паскаль.

Ведущий2:

Учить можно только весело. . .
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

Анатоль Франс.

Ведущий 1:

Именно этими девизами мы будем пользоваться при проведении следующего этапа игры. Понятно, что речь идёт не о веселье в прямом смысле, а о чувстве удовлетворения, которое возникает в процессе обучения.

II Тур - «Математический ералаш»

Итак слово АРИФМЕТИКА. Составить как можно больше слов. Время пошло!

Жюри: за каждое слово 1 балл.

Ведущий 2: Для болельщиков.

А пока поиграем в игру «Угадай мелодию». Мы дадим вам подсказки, с помощью которых вы должны угадать песню.

Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий.

III Тур: Знаете ли вы великих математиков? Узнайте ученого. (презентация о великих ученых).

IV Тур - Великолепная семерка (вопросы по семи предметам)

Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий.

Примерные вопросы (слайды) :

Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий. Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий. Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий. Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий. Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий. Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий. Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий. Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий.

Ведущие 1 и 2 (по очереди):

А знаете ли вы, что…?

  • …у пчелы два желудка - один для меда, другой для пищи.

  • …самая тяжелая из летающих птиц - гигантский канюк. Вес самцов достигает 16,5 килограмма, а размах крыльев у них - без малого 2,5 метра.

  • …некоторые виды термитов способны проникать сквозь отверстия, диаметр которых не превышает 0,8 миллиметра.

  • …речная выдра может проплыть под водой примерно 400 метров, не всплывая на поверхность.

  • …разновидность землеройки, обитающая на северном побережье Среди-земного моря, самое маленькое млекопитающее. Длина ее тела - 37 мм, вес - 2,5 грамма.

  • …сильнее всех обоняние развито у самцов тутового шелкопряда. Они способны улавливать запах самки на фантастически большом расстоянии - в 12 километров.

  • …самая маленькая из известных антилоп и самое маленькое из жвачных животных - королевская антилопа, обитающая на Западе Африки. Она весит меньше 3кг, ее рост - 27 см.

  • …самое веселое дерево растет в Аравии. Если человек скушает его плоды (черные зернышки величиной с горошинку), у него начинается приступ смеха, который длится 20-30 минут.

  • …самое огромное соцветие - 14 метров длины и 10-12 метров ширины - развивается на таллиповой пальме. Это растение, цветущее и плодоносящее только раз в жизни, после плодоношения погибает.

  • …семена сейшельской пальмы самые крупные из всех известных семян. Их вес- 25-30 килограммов. Вызревает такое семя-гигант очень медленно. От момента цветения до созревания проходит 10 лет.

  • …лимоны с тонкой кожурой сочнее лимонов с толстой кожурой.

  • …огурцы на 96% состоят из воды.

  • …самая большая в мире пирамида находится не в Египте, а в 10 км от Мехико, столицы Мексики. Она была возведена в честь индейского бога Кветцакоатла и имеет в высоту 54 метра и площадь основания 18 гектар.

  • …виноград взрывается в микроволновой печке.

  • …что русский писатель А. С. Грибоедов закончил физико-математический факультет университета.

  • …шотландский математик Джон Непер (1550 - 1617) предложил использовать запятую как математический знак.

  • …скорость движения Земли по орбите вокруг Солнца составляет 30 км ∕сек. Чтобы Земля смогла покинуть солнечную систему и улететь, ей необходимо придать скорость чуть больше 42 км ∕ сек. Эта разница в 12 км ∕сек и предохраняет нашу Землю от ужасной катастрофы, которая могла бы постичь нас.

  • …чтобы человеку уснуть, нужно 7 минут.

  • …мяч, поданный профессиональным волейболистом, движется со скоростью 130 км ∕ ч.

  • …самая яркая звезда нашего неба - это Сириус (созвездие Большого Пса), расстояние до него - 8,7 светового года.

  • …самый большой остров на Земле - Гренландия - 2 176 000 км².

  • …самый высокий водопад в мире - Анхель в верховьях р.Чурин на Гвианском плоскогорье в Венесуэле. Он падает с высоты 1054 метров.

  • …самое твердое дерево - береза Шмидта, растущая в Приморье, в заповед-нике Кедровая падь. Топором ее не срубить, пулей не пробить..

  • …самая высокая горная вершина на Земле - Джомолунгма (Эверест) в Гималаях - 8848 метров.

Ведущий 2:Вот закончилась игра
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился? Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий.

Жюри подводит итоги.

Ведущий 1: Есть храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки.

Навстречу солнцу и ветрам.

Ведущий 2: Пристальное, глубокое изучение природы
есть источник самых плодотворных
открытий математики Ш.Фурье

Мы вам предлагаем презентацию "Математика и природа" и окунуться в волшебный мир природы и великолепной музыки.

Ведущий 1:Запомни, что Гаусс всем сказал

Наука математика -царица всех наук.

Не зря, поэтому он завещал -

Творить в огне трудов и мук.

Безмерна роль ее в открытии законов,

В создании машин, воздушных кораблей.

Ведущий 2:Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов

Каких дала история до наших дней

Пусть ты не станешь Пифагором,

Каким хотел бы может быть

Но будешь ты рабочим, иль ученым

И будешь честно Родине служить.

Интеллектуальная игра как фактор формирования ключевых компетентностей деятельности студентов в обучении математике через внедрение современных образовательных технологий.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Таким образом, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса выступают игре как единое взаимосвязанное целое.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах». (Ш. Амонашвили)



© 2010-2022