Выступление по теме Формы внеурочной деятельности

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формы внеурочной деятельности.

Учитель математики Гульнова И.Ю.

Неотъемлемой частью образовательного процесса в современной школе является внеурочная деятельность школьников в рамках реализации ФГОС. Она объединяет все виды деятельности обучающихся, в которых решаются задачи их развития, воспитания и социализации. ФГОС обращают внимание на организацию внеурочной деятельности обучающихся, занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

К внеурочной деятельности относятся разнообразные формы обучения и воспитания, реализуемые во внеурочное время под руководством учителя. К этой деятельности нельзя отнести выполнение домашних заданий в процессе подготовки к занятию. Внеурочной деятельностью можно считать занятия по продолжению освоения материала, изученного на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи.

Задачи, решаемые в процессе внеурочной деятельности:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- снизить учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность в школе построена на принципе добровольности, не требующая выставления школьных оценок, проходящая в непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, и она требуют от учителя высокого уровня профессиональной подготовки. Учитель должен не только иметь высокие знания по своему предмету, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность. Только при оптимальном сочетании высокого профессионализма учителя и заинтересованности в получении знаний, работоспособности обучающегося можно достичь поставленных целей и задач.

Формы организации внеурочной деятельности делятся на постоянные и непостоянные. Целесообразно в качестве главного, составляющего основу классификационного признака применить временную характеристику форм организации внеурочной работы. Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года:

- проведению предметной недели;

- концу четверти, полугодия и т.д.

Эти формы выступают в качестве части учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся, например, предметный вечер, олимпиада, морской бой, КВН и т.п. По своей дидактической задаче временные формы имеют преимущественно диагностический характер.

Некоторые постоянные формы проведения внеурочной деятельности:

- кружок - одна из самых используемых форм организации внеурочной работы. Кружок формируется из учащихся, проявивших интерес к изучению данного предмета, стремящихся к обогащению своих знаний, к совершенствованию своих навыков и умений. Оптимальное количество членов кружка до 15 учащихся. Работа кружка планируется на учебный год и на перспективу. Руководство кружком осуществляет учитель. В кружках по предметам обучающиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов.

- творческая группа - более узкая форма внеурочной работы по предмету. Творческая группа создается из особо одаренных учащихся, не более 7 обучающихся. Как показывает практика, целесообразно руководство творческой группой поручать наиболее квалифицированному учителю или вузовскому специалисту, имеющему высокую научную квалификацию. Основная дидактическая задача творческой группы - создание максимальных условий для развития способностей учащихся.

- научного общества обучающихся - управленческая форма, оно строит свою работу в тесном взаимодействии с методобъединением учителей: координируют работу кружков, готовят и проводят общешкольные массовые мероприятия: предметную неделю, а также отдельные конкурсы, олимпиады, бои, КВНы и т.п. Деятельность членов научного общества обучающихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Временные формы организации внеурочной работы очень разнообразны по своей структуре и содержанию. Они универсальны, реализуются в любых возрастных категориях обучающихся. По функции временные формы можно разделить на познавательные и соревновательные, хотя выдвинутый нами данный классификационный критерий не вполне корректен, ибо познавательные формы, как увидим дальше, почти всегда содержат элемент соревнования, а соревновательные формы несут и познавательно-воспитательную функцию. Тем не менее, в качестве классификационного признака данный критерий может быть применен.

К познавательным временным формам относятся, например, предметные вечера, конференции, творческие отчеты, а также внеурочные мероприятия развлекательно-познавательного характера; разнообразные ауди-познавательные формы -уголки, стенгазеты, рукописные журналы и т.п.

Предметный вечер имеет главной дидактической задачей вызвать у учащихся интерес к изучению предмета. По характеру материала вечер может быть обзорным и тематическим. Такие вечера, как правило, проводятся в игровой форме, включение художественной части, а также элементов соревновательного характера - викторин, конкурсов и т.п. Игровая часть может следовать за тематической беседой или небольшим научно- популярным докладом.

Предметная конференция имеет своей дидактической задачей выработать у учащихся творческий подход к освоению внепрограммного материала по предмету, дать возможность учащимся проявить свои способности в нестандартной учебной ситуации, вызвать интерес к изучению дополнительной литературы как у докладчиков, так и у слушателей. Предметная конференция, как правило, приурочивается к общешкольной предметной неделе. Важно, чтобы программа и ход конференции широко рекламировались, чтобы информация о работе секций, фамилии выступающих, итоги конференции своевременно публиковались в школьной печати. Это повышает чувство ответственности у докладчиков и привлекает внимание обучающихся, не вовлеченных в данную работу.

Предметные олимпиады в последние годы получили так же широкое распространение. Являясь, по сути, диагностической формой, предметная олимпиада решает задачу выявления наиболее одаренных и подготовленных учащихся, привлекает к дополнительным занятиям по предмету большое число обучающихся, стимулирует их к более углубленному изучению данного предмета.

Одной из наиболее распространенных развлекательных форм внеурочной работы являются предметные КВНы. Обучающиеся с радостью участвуют в подготовке и проведении этих праздников. Предмет у этой формы работы выступает по сути лишь как повод, главное же место принадлежит занимательным, типичным для КВНов конкурсам: приветствие команд, домашнее задание, конкурс капитанов; более частным конкурсам художников, чтецов и т.п. Тем не менее, все конкурсы строятся как пусть и нетрудные, но все-таки соревнования. Проявить находчивость и смекалку - вот главная задача КВНа.

Итак, в практике внеурочной деятельности, современная отечественная школа накопила большой опыт, в котором находят свою реализацию разнообразные формы обучения. Здесь приведены далеко не все формы внеурочной деятельности, но показана их системная организация. При этом надо отметить, что любая внеурочная форма обязательно содержит познавательную функцию. Традиционная классификация форм внеурочной деятельности опирается на количественный признак (индивидуальные, групповые, комбинированные формы), однако возможно применение в качестве классификационного критерия временного признака. В этом случае продолжительные, постоянные формы имеют линейный характер, а непостоянные, временные - точечный.

Различия форм внеурочной деятельности обусловлены дидактическими задачами и возрастными особенностями обучающихся, они оказываются напрямую связанными с характерными для внеурочной деятельности методами обучения. Учителям, необходимо заинтересовывать учащихся, помогать им преодолевать трудности в изучении предмета, сплачивать их, чтобы дети знали, что их всегда ждут в школе для совместного творческого дела, и этому всему способствует внеурочная деятельность в школе. А какие формы внеурочной деятельности лучше выбрать это решать учителю и ребятам, которые активно включаются в эту деятельность.



Используемая литература:

1. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы / В.В.Кривоногов,- М.: Первое сентября, 2002.- 219.

2. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: кн. Для учителя/ В.Д.Степанов. - М.: Просвещение, 1991. - 80с.

3. Банк, М.Б. Математика после уроков: пособие для учителей / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. -М: Просвещение, 1971. - 462 с.

© 2010-2022