Рабочая программа по геометрии (9 класс)

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по геометрии 9 класса составлена на основе следующих документов:

  • Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 9.03.2004г.

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г. №1089.

  • Примерной программы основного общего образования по математике, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.(письмо Депортамента гос.политики Министерства Образования и науки от07.07.2005г №03-12-63)

  • Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом от 31 марта 2014 г. №253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования с последующими изменениями.

  • Учебного плана МБОУ Ширинской СОШ №18, приказ № 261 от 31.08.2015 г.

  • Перечня учебников и учебных пособий МБОУ Ширинской СОШ №18, приказ от № 177 от 24. 04. 2015 г

  • С учетом авторской программы среднего образования по математике Атанасяна Л.С.

Цели и задачи учебного предмета

Цели изучения курса:

  • развивать пространственное мышление и математическую культуру;

  • учить ясно и точно излагать свои мысли;

  • формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

помочь приобрести опыт исследовательской работы.

Задачи обучения:

  • продолжить овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа по геометрии в соответствии с учебным планом МБОУ Ширинская СОШ №18 расчитана на 68 часов(2часа в неделю)

Межпредметные связи

Курс геометрии опирается в большей степени на знание курса математики начальной школы, а также курса математики 5-6 классов. Программа реализует идею межпредметных связей большей частью с предметами: физика, черчение, информатика, химия, алгебра, биология, география, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам..

Рабочая программа составлена для 9 класса, изучающий предмет на базовом уровне, с учетом:

  • Особенностей этнокультурного содержания реализуются в программе

вкраплениями в содержание уроков при решении текстовых задач.





Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


Контроль уровня обучения

контрольной работы

Тема

Дата

По плану

По факту

1

Векторы

20.10.15


2

Метод координат

01.12.15


3

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

26.01.16


4

Длина окружности. Площадь круга

15.03.16


5

Движение

26.04.16


6

Итоговая контрольная работа

17.05.16










Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Рекомендации по оценке знаний и умений

  1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения обучающимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

  2. Основными формами проверки знаний и умений обучающихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.

При оценки письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные обучающимися знания и умения. Оценка зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  1. Среди погрешностей выделяют ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная обучающимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах - как недочет.

  1. Задания устного и письменного опроса обучающихся состоит из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: «1» - плохо, «2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетворительно, «4» - хорошо, «5» - отлично.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Итоговые отметки (за тему, четверть, курс) выставляются по состоянию знаний на конец этапа обучения с учетом текущих отметок.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновать рассуждения не является специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являются специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной тема в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Оценка устных ответов учащихся

Отметка «5» ставится, если:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики. сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна или две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Отметка «4» ставится, если:

он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа;

- допущены один или два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовки учащегося»);

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наибольшей части материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.














Источники информации и средства обучения

для учителя:

  1. Атанасян Л.С. Геометрия 7-9 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений /, Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И..- М.: Просвещение, 2011. - 384 с.

  2. Атанасян Л.С. Изучение геометрии. Методические рекомендации к учебнику. / Атанасян Л.С.. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Гаврилова Н.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 9 класс / Сост. Н.Ф. Гаврилова. - М.:ВАКО, 2011. - 96 с.

  4. Гаврилова Н. Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ВАКО, 2010. - 368 с. - (В помощь школьному учителю).

  5. Геометрия. 7-10 классы: развернутое тематическое планирование . Базовый уровень. Линия Л.С. Атанасяна/ авт.-сост. Т.А. Салова.-Волгоград: Учитель,2010

  6. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. Материалы для 9 кл./ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2009

  7. Образовательный стандарт основного общего образования по математике.

  8. Уроки математики с применением информационных технологий. 5-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ Л.И. Горохова и др.-3-е изд., стереотип.-М.-Планета,2011.

для учащихся:

  1. Атанасян Л.С. Геометрия 7-9 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений /, Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И..- М.: Просвещение, 2011. - 384 с.

Средства обучения

  1. Учебно-методические комплекты по геометрии, 7 класс.

  2. Доска магнитная

  3. Карточки для контрольных и самостоятельных работ

  4. Сборник контрольных работ по геометрии для 7 класса

  5. Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (Рабочая программа по геометрии (9 класс)), угольник (Рабочая программа по геометрии (9 класс), циркуль.

  6. Геометрические фигуры

  7. Мультимедийная установка


Календарно-тематическое планирование


Дата проведения

Тема урока

Форма контроля

Вводное повторение (2ч)

1.

02.09

Повторение курса 8 класса


2.

08.09

Повторение курса 8 класса


Векторы (12ч)

3.

09.09

Понятие вектора. Равенство векторов.


4.

15.09

Откладывание вектора от данной точки


5.

16.09

Сумма двух векторов.Законы сложения. Правило параллелограмма


6.

22.09

Сумма нескольких векторов


7.

23.09

Вычитание векторов


8.

29.09

Решение задач по теме:сложение и вычитание векторов


9.

30.09

Умножение вектора на число


10.

06.10

Умножение вектора на число


11.

07.10

Применение векторов к решению задач

Самостоятельная работа

12.

13.10

Средняя линия трапеции


13.

14.10

Решение задач по теме: Векторы


14.

20.10

Контрольная работа№1 по теме:Векторы

Контрольная работа№1

Метод координат (10ч)

15.

21.10

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам


16.

27.10

Координаты вектора


17.

28.10

Простейшие задачи в координатах


18.

10.11

Простейшие задачи в координатах


19.

11.11

Решение задач методом координат


20.

17.11

Уравнение окружности


21.

18.11

Уравнение прямой


22.

24.11

Уравнение окружности и прямой


23.

25.11

Решение задач по теме: Метод координат

Самостоятельная работа

24.

01.12

Контрольная работа№2 по теме: Метод координат

Контрольная работа№2


Соотношение между сторонами и углами треугольника.Скалярное произведение векторов (14ч )

25.

02.12

Синус, косинус, тангенс угла.


26.

08.12

Синус, косинус, тангенс угла


27.

09.12

Синус, косинус, тангенс угла


28.

15.12

Теорема о площади треугольника


29.

16.12

Теоремы синусов и косинусов.


30.

22.12

Решение треугольника


31.

23.12

Решение треугольника


32.

29.12

Измерительные работы

Диктант

33.

30.12

Соотношение между сторонами и углами треугольника


34.

12.01

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов


35.

13.01

Скалярное произведение в координатах


36.

19.01

Скалярное произведение и его свойства


37.

20.01

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов


38.

26.01

Контрольная работа№3 по теме: Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

Контрольная работа№3

Длина окружности и площадь круга (12ч)

39.

27.01

Правильный многоугольник


40.

02.02

Окружность , описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник


41.

03.02

Формулы вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.


42.

09.02

Решение задач по теме: Правильный многоугольник


43.

10.02

Длина окружности


44.

16.02

Длина окружности


45.

17.02

Площадь круга и кругового сектора


46.

24.02

Площадь круга и кругового сектора

Самостоятельная работа

47.

01.03

Решение задач по теме: Длина окружности и площадь круга


48.

02.03

Решение задач по теме: Длина окружности и площадь круга


49.

09.03

Решение задач по теме: Длина окружности и площадь круга


50.

15.03

Контрольная работа№4по теме: Длина окружности и площадь круга

Контрольная работа№4

Движения (10ч )

51.

16.03

Понятие движения


52.

22.03

Свойства движения


53.

23.03

Решение задач по теме: Понятие движения


54.

05.04

Параллельный перенос


55.

06.04

Поворот


56.

12.04

Решение задач по теме Параллельный перенос ,поворот


57.

13.04

Решение задач по теме: Движения


58.

19.04

Решение задач по теме: Движения


59.

20.04

Решение задач по теме: Движения


60.

26.04

Контрольная работа№5по теме: Движения

Контрольная работа№5

Повторение курса планиметрии (8ч )

61.

27.04

Об аксиомах планиметрии.Параллельные прямые


62.

03.05

Треугольники


63.

04.05

Окружность


64.

10.05

Четырехугольники. Многоугольники


65.

11.05

Векторы. Метод координат. Движение


66.

17.05

Контрольная работа№6 (итоговая)

Контрольная работа№6

67.

18.05

Решение заданий ОГЭ


68.

24.05

Решение заданий ОГЭ




© 2010-2022