- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Романенко Л.А. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии для учащихся 7-9 классов составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Письмом министерства образования и науки Краснодарского края № 47-10474 от 17.07.2015 г. « О рекомендациях по составлению программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
Рабочая программа по геометрии 7-9 классов разработана на основе:
1. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»(с изменениями)
2. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2008
Изучение математики на уравни основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
2. развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственные воображения, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
3. формирование представлений об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
4. воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно
технического прогресса.
-
Общая характеристика предмета.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика, алгебра, геометрия, элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.
В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика признана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Одной из основных задач изучения алгебры являются развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получения школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирования понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательными компонентами школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности - умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь - умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
-
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии на уровни основного общего образования отводится 204 ч из расчета:
7 класс: всего 68 часов; 2 часа в неделю.
-
класс: всего 68 часов; 2 часа в неделю.
9 класс: всего 68 часа; 2 часа в неделю
В ходе преподавания геометрии в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, делается акцент на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, из которых приоритетными являются познавательная, информационно- коммуникативная и рефлексивная.
-
Содержание учебного предмета
7 класс
-
Начальные геометрические сведения. (10 ч.)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов. Градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
-
Треугольники. (17 ч.)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
-
Параллельные прямые. (13 ч.)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
-
Соотношения между сторонами и углами треугольника.(18 ч.)
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трём элементам.
-
Повторение. Решение задач. (10 ч.)
Контрольные работы:
-
Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения»
-
Контрольная работа №2 по теме: «Признаки равенства треугольников»
-
Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые»
-
Контрольная работа №4 по теме: «Сумма углов треугольника»
-
Контрольная работа №5 по теме: «Прямоугольные треугольники»
8 класс
-
Четырёхугольники. (14 ч.)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
-
Площадь. (14 ч.)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
-
Подобные треугольники. (19 ч.)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
-
Окружность. (17 ч.)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
-
Повторение. Решение задач. (4 ч.)
Контрольные работы:
-
Контрольная работа №1 по теме: «Четырехугольники»
-
Контрольная работа №2 по теме: «Площади фигур»
-
Контрольная работа №3 по теме: «Признаки подобия треугольников»
-
Контрольная работа №4 по теме: «Подобные треугольники»
-
Контрольная работа №5 по теме: «Окружность»
9 класс
-
Векторы. Метод координат. (18 ч.)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
-
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (11 ч.)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
-
Длина окружности и площадь круга. (12 ч.)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
-
Движения. (8 ч.)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
-
Об аксиомах геометрии. (2 ч.)
Беседа об аксиомах геометрии
-
Начальные сведения из стереометрии. (8 ч.)
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объёмов.
-
Повторение. Решение задач. (9 ч.)
Контрольные работы:
1. Контрольная работа №1 по теме: «Векторы. Метод координат»
2. Контрольная работа №2 по теме: «Соотноение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
3. Контрольная работа №3 по теме: «Длина окружности и площадь круга»
4. Контрольная работа №4 по теме: «Движения»
-
Тематическое планирование
Геометрия, 7 класс,
учебник «Геометрия 7-9 класс», автор Л.С. Атанасян
Номер
параграфа
Содержание материала
Количество часов
Глава I . Начальные геометрические сведения
10
1,2
Прямая и отрезок. Луч и угол
2
3
Сравнения отрезков и углов
1
4,5
Измерение отрезков. Измерение углов
3
6
Перпендикулярные прямые
2
Решение задач
1
Контрольная работа №1
1
Глава II. Треугольники
17
1
Первый признак равенства треугольников
3
2
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
3
3
Второй и третий признаки равенства треугольников
4
4
Задачи на построение
3
Решение задач
3
Контрольная работа №2
1
Глава III. Параллельные прямые
13
1
Признаки параллельности двух прямых
4
2
Аксиома параллельных прямых
5
Решение задач
3
Контрольная работа №3
1
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника
18
1
Сумма углов треугольникам
2
2
Соотношения между сторонами и углами треугольника
3
Контрольная работа №4
1
3
Прямоугольные треугольники
4
4
Построение треугольника по трем элементам
4
Решение задач
3
Контрольная работа №5
1
Повторение. Решение задач
10
Геометрии, 8 класс,
учебник «Геометрия 7-9 класс», автор Л.С. Атанасян
Номер
параграфа
Содержание материала
Количество часов
Глава V. Четырехугольники
14
1
Многоугольники
2
2
Параллелограмм и трапеция
6
3
Прямоугольник, ромб, квадрат
4
Решение задач
1
Контрольная работа №1
1
Глава VI. Площадь
14
1
Площадь многоугольника
2
2
Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции
6
3
Теорема Пифагора
3
Решение задач
2
Контрольная работа №2
1
Глава VII. Подобные треугольники
19
1
Определение подобных треугольников
2
2
Признаки подобия треугольников
5
Контрольная работа №3
1
3
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач
7
4
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника
3
Контрольная работа №4
1
Глава VIII. Окружность
17
1
Касательная к окружности
3
2
Центральные и вписанные углы
4
3
Четыре замечательные точки треугольника
3
4
Вписанная и описанная окружности
4
Решение задач
2
Контрольная работа №5
1
Повторение. Решение задач
4
Геометрия, 9 класс,
учебник «Геометрия 7-9 класс», автор Л.С. Атанасян
Номер
параграфа
Содержание материала
Количество часов
Глава IX. Векторы
8
1
Понятие вектора
2
2
Сложение и вычитание векторов
3
3
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.
3
Глава X. Метод координат
10
1
Координаты вектора
2
2
Простейшие задач в координатах
2
3
Уравнение окружности и прямой
3
Решение задач
2
Контрольная работа №1
1
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
11
1
Синус, косину, тангенс угла
3
2
Соотношение между сторонами и углами треугольника
4
3
Скалярное произведение векторов
2
Решение задач
1
Контрольная работа №2
1
Глава XII. Длина окружности и площадь круга
12
1
Правильные многоугольники
4
2
Длина окружности и площадь круга
4
Решение задач
3
Контрольная работа №3
1
Глава XIII. Движения
8
1
Понятие движения
3
2
Параллельный перенос и поворот
3
Решение задач
1
Контрольная работа №4
1
Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии
8
1
Многогранники
4
2
Тела и поверхности вращения
4
Об аксиомах планиметрии
2
Повторение. Решение задач
9
-
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
-
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 - 9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2008 г.
-
Геометрия 7 - 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев - М.: Просвещение, 2008
-
Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс/ Б. Г. Зив, В. М. Мейлер - М.: Просвещение, 2011
-
Геометрия. Тематические тесты. 7 класс/ Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков - М.: Просвещение, 2011
-
Рабинович Е. М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7 - 9 классы. Геометрия - М.: ИЛЕКСА, 2008
-
Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. Ю. А. Глазков, В. Б. Некрасов, И. И. Юдина Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации.- М.: Просвещение 2012 г.
-
Н.Б. Мельникова Контрольные работы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7-9» / Н.Б. Мельникова - М.: Издательство «Экзамен», 2012.
-
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики
-
Мультимедийный компьютер, сканер, принтер лазерный, копировальный аппарат, мультимедиапроектор, экран.
Кабинет математики оснащен интерактивной доской.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
от «__»_____________2015 года
От__________2015года №1
_______________