Системно-деятельностный подход при обучении математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТУЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ





Доклад

на заседании школьного методического объединения учителей математики.

Тема: « Системно-деятельный подход

при обучении математики»





Учитель: Ивашененко Галина Ивановна

2013 год.

Современная школа видит свою основную цель в развитии личности школьника, в создании оптимальных условий для его становления, в поддержке на пути самоопределения и самореализации через образование, которое опирается на приобретении обучающимися опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место в обучении отводится деятельному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретѐнных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Сегодня актуальны такие методики обучения, которые ориентированы на активную самостоятельную деятельность обучающихся, формируют личную позицию, мотивацию учения, предполагают использование и активное освоение различных источников информации. Одним из вариантов такого обучения являются методики, ориентированные на действия.

Шаш Н.Н. сформулировала принципы обучения действием, которые утверждают следующее:

  1. Люди учатся только тогда, когда хотят учиться.

  2. Люди учатся тогда, когда сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами.

  3. Обучение - это социальный процесс, процесс сотрудничества.

  4. Обучение как изменение поведения начинается тогда, когда мы получаем входные сигналы о результате, порождаемом действием.

  5. Обучение часто состоит в переосмыслении того, что уже «известно», а не в приобретении новых знаний и фактов. Устоявшийся образ мыслей может быть потенциальным барьером на пути к изменению.

Обучающихся необходимо ориентировать на действие, которое предполагает самостоятельное добывание необходимых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы, конкретной задачи.

В методике преподавания математики различают три методики, ориентированные на действие: методика дидактических задач, методика изучения частного случая, методика направляющего текста.

Чаще всего педагоги используют методику дидактических задач, которая эффективна при изучении нового материала Например, при изучении темы «десятичные дроби» можно дать следующие задачи:

«Сняв показания счётчика за электроэнергию, семья определила, что за месяц израсходовано100 кВт/ч. Сколько необходимо заплатить за электроэнергию, если 1 кВт стоит 1, 2 рубля?»

«Робинзон Крузо, попав на необитаемый остров, не мог стричь волосы, так как у него не было ножниц. Определите, какой длины будут у него волосы, если он был на необитаемом острове 100 дней, а за 1 день волосы вырастают на 0, 3 мм, а попал на остров с бритой головой». Таким образом, через близкую к реальной жизни постановку задания достигается двойная цель. Во-первых, учащиеся видят, с какими требованиями они могут столкнуться в реальной дальнейшей жизни, и, во-вторых, возникает адекватная ситуация запроса необходимых в обучении знаний и умений.

Поскольку для обучающихся данные задачи являются новыми, и они понимают, что с помощью имеющихся знаний они не могут решить поставленные задачи, то они запрашивают у учителя необходимую им информацию. Здесь можно предложить либо работу с учебником (если данный материал доступно изложен), либо теоретический материал в виде алгоритма, записанный в теоретической тетради, разработанной педагогом. Например, по теме «Умножение и деление десятичной дроби на 10; 100; 1000 и т.д.», предлагается для работы в паре следующий лист 1, а после изучения данного материала дети должны объяснить друг другу новый материал.

Лист 1.

Теоретический материал.

Практический материал.

Рассмотрите задание и ответьте на вопросы:

На координатном луче имеется точка А(а), где будет располагаться точка А, если еѐ координату увеличить в 10 раз; уменьшить в 10 раз.

а

Чтобы умножить десятичную дробь на

10; 100; 1000 и т.д., нужно-----------

Чтобы разделить десятичную дробь на

10; 100; 1000 и т.д., нужно-----------

0, 123 * 10=1, 23

34, 123 : 10= 3, 4123

Задание( для работы в группах): составить опорную таблицу по изучаемому материалу.

После обсуждения групповой работы и выбора лучшей опорной схемы ( которая заносится учениками в справочники),обучающимся предлагается работа в парах, для закрепления и отработки умения работать с десятичными дробями. Паре выдаётся лист для работы (лист 2).

Лист 2.

Вид работы: работа в паре

Оценивание работы: в каждом виде работы совместно выставляйте оценку

1) Правило деления дроби на 10; 100; 1000 и т .д.(привести пример)

  1. ученик--------------------

  2. ученик--------------------

2) Придумайте по 3 примера на умножении и 3 примера на деление десятичных дробей на 10; 100 и 1000.Поменяйтесь условиями и решите. Проверить решение друг у друга

  1. ученик--------------------

  2. ученик--------------------

3) Реши задание из учебника:

  1. вариант № 662

  2. вариант № 663

Проверьте свою работу по листу ответов самоконтроля

  1. ученик--------------------

  2. ученик--------------------

Если верно выполнено 9-10 примеров

- оценка «5»

Если верно выполнено 7-8 примеров - оценка «4»

Если верно решено 6 примеров - оценка «3»

Поставь себе оценку

4) ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

  1. ученик--------------------

  2. ученик--------------------

В условиях, когда выпускники 9 и 11 классов сдают ГИА в новой форме и ЕГЭ, большое значение имеет наличие справочников (теоретических тетрадей) у обучающихся. Это тетрадь, в которой дети записывают краткое изложение теоретического материала и ведут эту тетрадь (желательно) с 5 класса, в которой собираются: краткая теория, алгоритмы решения уравнений, примеров, задач. Так как большая часть детей, - визуалы, то им нужны для качественной подготовки к урокам и отработки умений и навыков, как теоретический материала, так и различные методы решения задач. Например, при изучении темы «Решение задач», учащимся предлагается 2 способа решения задач (лист 3)

Лист 3

Алгебраический способ

Арифметический способ

Задача:

Отец в 4 раза старше сына. Сколько лет отцу и сколько лет сыну, если всего им 55 лет вместе.

Задача:

Отец в 4 раза старше сына. Сколько лет отцу и сколько лет сыну, если всего им 55 лет вместе.

Отец - ? В 4 раза больше

Сын - ?

___________________

Вместе 55 лет

4х +

+х =

=

55

  1. 4+1=5 (частей) всего

  2. 55: 5= 11 (лет) -составляет 1 часть и столько лет сыну 3) 11 *4=44 (года) - отцу

Методики, ориентированные на действие, как правило, оказывают более сильное влияние на мотивацию обучения, чем учительские объяснения. Через практическую деятельность ученики узнают, что их знания по отношению к профессионально-практической постановке задачи имеют пробелы. Если профессионально-практическую постановку задачи старшеклассники приняли как возможную для них в будущем ситуацию действия, они, как правило, прилагают все усилия, чтобы получить теоретическую ясность, чтобы сейчас и потом - в подобной ситуации - могли действовать, ориентируясь на цель. С помощь методик, ориентированных на действие, у учащегося возникает потребность, действуя, во всем самому разобраться.

При использовании всех трех методик учитель становится советником, консультантом, помощником, управляющим всем ходом занятия. В подготовке к уроку он продумывает и планирует учебную ситуацию до мелочей, но в конкретной ситуации на занятиях он находится на заднем плане и ограничивается - в идеальном случае - ролью консультанта.

Главная работа заключается в затратной по времени и интенсивной подготовке занятий. Нужно предвидеть возможный ход занятий, чтобы быть готовым к необычным ситуациям. Кроме этого, нужно разработать учебные листы для постановки заданий и листы с основной информацией и держать их наготове, если последует запрос информации. Разработка учебного материала требует времени (и современных вспомогательных средств, например, компьютеры, принтеры и сканеры).

Наконец, педагогу нужно отойти от традиционного содержания и методики проведения уроков. Не все переданные ранее учебные содержания важны для действия.

Методика всего учебного процесса и каждого отдельного этапа выстраивается таким образом, чтобы ученики могли думать, сомневаться, не соглашаться, искать, приходить к решению, самостоятельно формулировать выводы, обсуждать их с одноклассниками и педагогами.

Обучение, ориентированное на действие, предполагает сочетание самых разных способов взаимодействия на уроках, в основе которых лежит индивидуальное приобретение и присвоение знаний.

Формы организации учебной деятельности учащихся в обучении, ориентированном на действие, достаточно традиционны. Это могут быть лекционное или семинарское занятие, самостоятельная работа учащихся.

В процессе обучения используется сочетание методик, ориентированных на действие, а не выбор одной из них. Так, например, при работе по методике направляющего действия возникает проблема постановки обучающего задания. Но эта проблема снимается при варьировании видов методик.

Очень интересные исследовательские работы получаются, если обучающиеся проводят исследования, самостоятельно создают проекты - это даѐт возможность в дальнейшем получить продукты их деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1.Якиманская, И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.

2.Толпекина, Н.В. О реализации личностно-ориентированного подхода при обучении учащихся математике в основной школе // Адаптивная система повышения квалификации педагогов и руководителей / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тверь: Тверской государственный университет, 2003. - С.97-99.

3.Шаш, Н.Н. Action Learning. Уникальный подход к развитию людей и организаций/Н.Н. Шаш.-М.: ГроссМедиа, 2004. - С.19.



© 2010-2022