Программа элективного курса по математике для 10 класса «Текстовые задачи»

"Описание материала: Результаты ЕГЭ в 11 классе за последние годы показывают, что с текстовыми задачами уровня В справляются только около 30% всех выпускников. Проблема, наверное, заключается в большом объеме и разнообразии этих задач, и учащимся необходимо знать алгоритм решения каждой такой задачи. К сожалению, в рамках школьной программы, даже на уроках повторения, невозможно рассмотреть способы решения таких заданий. Поэтому мы в школе стараемся изыскивать возможность решения данной проблем...
Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Д. ЗОЛОТОНОШКА

Рассмотрено на заседании МС «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол №____ от _________ Зам. директора по УВР: Директор школы:

________/Романова Г.В. _________/Гречко О.П.

Пр. №____ от ________

Программа элективного курса

по математике

«Текстовые задачи»

НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Предмет МАТЕМАТИКА

Класс 10

Учитель Гречко В.Н.

Количество часов в неделю 1 всего 35 часов










Элективный курс «Текстовые задачи»

Пояснительная записка

Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том, что решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет в среднем около 30%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач и не умеют за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типо­вые задания, которые были достаточно хорошо отра­ботаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубоко­го изучения этого традиционного раздела элементар­ной математики.

Данный элективный курс рассчитан в первую оче­редь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике и качест­венно подготовиться к ЕГЭ и конкурсным экзаменам в вузы. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной про­граммы.

Представленный элективный курс содержит 9 тем. Первая тема «Текстовые задачи и техника их реше­ния» является обзорной. При ее раскрытии акцент должен быть сделан на выделение основных этапов решения текстовых задач и их назначение. Следу­ет также обратить внимание учащихся на важность умелого письменного оформления. Все следующие темы - закрепляют и дополняют знания уча­щихся, полученные на уроках. Тема - «Задачи с экономическим содержанием», - выходит за рамки школь­ной программы и значительно совершенствует навы­ки учащихся в решении текстовых задач. В разделе «Разные задачи» предполагается провести разбор и анализ текстовых задач из вариантов ЕГЭ разных лет.

Провести занятия можно в форме обзорных лек­ций с разбором ключевых задач или в форме семина­ров, нацелив учащихся на предварительную подго­товку и самостоятельный поиск материалов с их пос­ледующим обсуждением.

Цели и задачи курса:

  • систематизировать и углубить ранее полученные знания по решению текстовых задач;

  • познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения;

  • реализовать межпредметные связи.

Ожидаемые результаты

После изучения курса учащиеся должны:

  • уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;

  • уметь применять полученные математические знания при решении задач;

  • уметь использовать дополнительную математи­ческую литературу.

Содержание курса

Текстовые задачи и техника их решения (1 ч)

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их при­меры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач ариф­метическими приемами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их систем. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чер­теж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

Задачи на «движение» (6 ч)

Совместное движение. Движение: план и реальность. Закон сложения скоростей (движение по воде). Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

Задачи на «сплавы», «смеси», «растворы» (4 ч)

Формула зависимости массы или объема вещес­тва от концентрации и массы или объема. Особенно­сти выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы дан­ных задачи и ее значение для составления математи­ческой модели.

Задачи на «работу» (5 ч)

Формула зависимости объема выполненной рабо­ты от производительности и времени ее выполнения. Задачи на совместную работу. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической моде­ли.

Задачи на «проценты» (3ч)

Понятие процента. Три основных вида задач на «проценты»: нахождение числа процентов от данного числа, нахождение числа по его «проценту», нахождение процентного содержания одного числа от другого.

Задачи на «прогрессии» (3 ч)

Формула общего члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий. Комбинированные задачи на прогрессии. Осо­бенности выбора переменных и методика решения за­дач на прогрессии.

Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий (4ч). Задачи на нахождение суммы слагаемых, каждое из которых составляет ту или иную часть искомой суммы; задачи на использование формулы двузначного числа; задачи на пропорциональность слагаемых некоторым числам, задачи, компонентами которых являются геометрические величины

Задачи с экономическим содержанием (3 ч)

Формулы процентов и сложных процентов. Осо­бенности выбора переменных и методики решения за­дач с экономическим содержанием.

Задачи на «оптимальное решение» (2ч)

Составление формулы, выражающей зависимость между двумя переменными. Нахождение экстремумов функции на отрезке.

Разные задачи (3ч)

Решение текстовых задач разных типов из вариантов ЕГЭ.

Тематическое планирование курса

№ урока

Тема

Кол-во часов

1

Текстовые задачи и техника их решения

1

Задачи на «движение» (6 ч)

2

Движение из одного пункта в другой в одном направлении

1

3

Движение из одного пункта в другой с остановкой в пути

1

4

Движение навстречу друг другу

1

5

Движение по водному пути

1

6

Встречное прямолинейное движение тел

1

7

Чтение графиков движения

1

Задачи на «сплавы», «смеси», «растворы» (4 ч)

8

Задачи на сплавы

1

9

Задачи на смеси

1

10

Задачи на растворы, разбавления

1

11

Решение задач

1

Задачи на «работу» (5 ч)

12

Вычисление неизвестного времени работы

1

13

Задачи на «бассейн», который одновременно наполняется разными трубами

1

14

Задачи на планирование

1

15

Задачи на определение объема выполняемой работы

1

16

Задачи на нахождение производительности труда

1

Задачи на «проценты» (3ч)

17

Задачи, решаемые арифметическим способом

1

18

Задачи, в которых известно, сколько % одно число составляет от другого

1

19

Задачи, в которых известно, на сколько процентов одно число больше (меньше) другого

1

Задачи на «прогрессии» (3 ч)

20

Задачи на арифметическую прогрессию

1

21

Задачи на геометрическую прогрессию

1

22

Комбинированные задачи

1

Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий (4ч)

23

Задачи на нахождение суммы слагаемых, каждое из которых составляет ту или иную часть искомой суммы

1

24

Задачи на использование формулы двузначного числа

1

25

Задачи на пропорциональность слагаемых некоторым числам

1

26

Задачи, компонентами которых являются геометрические величины

1

Задачи с экономическим содержанием (3 ч)

27,28

Банки. Вклады.

2

29

Задачи на выбор оптимальных условий

1

Задачи на «оптимальное решение» (2ч)

30,31

Задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения

2

Разные задачи (3ч)

32-34

Решение задач из вариантов ЕГЭ

3

35

Резерв (1ч)

1

Рекомендуемая литература

  1. Глазков Ю.А., Варшавский И.К. Сборник заданий и методических рекомендаций. ЕГЭ. Математика. - М.: Экзамен, 2008.

  2. Дорофеев Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х. Посо­бие по математике для поступающих в вузы (избран­ные вопросы элементарной математики). - М.: Нау­ка, 1996.

  3. Егоров В.К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. - М.: Высшая школа, 1993.

  1. Кочягин В.В., Кочягина М.Н. Интенсивная подготовка к ЕГЭ 2010. Математика.- М.: Эксмо, 2009.

  1. Кочягин В.В., Кочягина М.Н. Интенсивная подготовка к ЕГЭ 2009. Математика. Сборник заданий. - М.: Эксмо, 2008.

  1. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. -М.: Просвещение, 1990.

  1. Кузбеков Т.Т., Саитгареева С.А., Якупов Э.З. Математика. Учебное пособие для подготовки к тестированию.- Уфа: Диалог, 2005.

  2. Куланин Е.Д., Норин В.П., Федин С.Н., Шевченко Ю.А. 3000 конкурсных задач по математике. - М.: Айрис-пресс, 2003.

  3. Лаппо Л.Д., Попов М.А. ЕГЭ. Математика. Вступительные испытания. - М.: Экзамен, 2010.

  4. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2010. - Ростов -на-Дону: Легион-М, 2009.

  5. Цыпкин А.Г., Цыпкин А.И. Справочник по методам решения задач по математике для средней школы. - М.: Наука, 1989.




© 2010-2022