Роль устных упражнений на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль устных упражнений на уроках математики.Роль устных упражнений на уроках математики.Роль устных упражнений на уроках математики.Роль устных упражнений на уроках математики.Роль устных упражнений на уроках математики.Роль устных упражнений на уроках математики.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в период обучения в начальной школе на каждом уроке математики необходимо выделять 5 -10 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Это программное требование реализуется на этапе уроке, традиционно называющемся устным счётом. Основные задачи этого этапа:

1.Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснений учителя.

2.Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

3.Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Эти задачи определяют подготовку и проведение этого этапа урока.

Рационально подобранное содержание, умелый отбор соответствующих методов, форм организации и средств обучения позволит успешно решить основные дидактические задачи, стоящие перед учителем.

Рационально подобрать содержание - это значит выполнить следующие требования:

1.Объём предполагаемых заданий должен быть необходимым и достаточным для дальнейшей работы на уроке.

2.В системе предложенных для устного счёта заданий должно быть чётко определено место каждого из них.

3. Отбор материала должен быть осуществлен с учётом преемственности и перспективности в изучении материала.

Формы и методы, средства обучения полностью подчинены тем основным дидактическим целям, которые стоят на данном этапе урока перед учителем.

Формирование вычислительных навыков - одна из важных задач курса математики.

Повышение качества обучения математике в начальных классах зависит от прочных вычислительных навыков, сформированных у младших школьников.

Большую роль в повышении вычислительных навыков учащихся играет установление тесной связи между арифметическими действиями и свойствами натуральной последовательности чисел, а также использование в процессе обучения опорных сигналов.

В пределах первого десятка учащиеся не только изучают приемы сложения и вычитания, но и запоминают результаты этих действий. Для быстрого формирования автоматизированных знаний результатов сложения и вычитания однозначных чисел важно научить учащихся пользоваться последовательностью чисел для получения результатов действий.

Для этого можно использовать игры: «Назови соседей», «Рассели жильцов». На этапе закрепления навыков сложения и вычитания в пределах 10 можно провести игру «Кто первым придёт к финишу?»

Важность использования последовательности чисел при формировании вычислительных навыков определяется тем, что учащиеся могут «шагать не только по записанным цифрам, но и по числам, которые они могут себе представить и мысленно прошагать как в целях проверки устных вычислений, так и для выполнения вычислений в наиболее трудных случаях сложения и вычитания». Опора на последовательность чисел позволяет добиваться правильности вычислений, проверки ответов, которые учащиеся дают по памяти.

Формирование вычислительных навыков - трудоёмкая и скучная работа, если не вносить разнообразия в её организацию.

Учебные задания с нематематической информацией - один из возможных приёмов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков.

Математические задания расположены в порядке возрастания сложности, форма их записи самая разнообразная: цепочки примеров, простые и с разветвлением, таблицы, магические квадраты, удивительные квадраты по сложению и умножению третьего и четвёртого порядков, блок-схемы - простые, с условием без цикла и с циклом, двумя условиями и с двумя циклами и т.д. Все математические задания разные.

В заданиях для учащихся 1-4 классов даны словесные формулировки познавательных вопросов, возможные ответы, из которых один правильный, математические задания вычислительного характера для проверки выбора ответа и информация о животных или событиях.

На занятии учащиеся выполняют математические задания, чередуя и х с некоторой информацией о животных или событиях: в форме беседы, что даёт возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей.

«При соответствующей подготовке учителя дополнительные сведения на уроке не затрудняют детей, а лишь способствуют усвоению программного материала за счёт создания интереса к учению и повышению познавательной активности» - так утверждает профессор С.П.Баранов, и с этим нельзя не согласиться.

Задание

Какая птица может ходить по дну водоёма?

Воробей - 3

Оляпка - 4

Сорока - 5

Для проверки выбора ответа воспользуйтесь цепочкой примеров:

8 - 6 … +7 … - 6 … +5 … - 4

Результат последнего действия, число 4, соответствует слову оляпка.

Оляпка - певчая птичка бурого цвета с белой грудкой. Она может нырять и бегать по дну водоёма, цепляясь за неровности дна, камешки. На дне ловит насекомых, червей и мальков рыб. Пойманную добычу птичка всегда выносит на берег и съедает. Перья у оляпки не намокают, т.к. они обильно смазаны жиром. Спасаясь от врага, оляпка ныряет в воду.

При разнообразной подаче математического задания и информации, а также эмоциональном воздействии на детей дополнительные сведения способствуют повышению познавательной активности, т.к. в этих заданиях, во-первых, заложена смена деятельности детей (они слушают, читают, говорят, считают, составляют примеры, решают их и записывают результаты), во-вторых, дети узнают интересные факты, что не только расширяет их кругозор, но и способствует общему развитию и побуждает к самостоятельному познанию нового. Развитие стремления узнавать новое - одна из воспитательных задач этих заданий.

Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Как известно стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным.

С этой целью нужно использовать в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации. Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.

Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Вот почему включение в урок игр и игровых ситуаций, делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

«Полёт в космос».

Винтик и Шпунтик изобрели новую ракету и приглашают ребят совершить с ними увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте раздели класс на 2 команды и выберем от каждой по 5 представителей и по 1 капитану. Даётся сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив примеры, капитаны передают мел следующему игроку команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит примеры. Она и отправляется в космический полёт.

С большим желанием дети решают задачи, где математическое содержание преподносится в стихотворной форме.

Что хромаешь ты, жучок?

Ранил ножку о сучок.

Прежде на своих шести

Очень быстро мог ползти.

На скольких ножках теперь ползает жучок?

Игры и игровые упражнения помогают детям овладевать знаниями, формировать соответствующие умения и навыки, пробуждать интерес к учению.

Занимательный материал оказывает большую помощь в привитии интереса к математике, активизации познавательной деятельности на уроке, учит детей учиться. С помощью игры дети приобретают определённые знания, умения и навыки. Игра делает отдельные элементы урока эмоционально насыщенными. Однако игра не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение, т.к. они помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий, изменение результатов действий в зависимости от изменения одного из компонентов и др. Устные вычисления способствуют лучшему усвоению приёмов письменные вычислений, т.к. последние включают в себя элементы устных вычислений.

Устные вычисления в сочетании с иными видами упражнений активизируют мыслительную деятельность, развивают логическое мышление, сообразительность, память, творческие начала и волевые качества, наблюдательность и математическую зоркость, способствуют развитию речи учащихся, если с самого начала обучения вводить в тексты заданий и использовать при обсуждении упражнений математические термины.

Большую роль в развитии мышления учащихся на уроках математики играют систематические и целенаправленные устные упражнения. Работа по культивированию устных вычислений должна проводиться постоянно и органически увязываться с программным материалом.

Прививая любовь к устным вычислениям, учитель помогает ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждает у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, заменяя менее рациональные более современными. А это важнейшее условие сознательного освоения материала. Чтобы учащиеся умели сознательно, правильно и бегло считать в уме, надо знакомить их с новыми приёмами устных вычислений и закреплять умения использовать эти приёмы.


© 2010-2022