Кружок Занимательная математика (5 класс)

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Программа

кружка по математике 5 класса

«Занимательная математика»







Составила учитель математики: Ридунова Т.А.

















Пояснительная записка.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Занимательная математика» включает в себя задания развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих перспективы создания новых стандартов школьного математического образования.

В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Большое количество времени отводится для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии в седьмом классе.

Обязательным элементом будет являться работа со справочным материалом, дополнительной литературой.

Формы работы различны:

  • Коллективная работа с теоретическим материалом.

  • Коллективная работа по практическому материалу

Цели курса:



  • Развивать начала математического и логического мышления.

  • Расширять кругозор учащихся.

  • Развивать устойчивый интерес учащихся к изучению геометрии и в целом математики.

  • Формировать умения решать нестандартные задачи.

  • Воспитывать понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира.

Задачи курса:

- достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;

- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

- знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;

- практика решения олимпиадных заданий.

Планируемый результат и способы его определения:

Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.

Данный курс направлен на:

  • развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;

  • формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;

  • формирование общеучебных умений и навыков;

  • развитие общих геометрических представлений учащихся и подготовку их к дальнейшему систематическому изучению геометрии;

  • развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.

Программа курса рассчитана на 68 часа. Рекомендуемый режим обучения - 2 часа в неделю.

В результате изучения курса, учащиеся должны уметь:

  • использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации;

  • анализировать полученную информацию;

  • планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения, фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи;

  • выполнять и составлять некоторые математические ребусы, головоломки, решать зашифрованные примеры;

  • решать комбинаторные задачи;

  • выполнять задания на клетчатой бумаге;

  • применять все наиболее известные меры длины для вычислений;

  • решать математические головоломки.

Используемая литература:


  1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 - 6 классов сред школ. - М.: «Просвещение», 1989 г.

2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

3. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

4. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

5. А.В. Фарков «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

6. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

7. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.

8. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 - 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Просвещение», 1974 г.

9. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.

10. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. - М., Омега, 1994 г.

11. Л.Н.Гейн и др. «Математика -5» учебник-собеседник. М. «Просвещение», 1994 г

12. Г.Н.Берман «Приемы устного счета» гос. изд-во физико-математической литературы, М. 1959г

13. Т.А. Алдамуратова, Е.С. Байшоланов «Задачи для подготовки к олимпиадам» 5-6 класс, Алматы «Атамура» -2015

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

всего 68 часов

п\п

Изучаемый материал

кол-во часов

Дата

1

Как люди научились считать.

Из науки о числах.

2


2

Занимательные ребусы, головоломки, загадки.

2


3

Рассказы о геометрии.

Из истории развития геометрии.

2


4

Геометрические головоломки со спичками.

2


5

Организация устного счёта: некоторые приёмы, позволяющие ускорить и рационализировать вычисления.

2


6

Старые русские меры. Решение задач

2


7

Математические головоломки и софизмы

2


8

Задачи на «переливание».

2


9

Задачи на взвешивание.

2


10

Задачи на "движение"

2


11

Логические задачи.

2


12

Задачи на пересечение и объединение множеств

2


13

Задачи про рыцарей и лжецов

2


14

Четность

2


15

Задачи на таблицы

2


16

Игры. Стратегии

2


17

Пути и переправы

2


18

Разрезания

2


19

Примеры и конструкции

2


20

Календарь, время, возраст

2


21

Пространственное воображение

2


22

Числовые неравенства

2


23

Обратный ход

2


24

Задачи на движение

2


25

Арифметические ребусы и закономерности

2


26

Перебор

2


27

Решение задач на все действия с дробями

3


28

Задачи на проценты и части

3


29

Задачи на графы

2


30

Принцип Дирихле

2


31

Решение олимпиадных задач

6





© 2010-2022