• Преподавателю
  • Математика
  • Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания

Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

15

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»











ПРОЕКТ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПОМОЩИ ТЕХНОЛОГИЙ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

















Автор: Л.С.Карпова,

учитель математики

















2015 г.

Актуальность и суть проекта: Успешное осуществление педагогической деятельности современным учителем математики невозможно без применения эффективных педагогических технологий обучения и воспитания.

Традиционно, на уроках математики деятельность учащихся оценивают используя пятибальную систему, но при этом не всегда можно оценить работу ученика обьективно. Цель данного проекта предложить и показать на примерах возможности современной, уже популярной во многих школах критериальной технологии оценивания учащихся.

Современная школа переживает период, когда должен быть совершен решительный поворот педагогического процесса в сторону личности школьника, что, в свою очередь, требует изменений и содержания школьного образования, которое должно быть направлено на формирование личности нового типа, которая имеет развитое самосознание, критическое мышление, стойкую систему мотивации, повышенную самооценку, самоуважение, саморазвитие.

Для достижения поставленной цели учителю математики необходимо так организовывать учебную среду, чтобы она на практике мотивировала учащихся к самопознанию, самоконтролю и саморегуляции.

Сегодня на первое место выходит проблема выбора эффективной оценочной системы учащихся. Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку учащихся более объективно, таковыми являются рубрикаторы.

Рубрикатор - это подробная инструкция, которая делает процедуру оценивания максимально понятной. Рубрикатор содержит подробное описание уровней достижений учащегося и соответствующее им количество баллов. Содержание и наполнение рубрикатора зависит от изучаемой темы или блока тем в зависимости от типов контроля.

Оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным, так как ученик является субъектом своего обучения, а учитель не играет роль «судьи» при выставлении оценок.

Преимущества критериального оценивания:

  • ученик становится настоящим субъектом своего обучения

  • снижается школьная тревожность ученика

  • учитель из роли строгого «оценивателя» переходит к роли специалиста - консультанта, помощника.

  • соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя (способствует повышению объективности оценивания);

  • предоставляет чётко сформулированные уровни достижения;

  • делает оценивание более простым и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);

  • способствует развитию навыков самооценивания;

  • воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда;

  • способствует росту мотивации к обучению;

  • повышает качество образования.

Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей.

Для оценивания достижений учащихся по математике в 5 - 9 классах, мы предлагаем использовать следующие виды критериев.

Названия критериев и краткое описание их содержания приводим в таблице:

Обозначение и название критерия

Краткое описание содержания критерия

А Знание и понимание

Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях

В Исследование

Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними

С Коммуникация

Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения

D Рефлексия

Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения

Примеры заданий

Далее мы предлагаем примеры процедур, обеспечающих еффективное оценивание учебных достижений учеников 5 - 9 классов.

5 класс. Для контроля знаний по теме «Проценты. Среднее арифметическое. Задачи и примеры на все действия с дробями.

В данной системе мы выделили отдельные задания разных уровней для каждого критерия - А, В, С и Д. На первом этапе для критерия А мы используем простой вид упражнений - математический диктант, тем более что для 5 - го класса знания математики предполагают наличие усвоенной теоретической информации.

А Знание и понимание (максимально - 3 балла)

1. Представьте 4% (7%) в виде десятичной дроби.

2. Найдите 3% от 9 рублей (6 рублей).

3. Найдите число, если 5% его составляют 15 (4% его составляют 20).

4. В коробке 4 красных и 6 синих карандашей. Сколько % от всех

карандашей составляют синие (красные) карандаши?

5. Петя и Сережа купили книгу за 55 рублей. Сколько стоит переплет, если книга дороже его на 50 рублей? /2,5 рубля?

по 1 баллу

В Исследование - максимально 3 балла

  1. В магазин завезли 260 кг овощей. Лук составляет 12% от количества всех завезенных овощей. Сколько килограммов лука завезли в магазин? 2 ° (1 балл).

  2. Ученик прочитал 130 страниц книги, составляет 20% от общего количества страниц в ней. Сколько страниц в книге? 3 ° (1 балл).

  3. Найти среднее арифметическое чисел 2,7; 3,2; 5,4; 6,3; 7,5.

1 балл



1 балл



1 балл

С Коммуникация -

  1. При сушке яблоки теряют 92% своей массы. Сколько надо взять свежих яблок, чтобы получить 2,4 кг сушеных?

  2. Магазин продал 480 кг овощей за три дня. В первый день было продано 35% всех завезенных овощей. На следующий день продали 90% овощей, проданных за первый день. Сколько килограммов овощей продали третий день?

  3. При сушке грибы теряют 91% своей массы. Сколько надо взять свежих грибов, чтобы получить 1,8 кг сушеных?

1 балл



1 балл





1 балл

D Рефлексия - максимально 5 баллов

  1. Среднее арифметическое трех цифр равна 7,35, а среднее арифметическое двух чисел равна 2,25. Найти среднее арифметическое этих пяти чисел.

  2. Ученик потратил в первый день 30% денег, которые имел, дру- гого - 70% остатка, а на третий день - остальные 12, 3 руб. Сколько денег было у школьника?

  3. В первый день бригада вспахала 40% площади всего поля, на второй день - 60% остатка, а на третий день - остальные 9,6 га. Какова площадь поля?

2 балла



2 балла





1 балл

В конце урока можно разработать шкалу результатов:

ЛИСТ УЧЕТА ЗНАНИЙ

Дата

Математический диктант

Задания

Задания

Задания

Итоговая оценка

1

2

3

4

5

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Критерий А

Критерий В

Критерий С

Критерий D

1 балл за правильный ответ устного опроса (1-5);
1 балл за правильно решенное задание (1-3);
2 балла за правильно решенное задание (1-3);
3 балла за правильно решенное задание (1-5),

Оценки за урок/контрольную:

«5» - 12-16 баллов;
«4» - 9-11 балла;
«3» - 6-9 баллов.

Задания для 6 - го класса, как и для 5 - го также рассписаны по критериям - на каждый критерий несколько процедур.

Для таких заданий можно разрабатывать индивидуальные карточки для каждого ученика, которые заполняются им в процессе урока или же такая карточка может использоваться для проведения контрольной работы. Приводим пример карточки для контрольной в 6 - м классе (тема «Уравнения»):

Критерий А, С и D.

Ф.И.О. учителя: ___________ Дата: ___________

Ф.И. ученика: ______________ Класс: __________

Вариант 4

  1. Продолжи фразу:

а) Если перед скобками стоит знак __________, то при раскрытии скобок знаки слагаемых в скобках сохраняются.

б) Решить уравнение значит_________________________________

_________________________________________________________.

в) Слагаемое можно переносить из одной части уравнения в другую,__________________________________________________.

г) Математическое моделирование включает в себя три этапа: ____

__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________.

д) Коэффициент это - _______________________________________

__________________________________________________________.


  1. Переведи с математического языка на русский язык:

а) а + (в + с) = а + в + с;

б) -5∙( - п + у) = 5п - 5у;

в) - а = -1∙ а;

г) а - (в - с) = а - в - с;

д) 1∙ а = а.

  1. Проверь правильность и рациональность выполненных действий, оцени и объясни почему:

а) 4х - (3х + (2х - 1)) = 4х - 3х + 2х - 1= 3х - 1;

б) - 1,5а∙(-а)∙2а = 9а;

в) 8х - 9 = -2х + 3;

8х + 2х = 3 + 9;

10х = 12;

х = 12\10;

х =1,2. Ответ: 1,2.

Итого:

Критерий А

Критерий С

Критерий D


Также, для 6 - го класса можно использовать ИКТ для решения заданий. Пример карточки с заданиями прилагаем в приложении 1 по теме «Длина окружности и площадь круга - 6 класс». Процесс создания таких карточек очен трудоемкий для учителя, но результат себя оправдывает, так как программа сама считает баллы в конце выполненного задания.

Задания для 7 - го класса также для первого критерия содержат тестовые задания и по каждому критерию несколько заданий.

7 класс

Критерий А (по 1 баллу за каждое задание)

Тестовые задания

Установите, истинны или ложны следующие высказывания.

№1. Диагонали ромба равны.

№2. Если противоположные стороны четырехугольника попарно равны, то он параллелограмм.

№3. Площадь треугольника равна произведению его основания на половину высоты.

№4. Диагонали ромба являются биссектрисами его углов.

№5. Параллелограмм с прямым углом является прямоугольником.

№6. Площадь трапеции равна произведению его средней линии на высоту.

Критерий В (Исследование)

Виберите правильный вариант ответа (каждое задание - 0,5 балла)

  1. Среди приведенных примеров числовым выражением является …

А) 725҅Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания (а+2018); Б) 215-23х; В) 1248 : (425-347); Г) 905+231:у.

Среди наведенных выражений укажите выражение со сменными ...

А) (18-7)+а; Б) 36:6+7; В) х+10=28; Г) нет правильного ответа

3. Станок производит 15 деталей в час. Сколько деталей производит станок за m часов?

А) 15: m дет.; Б) 15 m дет.; В) (15 +m) дет.; Г) (15 - m) дет.

4. Какой из числовых выражений является произведением суммы чисел 3,8 и 9 и числа 10?

А) 3,8 +Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания; Б) (3,8 - 9) Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания ; В) 3,8Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания + 9; Г) (3,8 + 9) Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания .

5. Какое из выражений с переменными является тройной разницей m и n?

А) m - n; Б) (m - n) : 3; В) 3Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания (m - n); Г) 3m:n.

6. Вычислите значение выражения 6х - 3, если х = 3.

А) 15; Б) 1; В) - 3; Г) 3.

Критерий С (Коммуникация)

Выберите правильный вариант ответа (каждое задание -1,5 балла)

10. Значение какого выражения равно -7?

А) Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания ; Б) 5Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания; В) (32 + 0,9):33; Г) Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания .

11. Вычислите из формулы А = 2С + 5 переменную С.

А) С = (5-А)Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания; Б) С = (А-5):2; В) С= (А-5)Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания; Г) С= Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания .

Критерий D (Рефлексия)

Выберите правильный вариант ответа (каждое задание - 3 балла)

12. Вычислите 1,2Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания (2,6+2Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания): 2Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания-1Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания.

А)14 Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания ; Б) Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания ; В)1Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания; Г) другой ответ

Для учащихся старших классов (8, 9 и т.д.) разрабатывают по одному заданию на каждый критерий, так как задания являются более сложными, чем в 5 - 7 х классах, оцениваются такие задания соответственно в 3 балла:

Именно в старших классах намного труднее сохранить познавательный интерес ребёнка, развить в нём желание учиться, трудиться, поскольку программа по математике достаточно сложная. Учитель и ученик должны стать партнерами в процессе обучения и вместе решать проблемы.

8 класс Тема: «Решение квадратного уравнения способом выделения квадрата двочлена».

Ф.И.О. ученика _______________________ :

Критерии

Темы задания

Проверяемые элементы

Уровень достижений

Баллы за выполнение задания

А (max 3)

Решение уравнений методом выделения квадрата двучлена

х2-6х+8=0

Не достиг ни одного из критериев

0

3 балла

Умеет выделить полный квадрат двучлена

1

Умеет правильно решать неполные квадратные уравнения

1

Правильно записал ответ

1

B (max 4)

Решение уравнений методом выделения квадрата двучлена

2-3х-22=0

Не достиг ни одного из критериев

0

4 балла

Умеет приводить квадратное уравнение к приведенному виду

1

Умеет выделять полный квадрат двучлена

1

Умеет правильно решать неполные квадратные уравнения

1

Правильно записывает корни исходного уравнения

1

C (max 5)

Решить уравнения с помощью формул корней квадратного уравнения

(4х-5)(3х+7)-(х-2)(4х+2)=33х+73

Не достиг ни одного из критериев

0

5 баллов

Правильно выполняет умножение многочленов

1

Умеет приводить подобные слагаемые

1

Приводит квадратное уравнение к стандартному виду

1

Правильно применяет формулы корней квадратного уравнения

1

Правильно вычисляет корни и записывает ответ

1

В конце каждого такого дескриптора с заданиями учитель разрабатывает ключ с оценками ученика за урок, контрольную и т.д.

  • 0 - 6 баллов - оценка «2»

  • Всего баллов________

  • 7 - 8 баллов - оценка «3»

  • 9 - 10 баллов - оценка «4»

  • 11 - 12 балла - оценка «5»

  • Оценка_____________

9 класс

Образцы занятий (по теме: Функции. Свойства функций»)

Критерии А,В и С

Критерий А. 1. График функции Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания проходит через точку:

а) (4; 2),б) ( - 2; 4), в) ( 4; - 2), г) (2; 4).

Образец заполнения бланка ответов:

1

А

Х

Б

В

Г



Криетрий В. 2. График функции Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания можно получить из графика функции Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания перенесением вдоль:

а) оси х на 4 единицы вправо,

б) оси х на 4 единицы влево,

в) оси у на 4 единицы вверх,

г) оси у на 4 единицы вниз.

Образец заполнения бланка ответов:

2

А

Б

Х

В

Г


Критерий С. 3. График какой из функций проходит через начало координат:

Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оцениванияПроект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания y=Проект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оцениванияПроект по математике на тему Определение уровня достижений по математике при помощи технологий критериального оценивания

Образец заполнения бланка ответов:

3

А

Б

В

Х

Г


Задания с одним правильным ответом измеряют знания на уровне от различения до понимания. Их можно использовать как для проверки знаний теоретического материала, так и самых простых навыков.

Определение уровня достижений учащихся завершается оцениванием знаний, умений и навыков в виде оценки (балла). На основе разработанных систем оценивания, исходя из анализа научной и методической литературы, можно утверждать, что оценивание знаний, умений и навыков учащихся является достаточно сложным, но очень важным процессом в теоретическом, методическом, психологическом и организационном отношениях.

Таким образом, критериальное оценивание имеет как плюсы так и недостатки, выделим основные «За» и «Против»:

«ЗА»

Снижение тревожности

Сравнение собственных достижений с эталоном

Объективность

Прозрачность

Единство требований

Многогранность

Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля

«ПРОТИВ»

Трудоемкость

Ученики должны адаптироваться к новой системе работы на уроке.

© 2010-2022