- Преподавателю
- Математика
- Методическая разработка Трудности учащихся с ЗПР при обучении математике
Методическая разработка Трудности учащихся с ЗПР при обучении математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мамонова В.В. |
Дата | 30.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТРУДНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ЗПР
ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
Подготовила: учитель математики
Мамонова Варвара
Владимировна
2013-2014 уч. год
Трудности в усвоении учебного материала учащимися данного класса нередко приводят к снижению их интереса к учению. Особенно трудным и на первых порах нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями ребенку необходима способность к схватыванию формальной структуры задачи, достаточно высокий уровень обобщения, способность рассуждать и хорошая обобщенная память на математические понятия. Необходимо уметь анализировать, обобщать, делать выводы. Трудности усвоения математики связаны, прежде всего, с конкретностью мышления данной категории школьников.
Изучение школьников на уроках математики продолжается на всех годах обучения. Это является тем средством, которое помогает учителю успешно решать задачи дифференцированного и индивидуального подхода в обучении умственно отсталых детей математике.
Располагая достаточным количеством данных, полученных из наблюдений, в ходе обсуждения с детьми способа выполнения ими заданий, анализа работ учащихся, можно разделить учащихся данного класса на группы по следующим параметрам:
1) Время, необходимое для овладения новыми знаниями (новыми приемами вычислений, решением новой простой задачи и др.).
2) Способность к анализу отношений числовых множеств, к количественной оценке их изменений в связи с реальными действиями, событиями. Способность производить правильно математические вычисления (неспособны; способны, но нуждаются в конкретизации; способны выполнять на уровне представлений).
3) Умение пояснять свои действия с предметными совокупностями, выдвигать, обсуждать предполагаемые действия, предстоящие записи. Скорость, точность запоминания объяснений хода рассуждений при выполнении заданий, вопросов разобранной задачи.
4) Пренебрежение несущественными изменениями в привычном ходе работы, например заменой одних предметов счета другими, новым расположением записей, их порядком, переходом от одного приема счета к другому, от одного арифметического действия к другому, с присчитывания к отсчитыванию, от называния чисел больше данного к называнию чисел меньше данного.
В классе можно выделить три группы учащихся с различными возможностями усвоения математических знаний.
Для первой группы детей овладение знаниями по программе вспомогательной школы не представляет трудности. Они быстро запоминают приемы вычислений, способы решения задач, редко нуждаются в предметной наглядности - обычно бывает достаточно словесного указания на те наблюдения, на те явления, которые им уже известны. Учащимся доступно использование приобретенных знаний в сходной ситуации. Можно отметить относительную прочность и гибкость их знаний. Школьники овладевают обратными связями математических фактов, обратным ходом рассуждений. Они пользуются фразовой речью, свободно поясняют свои действия, в том числе и счетные, могут планировать предстоящую работу, выдвигая, отвергая или принимая способы выполнения заданий. Они также верно оценивают изменения реальных множеств, величин, адекватно отражают их в записи математических выражений.
Учащиеся второй группы испытывают на уроках математики некоторые затруднения. Эти школьники не могут представить те явления, события, предметы и факты, о которых им сообщается. Они способны осмыслить количественные отношения, изменения количества, величины только при непосредственном их наблюдении. Осуществляя предметно-практические действия, объединяя группы предметов, отделяя их часть, дети осознают характер происходящих изменений и могут оформить их арифметическими действиями. Поэтому они сознательно решают арифметическую задачу только тогда, когда она иллюстрирована с помощью реальных групп предметов. Словесно сформулированная задача не вызывает у них необходимых представлений. Эти дети медленнее, чем учащиеся, отнесенные к первой группе, запоминают выводы, математические обобщения, овладевают приемами работы, например алгоритмами устных вычислений. Но они достаточно быстро усваивают предметно-практические действия, способы выполнения иллюстраций к математическим заданиям.
Учащиеся третьей группы испытывают значительные трудности при изучении математических вопросов. Организация предметно-практической деятельности, использование наглядных средств обучения не гарантируют формирования у них полноценных знаний. Наблюдая изменения предметных совокупностей, величин при выполнении материализованных действий, эти ученики полностью их не осознают. Связи, отношения, причинно-следственные зависимости ими не осмысляются. Их затрудняет оценка количественных изменений (больше - меньше), тем более перевод их на язык математики (запись арифметических действий). Все свои усилия дети направляют на запоминание того, что сообщает учитель. Безусловно, они удерживают в памяти отдельные факты, требования, рекомендации к выполнению заданий, но так как запоминание происходит без должного осмысления, дети нарушают логику рассуждений, последовательность умственных и даже реальных действий, смешивают существенные и несущественные признаки математических фактов. В результате происходит разрыв между реальными действиями и их математическим выражением. Особенно трудно дети усваивают отвлеченные выводы, обобщенные сведения. Приобретенные знания оказываются очень чувствительны к изменению условий их применения. С большим трудом и только с помощью учителя дети могут осуществлять перенос приобретенных знаний в сходную ситуацию, им почти недоступен обратный ход рассуждений. Забывание у этих школьников протекает интенсивно, особенно тех сведений, которые имеют отвлеченный характер. Забываются формулировки правил, определения, выводы, вопросы или пояснения к решению арифметических задач. Дети испытывают большие трудности в овладении фразовой речью, словарь их беден, усвоение математической терминологий происходит крайне медленно. При выполнении заданий ученики действуют импульсивно, не составляют плана предстоящей работы, не испытывают потребности в осуществлении приемов самоконтроля. За время обучения во вспомогательной школе они могут и не овладеть приемами отвлеченного счета, будут всегда нуждаться в материализации умственных действий. Обучение этих школьников может протекать успешно только в том случае, если учитель будет постоянно обучать их предметно-практическим действиям, сообщать (а не ждать от них) в доступной форме смысл, значение совершаемых реальных действий происходящих изменений. Для них надо отводить значительное количество времени на закрепление приемов конкретизации изучаемых вопросов и на их объяснение в самых разнообразных условиях применения.
Отнесение детей к той или иной из перечисленных выше трех групп не является стабильным. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Таким образом, учащиеся первой, второй, третьей групп для усвоения математического материала по программе вспомогательной школы нуждаются:
1) в различном характере предъявления заданий (в одном случае достаточно актуализировать уже имеющиеся представления, в другом - необходима организация материализованных действий школьников, а в третьем - к материализованным действиям должны быть добавлены словесные комментарии учителя);
2) в различном количестве учебного времени, за которое будут усвоены изучаемые знания;
3) в допущении, что изучаемый вопрос будет усвоен учащимися групп с неодинаковой глубиной, широтой применения, степенью обобщения и отвлечения;
4) в организации различной постоянной помощи.
Для успешного обучения этих детей математике необходимо на первых же годах обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.
С этой целью был разработан курс коррекционных занятий по математике. Цель его - активное воздействие на умственное развитие школьников, развитие и коррекция математических знаний умений и навыков.