Математика в 3 классе по теме: Деление суммы на число

Раздел Математика
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 3 классе «Г»

Учитель начальных классов Акажанова Лариса Тулегеновна

Тема: «Деление суммы на число»
Цели:ознкомить с различными способами деления суммы на число, каждое слагаемое которое делится на это число.

Задачи: формировать социокультурные, коммуникативные, учебно - познавательные компетенции;закрепить умение находить значения выражения с переменной при данных значениях буквы развивать внимание, мышление, память, математическую речь, умения классифицировать, анализировать , сравнивать, обобщать, воспитывать стремление помогать друг другу любовь к городу Актобе.
Оборудование: таблицы, карточки с заданиями для групп,
Ход урока
1Организационный момент
.

Положительный настрой на работу. Создание ситуации успеха.
2 Устный счёт

Задачи в стихах для устного счета
по изученным темам

1. К трем зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

И по семь морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

(7 · 6 = 42.)

2. Мышка зерна собирала,

По два зернышка таскала,

Принесла уж девять раз.

Каков мышкин стал запас?

(2 · 9 = 18.)

3. Пять зайчат сидят в углу,

Чистят репу на полу.

Насчитали 20 штук,

Как делить забыли вдруг.

Мамы с папой нет нигде…

Помогите им в беде!

(20 : 5 = 4.)

4. На птичьем дворе гусей кормили,

Целыми семьями их выводили.

Всего было 5 гусиных семей.

В каждой семье по 12 гусей.

Сколько гусей собралось за обедом?

Ты нам ответь, торопись с ответом!

(12 · 5 = 60.)

5. Мы только с парохода,

Мы только из похода,

Четырнадцать недель

Гостили на воде.

А сколько это дней?

Скажи-ка поверней!

(7 · 14 = 98.)

3.Записать в тетради только ответы

1.13 увеличить на 5.

2.18 уменьшить на 6.

3. Какое число надо увеличить на 9, чтобы получить 16?

4. Найдите сумму чисел 9 и 7.

5. Найдите разность 13 и 8.

6. Запишите число, которое меньше 15 на 7.

7. От какого числа надо отнять 5, чтобы получить 14.

8. Петя решил 17 примеров, а Ваня на 5 примеров меньше. Сколько примеров решил Ваня?

9.Напишите самое маленькое однозначное число.

10. В одном отрезе 6 м материи, а в другом на 3 м больше. Сколько метров материи в двух отрезах?

4.Повторение пройденного материала
- Продолжи числовой ряд
21, 27, 34, 42, 51…(61, 72, 84)
-Что общего?
-Замените суммой разрядных слагаемых числа, в которых количество единиц больше количества десятков (27, 34)
- Назовите числа, которые при умножении дадут число 21, 42, 72 (повторение табличного умножения)
- Повторим внетабличное умножение

5.Работа по теме урока

Выполнение действий в выражениях со скобками

Прочитайте и сравните выражения, записанные на доске.

(6 + 4) + 2

(6 + 4) - 2

(6 + 4) * 2

(6 + 4) : 2

Вы заметили, что в каждом выражении имеется сумма чисел 6 + 4.

Прочитаем выражения.

Проверим. Вычислим значения выражений. Помним, что первое действие выполняем в скобках.

(6 + 4) + 2 = 12

(6 + 4) - 2 = 8

(6 + 4) * 2 = 20

(6 + 4) : 2 = 5

Знакомство с правилом деления суммы на число

Мы получили разные значения.

Рассмотрим, как может быть выполнено деление суммы на число.

Способ 1.

Сначала мы сложили синие и красные квадраты, а затем их количество разделили на две равные части.

(6 + 4) : 2 = 10 : 2 = 5

Способ 2.

Сначала мы можем синие квадраты разделить на две равные части, затем красные квадраты разделить на две равные части, а потом результаты сложить.

(6 + 4) : 2 = 6 : 2 + 4 : 2 = 3 + 2 = 5

При выполнении действий разными способами результат получается одинаковый. Поэтому можно сделать вывод.

Чтобы разделить сумму на число, можно каждое слагаемое разделить на это число,

а полученные частные сложить.

(6 + 4) : 2 = 6 : 2 + 4 : 2

6.Работа по группам

Решение примеров на применение правила деления суммы на число

Применим полученные знания на практике. Вычислим значения выражений.

(64 + 72) : 8

(36 + 81) : 9

(80 + 16) : 4

Чтобы разделить сумму на число, разделим каждое слагаемое на это число, а полученные значения частных сложим.

(64 + 72) : 8 = 64 : 8 + 72 : 8 = 8 + 9 = 17

(36 + 81) : 9 = 36 : 9 + 81 : 9 = 4 + 9 = 13

(80 + 16) : 4 = 80 : 4 + 16 : 4 = 20 + 4 = 24

Рассмотрите выражения. Что в них общего?

(36 + 6) : 6

(10 + 32) : 6

(34 + 8) : 6

(24 + 18) : 6

Правильно. В каждом выражении необходимо делить сумму на число 6.

Разделим выражения на две группы.

В первую запишем те выражения, где можно применить свойство деления суммы на число. В этих выражениях каждое слагаемое суммы делится на 6.

(36 + 6) : 6

(24 + 18) : 6

Во вторую группу запишем выражения, где слагаемые суммы на 6 не делятся, это значит, что в них нельзя применить свойство деления суммы на число.

(10 + 32) : 6

(34 + 8) : 6

7. Выполнение тренировочных упражнений по «Цепочке выходите и объясняйте»

Какие из данных чисел можно записать в виде суммы двух слагаемых, в которой каждое из слагаемых будет делиться на 7?

35, 43, 28, 14, 7, 47, 56, 49, 63, 26, 70

Сначала выпишем числа, которые делятся на число 7 без остатка.

35, 28, 14, 7, 56, 49, 63, 70

Составим выражения и найдем их значения.

(35 + 28) : 7 = 35 : 7 + 28 : 7 = 5 + 4 = 9

(70 + 14) : 7 = 70 : 7 + 14 : 7 = 10 + 2 = 12

(56 + 49) : 7 = 56 : 7 + 49 : 7 = 8 + 7 = 15

Выполним следующее задание.

Вставьте пропущенные числа, применяя правило деления суммы на число.

( … + …) : 8 = 8 + 6

( … + …) : 9 = 9 + 5

( … + …) : 3 = 8 + 5

Рассуждаем так.

( … + …) : 8 = 8 + 6

Первое слагаемое разделили на 8 и получили число 8. Значит, это было число 64. Второе слагаемое разделили на 8 и получили число 6. Значит, это было число 48. Запишем решение.

(64 + 48) : 8 = 8 + 6

( … + …) : 9 = 9 + 5

Первое слагаемое разделили на 9 и получили число 9. Значит, это было число 81. Второе слагаемое разделили на 9 и получили число 5. Значит, это было число 45. Запишем решение.

(81 + 45) : 9 = 9 + 5

( … + …) : 3 = 8 + 5

Первое слагаемое разделили на 3 и получили число 8. Значит, это было число 24. Второе слагаемое разделили на 3 и получили число 5. Значит, это было число 15. Запишем решение.

(24 + 15) : 3 = 8 + 5

8.Итог урока

Сегодня на уроке мы познакомились с правилом деления суммы на число, потренировались в решении примеров по теме урока.

-Что нового узнали сегодня?
Кто получил удовольствие от урока?
Самооценка. Кто заслуживает 5? 4? 3?
9.Дом.задание №3, 4

-Найди ошибки, исправь их и реши пример
(8+4)*5= 8*5+4
(3+9)*2= 3*9 + 9*2
Соедини пары выражений
(30+2)*4 (40 + 8)*2
(21+ 34)*2 30*4 + 2*4
40*2 + 8*2 21*2 +34*2
-Проверка решения примеров у доски
20*3 23*4
40:2 15*6
90: 30 5 * 14
(использовали свойство умножения суммы на число)
По сведениям последней переписи населения в Актюбинской области проживает ….. человек. Кто сможет прочитать это число? (404482 человека)
Какая цифра чаще других встречается в этом числе? (4)Охарактеризуйте её.
4Минутка чистописания
Найдите квадрат числа 4, куб этого числа, частное каких двух чисел равно 4?
В нашем городе 4 музея (Актюбинский областной историко - краеведческий музей, Актюбинский областной мемориальный музей А. Молдагуловой; Актюбинский областной музей художественного и декоративно-прикладного искусства; Актюбинский областной музей «Руханият»), а также 4 парка (Ретро, Пушкина, парк первого Президента, парк Авиатора)
5Знакомство с темой урока
Напомним, как умножить сумму на число
А если вам встретится вот такое задание, как вы будете его выполнять?
(6+4): 2
На доске появляются записи (6+4): 2= 10:2=5 и 6:2+4:2=3+2=5
Сравните результаты этих выражений (одинаковые)
Чем отличается решение?
Можно ли между решениями поставить знак равно?
Вот мы и вывели ещё одно математическое свойство ДЕЛЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО
Сформулируем это свойство
6 Закрепление знаний
(70 + 28): 7
(17+13):5
(30+6):6
(12+ 18): 6
7Решение задач в группах
1 группа
-В каждом из 6 пакетов 3 кг картофеля. Сколько кг картофеля в этих пакетах?
__________________________________________________
- Мама сварила варенье. Абрикосового получилось 8 банок, малинового на 2 банки больше, чем абрикосового, а клубничного столько, сколько абрикосового и малинового вместе. Сколько банок клубничного варенья получилось?
_______________________________________________________________
-Из бочки налили воду в 5 кувшинов по 3 литра в каждом. И ещё в ней осталось 30 литров. Сколько литров воды было в бочке сначала?
_______________________________________________________________

2 группа
-Сторона квадрата равна 3 см. Найдите его периметр.
_______________________________________________________________
- В первый день девочка прочитала 26 страниц, во второй день- на 1 страницу больше, а в третий день - на 12 страниц меньше, чем во второй день. Сколько страниц прочитала девочка в третий день?
_______________________________________________________________

На праздник пришли 38 учеников из одной школы и 42 ученика из другой. Все они построились в ряды по 10 человек. Сколько получилось рядов?
_______________________________________________________________

3группа
- У светофора остановились 3 грузовых и 12 легковых машин. Во сколько раз меньше остановилось у светофора грузовых машин, чем легковых?
______________________________________________________________
- 15 ребят катались с горки на санках, а на лыжах в 3 раза меньше. Сколько всего ребят катались с горки на санках и лыжах?
_______________________________________________________________
- В саду собрали 26кг яблок. 8 кг порезали сушиться, а остальные разложили в ящики, по 6 кг в каждый. Сколько ящиков получилось?
_______________________________________________________________

4группа
-Отцу 36 лет. Сыну 9 лет. Во сколько раз отец старше сына?
______________________________________________________________
- Из 25 роз девочка сделала 5 букетов. Сколько роз пошло на 3 букета?
_______________________________________________________________
-Стороны прямоугольника равны 3 см и 13 см. Чему равна площадь прямоугольника?
______________________________________________________________

У доски стр 199 № 7 2 человека
(24+36) : 6=10
(40 + 16): 8 = 7
В Актюбинске действуют 3 телевизионных канала и 3 радиостанции. Можете ли вы их назвать? Телекомпании: «31 Канал-Актобе», «Рика-ТВ», «Казахстан-Актобе Радиостанции: «Актобе Радио» (101.4 FM), «FIRST FM» (103.1 FM), «LoveРадио Тандем» (104.7 Газеты: "Актюбинский Вестник", "Актобе", "Диапазон", "Эврика", "Актобе-таймс", "Керек-инфо"
8 Самостоятельная работа (свобода выбора)

(32 + 16): 8= ___:___+ ___: ___=____
(14 +16): 7= ___:___+ ___: ___=____
(21+12): 3= ___:___+ ___: ___=____
(50 + 25): 5 = ___:___+ ___: ___=____
или
(14 + 42): 7 = ____+_____=______
(36 + 54): 9 = ____+_____= ______
(21+ 18): 3 = ____+ _____= _______
(280+ 120): 4 = _____+______=_______

9 Работа в парах
Чтобы найти верное утверждение, надо решить цепочку примеров
1. Сколько колледжей действует на территории нашего города? (26)
2. Сколько фильмов было снято на территории Актюбинской области?(3) В Актобе в 1986 году был снят фильм «Чужая, Белая и Рябой». Фильм снимался в Актобе, где происходили описанные в повести события, и в Баку. Для воссоздания зрительной картины послевоенного города режиссёр выбирал старые сохранившиеся кибитки и землянки. Главного героя - Ивана Найденова «поселили» в такой землянке в пригородном поселке Акжар. А эпизоды с трамвайными путями снимали в Баку, так как в Актобе трамваев не было. В Актобе в 2008 году был снят и показан «Бауырым» (фильм). Также был снят короткометражный фильм «След» (2010), призёр фестиваля Didar.
3.Сколько крупнейших промышленных предприятий действует на территории города? (5) Крупнейшие промышленные экспорториентированные предприятия области и города:АО «CNPC-Актобемунайгаз»; Актюбинский завод ферросплавов АО «ТНК-Казхром», АО «Актюбинский завод хромовых соединений»; АО «Авиаремонтный завод 406-ГА»; АО «Актюбрентген».

1) ... * 8 ... -16... : 6... *7 ...-30 = ?

2) ... :10 ... * 9 ... -45 ...:9 = ?

3) ...:4 ... *8 ... - 19 ... :9 = ?

10 Итог урока
-Что нового узнали сегодня?
Кто получил удовольствие от урока?
Самооценка. Кто заслуживает 5? 4? 3?
Сегодня мы говорили о современном Актобе, а вот о его прошлом мы поговорим на последующих уроках
11Домашнее задание

© 2010-2022