Задачи по теме Приклдная математика (9 класс)

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Математика

9 класс

Тема: «Элементы прикладной математики» (10часов)

Дидактическое задание 1.

Выберите на вашей улице участок дороги протяженностью 100 м, подсчитайте число легковых и грузовых автомобилей, проходящих по этому участку за 15 минут. Рассчитайте общий путь, пройденный всеми машинами за 1 час, и количество топлива, сжигаемого двигателями автомашин, зная, что расход топлива на 1 км пути для бензиновых двигателей составляет 0,1 л, а для дизельных - 0,4 л. Учтите, что КПД двигателя автомобиля составляет 20%. Рассчитайте также количество вредных выбросов, учитывая, что при пробеге 1 км автомобиля с бензиновым двигателем выделяется 0,6 л угарного газа, 0,1 л углеводородов, 0,04 л диоксида азота, а у дизельных двигателей выбросов в 4 раза меньше.

Проблема устойчивого развития.

- Охрана здоровья.

- Гарантия свобод, прав человека, прав человека, развитие демократии.

Интеграция принципов устойчивого развития


  • Над чем заставляет вас задуматься данная задача?

  • Влияет ли скорость движения на расход топлива?

  • Какой вред наносится автомобилями окружающей среде и человеку?

  • На какой улице нашего микрорайона лучше жить? Почему?

  • К каким последствиям может привести повышение концентрации выхлопных газов в атмосфере?

  • Как вы думаете, влияет ли на образование озоновой дыры транспорт?

  • Как вы думаете, какие деревья целесообразно высаживать вдоль дорог?

  • Необходимо ли регулировании выхлопов автотранспорта, своевременное прохождение техосмотра?

Материалы для учителя

Озеленение территории, так как 1 дерево собирает30 кг пыли в год, уменьшает шум, поглощает углекислый газ. Тополя - чемпионы среди деревьев по очистке воздуха от СО2, пыли и сажи. А так же много других растений, которые можно использовать в качестве естественных фильтров. Оксид углерода содержится в выхлопных газах и летучих веществах, образующихся при неполном сгорании органического топлива, содержащего углерод. Оксид углерода активно усваивается некоторыми растениями, например, кленом, ольхой, осиной, елью.

К действию хлористых газообразных соединений относительно устойчивы шиповник, туя западная, осина, тополь белый, ясень обыкновенный, ежевика, лиственница европейская, ива пепельная, клен полевой, береза повислая, дуб черешчатый, лещина обыкновенная.

Дидактическое задание 2.

На сегодняшний день в Донецкой области в течении 2011 год образовалось 61, 8 млн. тонн отходов. Рассчитайте площадь земельных угодий, занимаемых свалками и полигонами, считая толщину мусорного слоя, равной 10 м, а плотность мусора 250 кг/м3. (Ответ: 2472 га - это «мертвая земля», которую нельзя оживить. Для сравнения: общая площадь Донецкой области - 26,5 тыс. км2 ).

Проблема устойчивого развития.

- Разумное производство и потребление.

- Развитие сельских территорий, качество и нехватка продовольствия.

Интеграция принципов устойчивого развития

  • Над чем заставляет вас задуматься данная задача?

  • Какие способы защиты почвы вы знаете?

  • К каким последствиям может привести данная проблема?

  • Предложите свои варианты решения проблемы?

Материалы для учителя

Экологическое состояние области еще больше усложняют огромные объемы накопленных отходов, в том числе токсичных. Это происходит от того, что большинство накопителей отходов не соответствуют санитарно-экологическим требованиям и не гарантируют исключения попаданий токсичных элементов в окружающую природную среду. Общая масса накопленных в области отходов достигает 4 млрд. тонн, а площадь земель, занятая отходами, приближается к 2% всей территории области. Основными источниками многотонных отходов являются угольная, металлургическая, энергетическая отрасли и добыча нерудных материалов. Объем образования промышленных отходов в 2005 году составил 21727,3 тыс. тонн. Основная их часть (96% от общего объема) принадлежит к IV классу опасности, 49 т. - отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные), 117 тыс. т. II классу (высоко опасные) и 908,6 тыс. т. - III классу (относительно опасные).

Из-за отсутствия заводов по переработке токсичных отходов высоко опасные отходы сохраняются на территории предприятий, что не отвечает экологическим требованиям, приводит к напряженной экологической ситуации и не исключает возможности проникновения этих отходов в отвалы и другие неприспособленные для этих целей места. В течение года каждая вторая тонна созданных отходов (10,4 млн. т. или 46%) была направлена в наземные отвалы организованного складирования, свыше третьей части (8,4 млн. т. или 37%) отходов использовано для получения продукции, около 10 млн. т. предано другим предприятиям для использования или складирования и только 34 тыс. т. обезврежено или уничтожено.

Наибольшие объемы отходов, как и в предыдущие годы, созданы в городах Мариуполь (10,6 млн. т.), Енакиево (2,2 млн. т.), Докучаевск (1,9 млн. т.), Донецк (1,8 млн. т.), Макеевка (1,1 млн. т.), Доброполье (0,8 млн. т.), Краматорск (0,3 млн. т.), Горловка (0,3 млн. т.), в Марьинском районе (0,6 млн. т.) и Старобешевском (0,5 млн. т.).

Как говорится в сообщении, отходы от экономической деятельности составляют 61,2 млн тонн, отходы жизнедеятельности человека - 0,6 млн тонн. Это составляет 13,8% всех отходов, которые образовались за год в Украине.

За 2011 год в Донецкой области утилизировано 19,9 млн тонн отходов, что на 16,1% больше по сравнению с 2010 годом. 2/3 всех отходов или 40,6 млн тонн областные предприятия отправили на специальные полигоны.

Дидактическое задание 3

Плодородие почвы определяют по наличию в ней гумуса или перегноя. Плотность рыхлой почвы, богатой гумусом, чуть больше 1000 кг/м3. Возьмите пробу земли в вашей местности, вырезав кусок почвы с помощью жестяной банки, и, измерив массу и объем образца, определите плотность почвы. Плодородна ли она?

Проблема устойчивого развития.

- Разумное производство и потребление.

- Развитие сельских территорий, качество и нехватка продовольствия.

Интеграция принципов устойчивого развития

  • Над чем заставляет вас задуматься данная задача?

  • Как влияет на плодородие почв использование тяжелой сельскохозяйственной техники?

  • Какие способы защиты почвы вы знаете?

  • К каким последствиям может привести данная проблема?

  • Предложите свои варианты решения проблемы?

Материалы для учителя

Проблема повышения плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур была и остается актуальной, особенно в климатических условиях Донецкого региона (степные и лесостепные зоны).

Эффективное решение данной проблемы - обогащение почв гумусом.

Наиболее перспективный способ получения биогумуса в промышленных масштабах - разведение специальных гумусных червей (червь старатель и калифорнийский червь)

За три года работы вермихозяйства успешно реализовано более тысячи семей червя-старателя, а также заработали представители в разных регионах Украины. А в 2012 году - стали самостоятельными хозяйствами. Хотя не сразу наш червячок "проникал" в западные области Украины, так как вермихозяйства Западной Украины разводили у себя калифорнийского червя американской селекции. Но вот российский Старатель доказал свои преимущества на деле и уверенно занимает пространство Украины. Это можно увидеть на карте в разделе Региональных диллеров.

Благодаря постоянным изысканиям и привязанности к любимому делу "Донецкий гумус" три года подряд остается лидером распространения племенного поголовья червя "Старателя".

Дидактическое задание 4.

Дождевая вода наполнила лейку, находящуюся на огороде до высоты 5 см. сколько ведер воды выпало на огородный участок, площадь которого 1 га (емкость ведра 10 литров)?

Проблема устойчивого развития.

- Разумное производство и потребление.

- Развитие сельских территорий, качество и нехватка продовольствия.

- Охрана здоровья.

Интеграция принципов устойчивого развития

  • Как влияет на человеческий организм дождевая вода?

  • Какие влияет выпадение осадков на качество почвы?

  • Влияют ли осадки на обновление и омоложение природного биофонда?

  • Как влияют дождевые осадки на качество воздуха?

Материалы для учителя

Вопрос изучения весенних осадков поднимался в научной общественности уже много раз, а первые упоминания о таких исследованиях можно найти в многочисленных исследовательских статьях и монографиях многих известных этнографов.

Дело в том, что основная масса древних народов и племен использовала дождевую воду в ритуальных целях, а шаманы и знахари африканских поселений применяли подобную влагу для лечения различных болезней и недугов.

Кончено, в настоящее время лечение с помощью дождя будет просто-напросто абсурдным и неактуальным, поскольку современные медицинские учреждения способны предоставить своим клиентам полноценный спектр профессиональных услуг. Но, тем не менее, многие врачи рекомендуют своим пациентам не бояться промокнуть или замерзнуть под ливнем, а, напротив, как можно чаще выходить на улицу во время весеннего дождя (конечно, если он не сопровождается грозой и обильными молниями).

Стоит отметить, что весенние осадки являются самыми чистыми и обильными за весь солнечный и теплый сезон. Благодаря уникальному набору полезных веществ, они обеспечивают не только обновление и омоложение природного биофонда, но и очищение самого человеческого организма.

Подтверждается данный факт, прежде всего, тем, что после дождя воздух становится невероятно легким, свежим и иногда душистым. В особенности подобная ситуация достаточно хорошо прослеживается в больших городах и мегаполисах, которые как правило достаточно сильно страдают из-за загрязнения и неблагоприятного состояния окружающей среды.

Интересно заметить, что особенного внимания в такой ситуации заслуживают майские дождевые потоки, которые, как правило, сопровождаются не только сильной грозой, но и обильным солнечным теплом. В таком случае дождевая влага создает своеобразный эффект солнечной ванны или оздоровительного массажа, который оказывает влияние на бодрость человеческого организма и на гладкость и привлекательность кожи.

Обмен полезных веществ сохраняется за счет банального круговорота воды в природе, поскольку сама природная экосистема в весенний период значительно развивается и обновляет свой биологический состав.

Дидактическое задание 5.

Поле в форме треугольника со сторонами в 222 м, 156 м и 90 м нужно укрыть слоем торфа толщиной в среднем 2 см. Сколько тонн торфа потребуется для этого? Плотность торфа 0,4 х 103кг/м3.

Проблема устойчивого развития.

- Разумное производство и потребление.

- Развитие сельских территорий, качество и нехватка продовольствия.

- Охрана здоровья.

Интеграция принципов устойчивого развития.

  • Как влияет на плодородие почв использование торфа?

  • Нужен ли торф как удобрение?

  • Может ли торф оказывать вредное влияние на окружающую среду и жизнедеятельность человека?

  • Предложите свои варианты решения проблемы?

Материалы для учителя

Торф состоит в основном из отмерших растительных остатков, в той или иной мере подвергшихся разложению. Из питательных элементов он в значительном количестве содержит только азот (до 20 и более кг в тонне), но растениями этот азот используется очень слабо. Из обычного торфа усваивается только 3-5 % азота, то есть 0,6-1,0 кг из тонны торфа. Повысить доступность азота можно прогреванием при температуре около 60°, что и происходит при компостировании. Но и в этом случае из тонны торфа растения смогут усвоить не более 2,5-3,0 кг азота.

По составу и свойству торф из разных мест довольно сильно различаются по содержанию минеральных веществ и растительных остатков, кислотности, влагоемкости, степени разложения. Во многих свежедобытых или плохо проветренных торфах может быть значительное количество различных токсичных для растений веществ. Правда, эти соединения при хорошей аэрации довольно быстро разлагаются, но внесение такого торфа в почву непосредственно перед посевом или посадкой может отрицательно сказаться на росте и урожайности растений.

Практически не влияя на обеспеченность почвы элементами питания для растений, торф все же увеличивает содержание органического вещества, улучшает структуру. Почва при внесении торфа становится более теплой, рыхлой, водо и воздухопроницаемой.

Так нужен ли торф как удобрение? Тут все зависит от состояния почвы. Если она хорошо окультурена, содержит 4-5 % гумуса, имеет благоприятный для растений механический состав (средне- и легкосуглинистая), то внесение торфа мало что даст. Если же органического вещества мало, почва песчаная или глинистая, то с помощью торфа и минеральных удобрений ее можно значительно улучшить, а значит, и увеличить урожай.

Дидактическое задание 6

Куча песка имеет форму конуса, окружность основания которого равна 25,12 м, а образующая -5м. Сколько трехтонных машин потребуется для ее перевозки, если масса 1м3 песка составляет 2т? Сколько бензина для машин потребуется, если на 1 рейс нужно 10л?

Проблема устойчивого развития.

- Разумное производство и потребление.

- Охрана здоровья.

Интеграция принципов устойчивого развития.

  • Над чем заставляет вас задуматься данная задача?

  • Как влияет на окружающую среду использование машин для перевозки груза ?

  • Какой вред наносят выхлопные газы человеку?

  • К каким последствиям может привести данная проблема?

  • Предложите свои варианты решения проблемы?

Материалы для учителя

Увеличение масштабов сжигания нефтепродуктов является причиной загрязнения воздушной среды. В особенности это стало ощутимым с развитием с автомобильного транспорта. Бензин, израсходованный на приведение в действие двигателей внутреннего сгорания, никуда не исчезает. Отдавая заключённую в нём энергию химических связей, он разлагается на более простые вещества - оксиды углерода, сажу, углеводороды и др. Наибольшее количество загрязняющих атмосферу веществ выбрасывается с выхлопными газами автомобилей. Анализ выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания показал, что в них содержится около двухсот различных веществ, большинство из которых токсично.

Количественный и качественный состав выхлопных газов зависит от технического состояния, условий и режима работы двигателя. Особенно резко увеличивается концентрация вредных веществ в выбросах автомобилей при работе на холостом ходу.

Карбюраторные двигатели выбрасывают значительно больше несгоревших углеводородов и продуктов неполного окисления (альдегидов, оксида углерода). Пройдя 15 тыс. км, каждый автомобиль выбрасывает в атмосферу более 3 т диоксида углерода, 93 кг углеводородов, 0.5 т оксида углерода, около 30 кг оксидов азота.

Само по себе попадание в окружающую среду с выхлопными газами токсичных веществ является весьма нежелательным, так как они представляют реальную опасность для здоровья людей. Так, оксид углерода инактивирует гемоглобин, обуславливая кислородную недостаточность тканей, вызывая расстройство нервной и сердечно - сосудистой систем, а так же способствует развитию атеросклероза. Оксиды азота резко раздражают лёгкие и дыхательные пути, способствуя возникновению воспалительных процессов в них. Под влиянием оксидов азота образуется метгемоглобин, понижается кровяное давление, возникает головокружение, сонливость, расстройство дыхания и кровообращения.

Дидактическое задание 7

Диаметр рабочего тормозного цилиндра автомобиля ГАЗ-53 равен 38 мм. Ход поршня 200 мм. Определить сколько тормозной жидкости попадает в цилиндр при нажатии на педаль тормоза.

Проблема устойчивого развития.

- Разумное производство и потребление.

- Охрана здоровья.

Интеграция принципов устойчивого развития.

  • Над чем заставляет вас задуматься данная задача?

  • Как влияют на человека выхлопные газы ?

  • Какие способы защиты окружающей среды вы знаете?

  • К каким последствиям может привести данная проблема?

  • Предложите свои варианты решения проблемы?

Материалы для учителя

Выхлопные газы представляют собой смесь газообразных веществ, выделяющихся в процессе сжигания топлива в двигателях внутреннего сгорания. На каждый килограмм сожженного топлива в воздух выбрасывается 15-18 кг выхлопных газов. В зависимости от режима работы двигателя в их состав входят (в процентах): С02-2,6-10,0; СО-0,2-5,9; 02-3,7-10,3; Н2-0,7-6,3; N2-72,4 -83,8; углеводороды - 0,7-2,1. Кроме того, при использовании этилированного бензина выхлопные газы содержат соединения свинца, а при работе дизельных двигателей - альдегиды до 0,025 мг/л и окислы азота до 0,054 мг/л.

Токсичность выхлопных газов определяется окисью углерода. Содержание окиси в выхлопных газах зависит от сорта горючего.

Проникая через легкие в кровь, окись углерода соединяется с гемоглобином, образуя карбоксигемоглобин. Его химическая связь в 1000 раз прочнее связи гемоглобина с кислородом. Блокируя таким образом гемоглобин, окись углерода нарушает доставку кислорода к тканям, вызывая острое кислородное голодание. При накоплении в крови карбоксигемоглобина до 15-20% появляются первые признаки отравления, при 30% отмечается четкая картина токсикоза, а при 65% и более наступает смертельный исход.

Острые отравления выхлопными газами наблюдаются у работников авторемонтных мастерских и водителей неисправных автомобилей. Хронические отравления отмечены среди регулировщиков движения в больших городах.

Признаками отравления является головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота, иногда рвота и боль за грудиной. Объективно отмечается багровый, а в тяжелых случаях серо-пепельный цвет кожи, частый пульс, повышение кровяного давления, незначительное повышение температуры тела, углубленное дыхание и расширение зрачков. Нередко наблюдается подергивание мышц и даже судороги. В тяжелых случаях смерть наступает в первые двое суток от остановки дыхания и паралича сердца.

Дидактическое задание 8

Одним из способов защиты окружающей среды является рассеивание вредных веществ с помощью строительства высоких труб. Известно, что дымовая труба высотой 100 м даёт возможность рассеивать вредные вещества в радиусе до 20 м. Определить радиус рассеивания веществ, если высота трубы: а) 50 м; б) 80 м. Проведем такие же расчеты труб предприятий нашей местности.

Проблема устойчивого развития.

- Разумное производство и потребление.

- Охрана здоровья.

- Деградация природной среды. Изменение климата. Истощение запасов невозобновляемых ресурсов.

Интеграция принципов устойчивого развития

  • Над чем заставляет вас задуматься данная задача?

  • Полностью ли данный способ защиты окружающей среды решает данную проблему ? Почему?

  • Как вы думаете, влияет ли на образование озоновой дыры этот фактор?

  • Где у нас лучше расположить свой дом?

Материалы для учителя

В последние годы в связи с бурным развитием техники, ростом численности населения планеты (ежегодно увеличивается на 80 млн. чел.), его хозяйственной деятельностью вся биосфера Земли оказывается подверженной этому влиянию. От таких абиотических факторов во многом зависит распределение на Земле животных, растений и других организмов, некоторые виды которых по вине человека совсем исчезли.

Площадь лесонасаждений ежегодно уменьшается. Плодородный слой почвы смывается весенним паводком, увеличиваются овраги. Важнейшей задачей земледельца является охрана почвы от эрозии, повышение её плодородности.

Дидактическое задание 9.

Известно, что 1 т пролитой нефти образует на поверхности воды пятно с площадью около 6 км?. Какую площадь акватории покроет нефтяная плёнка в случае аварии танкера водоизмещением 5000 т? Сравните с площадью известных вам водохранилищ, морей.

Проблема устойчивого развития.

- Охрана здоровья.

-Деградация природной среды. Изменение климата. Истощение запасов невозобновляемых ресурсов.

Интеграция принципов устойчивого развития

  • Над чем заставляет вас задуматься данная задача?

  • Какой вред наносит морю нефтяные выброси? Почему?

  • Зачем нужно сохранять чистоту мирового океана?

Материалы для учителя

Огромная масса вод Мирового океана формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков. Более половины кислорода поступает ватмосферу из океана, и он же регулирует содержание углекислоты в атмосфере,

так как способен поглощать ее избыток, в Мировом океане ежегодновылавливается 85 млн. т. рыбы.

Мировой океан - это и протеин для голодающих, которых на земле миллионы, и

новые лекарства для больных, вода для пустынь, энергия и минералы для промышленности, места отдыха.

Пожалуй, ни одна проблема не вызывает сейчас у человечества таких оживленнях дискуссий, как проблема загрязнения Мирового океана. Последние десятилетия знаменуются усилением антропогенных воздействий на морские экосистемы в результате загрязнения морей и океанов. Распространение многих загрязняющих веществ приобрело локальный, региональный и даже глобальный масштабы. Поэтому загрязнение морей, океанов и их биоты стало важнейшей международной проблемой, а необходимость охраны морской среды от загрязнений диктуется требованиями рационального использования природных ресурсов.Вызывает тревогу у экологов и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже 1/5 его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения газо- и водообмена между гидросферой и атмосферой. Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы. В целом все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.

Задачи по теме Приклдная математика (9 класс)

© 2010-2022