Методическая разработка Трудности учащихся с ЗПР при обучении математике

Трудности в усвоении учебного материала учащимися данного класса нередко приводят к снижению их интереса к учению. Особенно трудным и на первых порах нелюбимым предметом становится математика...  Располагая достаточным количеством данных, полученных из наблюдений, в ходе обсуждения с детьми способа выполнения ими заданий, анализа работ учащихся, можно разделить учащихся данного класса на группы по следующим параметрам... Для первой группы детей овладение знаниями по программе вспомогательной шко...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ТРУДНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ЗПР

ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ



Подготовила: учитель математики

Мамонова Варвара

Владимировна

2013-2014 уч. год



Трудности в усвоении учебного материала учащимися данного класса нередко приводят к снижению их интереса к учению. Особенно трудным и на первых порах нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями ребенку необходима способность к схватыванию формальной структуры задачи, достаточно высокий уровень обобщения, способность рассуждать и хорошая обобщенная память на математические понятия. Необходимо уметь анализировать, обобщать, делать выводы. Трудности усвоения математики связаны, прежде всего, с конкретностью мышления данной категории школьников.

Изучение школьников на уроках математики продолжается на всех годах обучения. Это является тем средством, которое помогает учителю успешно решать задачи дифференцированного и индивидуального подхода в обучении умственно отсталых детей математике.

Располагая достаточным количеством данных, полученных из наблюдений, в ходе обсуждения с детьми способа выполнения ими заданий, анализа работ учащихся, можно разделить учащихся данного класса на группы по следующим параметрам:

1) Время, необходимое для овладения новыми знаниями (новыми приемами вычислений, решением новой простой задачи и др.).

2) Способность к анализу отношений числовых множеств, к количественной оценке их изменений в связи с реальными действиями, событиями. Способность производить правильно математические вычисления (неспособны; способны, но нуждаются в конкретизации; способны выполнять на уровне представлений).

3) Умение пояснять свои действия с предметными совокупностями, выдвигать, обсуждать предполагаемые действия, предстоящие записи. Скорость, точность запоминания объяснений хода рассуждений при выполнении заданий, вопросов разобранной задачи.

4) Пренебрежение несущественными изменениями в привычном ходе работы, например заменой одних предметов счета другими, новым расположением записей, их порядком, переходом от одного приема счета к другому, от одного арифметического действия к другому, с присчитывания к отсчитыванию, от называния чисел больше данного к называнию чисел меньше данного.

В классе можно выделить три группы учащихся с различными возможностями усвоения математических знаний.

Для первой группы детей овладение знаниями по программе вспомогательной школы не представляет трудности. Они быстро запоминают приемы вычислений, способы решения задач, редко нуждаются в предметной наглядности - обычно бывает достаточно словесного указания на те наблюдения, на те явления, которые им уже известны. Учащимся доступно использование приобретенных знаний в сходной ситуации. Можно отметить относительную прочность и гибкость их знаний. Школьники овладевают обратными связями математических фактов, обратным ходом рассуждений. Они пользуются фразовой речью, свободно поясняют свои действия, в том числе и счетные, могут планировать предстоящую работу, выдвигая, отвергая или принимая способы выполнения заданий. Они также верно оценивают изменения реальных множеств, величин, адекватно отражают их в записи математических выражений.

Учащиеся второй группы испытывают на уроках математики некоторые затруднения. Эти школьники не могут представить те явления, события, предметы и факты, о которых им сообщается. Они способны осмыслить количественные отношения, изменения количества, величины только при непосредственном их наблюдении. Осуществляя предметно-практические действия, объединяя группы предметов, отделяя их часть, дети осознают характер происходящих изменений и могут оформить их арифметическими действиями. Поэтому они сознательно решают арифметическую задачу только тогда, когда она иллюстрирована с помощью реальных групп предметов. Словесно сформулированная задача не вызывает у них необходимых представлений. Эти дети медленнее, чем учащиеся, отнесенные к первой группе, запоминают выводы, математические обобщения, овладевают приемами работы, например алгоритмами устных вычислений. Но они достаточно быстро усваивают предметно-практические действия, способы выполнения иллюстраций к математическим заданиям.

Учащиеся третьей группы испытывают значительные трудности при изучении математических вопросов. Организация предметно-практической деятельности, использование наглядных средств обучения не гарантируют формирования у них полноценных знаний. Наблюдая изменения предметных совокупностей, величин при выполнении материализованных действий, эти ученики полностью их не осознают. Связи, отношения, причинно-следственные зависимости ими не осмысляются. Их затрудняет оценка количественных изменений (больше - меньше), тем более перевод их на язык математики (запись арифметических действий). Все свои усилия дети направляют на запоминание того, что сообщает учитель. Безусловно, они удерживают в памяти отдельные факты, требования, рекомендации к выполнению заданий, но так как запоминание происходит без должного осмысления, дети нарушают логику рассуждений, последовательность умственных и даже реальных действий, смешивают существенные и несущественные признаки математических фактов. В результате происходит разрыв между реальными действиями и их математическим выражением. Особенно трудно дети усваивают отвлеченные выводы, обобщенные сведения. Приобретенные знания оказываются очень чувствительны к изменению условий их применения. С большим трудом и только с помощью учителя дети могут осуществлять перенос приобретенных знаний в сходную ситуацию, им почти недоступен обратный ход рассуждений. Забывание у этих школьников протекает интенсивно, особенно тех сведений, которые имеют отвлеченный характер. Забываются формулировки правил, определения, выводы, вопросы или пояснения к решению арифметических задач. Дети испытывают большие трудности в овладении фразовой речью, словарь их беден, усвоение математической терминологий происходит крайне медленно. При выполнении заданий ученики действуют импульсивно, не составляют плана предстоящей работы, не испытывают потребности в осуществлении приемов самоконтроля. За время обучения во вспомогательной школе они могут и не овладеть приемами отвлеченного счета, будут всегда нуждаться в материализации умственных действий. Обучение этих школьников может протекать успешно только в том случае, если учитель будет постоянно обучать их предметно-практическим действиям, сообщать (а не ждать от них) в доступной форме смысл, значение совершаемых реальных действий происходящих изменений. Для них надо отводить значительное количество времени на закрепление приемов конкретизации изучаемых вопросов и на их объяснение в самых разнообразных условиях применения.

Отнесение детей к той или иной из перечисленных выше трех групп не является стабильным. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.

Таким образом, учащиеся первой, второй, третьей групп для усвоения математического материала по программе вспомогательной школы нуждаются:

1) в различном характере предъявления заданий (в одном случае достаточно актуализировать уже имеющиеся представления, в другом - необходима организация материализованных действий школьников, а в третьем - к материализованным действиям должны быть добавлены словесные комментарии учителя);

2) в различном количестве учебного времени, за которое будут усвоены изучаемые знания;

3) в допущении, что изучаемый вопрос будет усвоен учащимися групп с неодинаковой глубиной, широтой применения, степенью обобщения и отвлечения;

4) в организации различной постоянной помощи.

Для успешного обучения этих детей математике необходимо на первых же годах обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.

С этой целью был разработан курс коррекционных занятий по математике. Цель его - активное воздействие на умственное развитие школьников, развитие и коррекция математических знаний умений и навыков.











© 2010-2022