Метод проектов в математике

Проект – это «пять П»: проблема – планирование – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» проекта – это его портфолио, т.е папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.          На последнем этапе проектирования очень важным моментом является вопрос оценивания проекта, когда   и обучающиеся и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности. Здесь обязательно включение промежуточного контроля и оценивание на всех этапах выпо...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод проектов в математике

Т.Г.Соломина,

пгт.Промышленная, Кемеровская область

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на итоговую аттестацию выносятся предметные и метапредметные результаты. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Одним из источников данных о достижении отдельных результатов служит оценка итогового индивидуального проекта.

Психологи считают, что современные школьники отличаются своей рациональностью, они хотят чётко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что даёт, где может пригодиться. [2] В ходе проектной деятельности учащиеся не просто получают знания, они ещё и учатся тому, как самостоятельно их приобретать. Это особенно важно, т.к. информация в наше время быстро устаревает и её приходится всё время обновлять. Но работать над проектом обучающихся нужно учить на протяжении всего времени обучения. В математике в настоящее время основной акцент ставится на практическую направленность, т.е. современный выпускник должен обладать математической компетентностью.

Следовательно, для того чтобы наши выпускники обладали необходимой в современное время математической компетентностью, нужно научить их решать не только математические, но и контекстные задачи (с практическим содержанием). Компетентностный подход требует от учителя переосмысления целей и задач обучения, пересмотра образовательных технологий, предъявляет определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном процессе. Так, вместо традиционных методов должны использоваться задания, которые характеризуются наличием дифференцированного подхода, отсутствием жесткой заданности условий и требований, многовариантностью исходных данных и путей решения, ориентацией учащегося на анализ своих решений и т.д. Как показывают исследования психологов в области школьного образования, для приобретения умения применять свои немалые знания, необходимы соответствующие приемы обучения. Одним из таких приемов является проектная деятельность.

Опыт работы педагогов подтвердил эффективность использования такой системы [1,4]. Трудность заключается в разработке задач и проектов. Это, как правило, в математике ложится на плечи учителя.

Рассматриваемый метод позволяет осуществить проверку знаний сразу по нескольким темам и даёт возможность оценить развитие общенаучных навыков и степень овладения материалом. Система контроля, созданная на основе проектов, позволяет оценить качества компетентности ученика через:

- создание проблемных ситуаций;

- метод экспертной оценки;

- развернутые тесты, психологическую диагностику;

-комплексную систему отслеживания учебного продвижения учащихся ("портфолио" ученика);

- уровневую оценку компетентности.

Проектные задания способствует развитию способности учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать и делать выводы. При их выполнении формируются и оцениваются общеучебные навыки, осуществляется проверка развития навыков самостоятельности, инициативы и творческого подхода.

Кроме того, при работе над проектом формируется "компетентность понимания", которая в материалах PISA ("Программа международной оценки обучающихся") занимает значительное место. Учащимся требуется проявить умения наиболее общего интеллектуального характера:

- уметь приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо известной точки зрения;

- уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать её, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов;

- уметь выбрать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую данную точку зрения;

- уметь извлекать нужную информацию из текста;

- уметь обобщать факты и делать выводы;

- уметь анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать на основе анализа выводы, объясняющие что-либо и т.д.

Все вышеперечисленное обеспечивает выполнение требований ФГОС ООО: развитие метапредметных универсальных учебных действий: регулятивных, коммуникативных и познавательных.

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы - исследовательской, информационной, практической. Далее происходит планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участникам проектной группы.

Исследовательская работа учащихся является обязательным условием каждого проекта. Результатом работы над проектом, иначе говоря его выходом, является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

По мнению Антоновой Е.И. [1] важная роль в организации проектной деятельности учащихся - умение учителя типологизировать проект - определить в нём приоритетное направление и соответственно разработать цель, содержание и методику реализации.Нам удалось выделить следующие типы проектов по доминирующей деятельности учащихся, используемые при обучении математике.

1.Практико-ориентированный (прикладной) проект нацелен на решение социальных задач самих участников или внешнего заказчика. Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы и т.д. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для изучения сложных дисциплин до сборника рекомендаций по восстановлению экономики России. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них. [2]

2.Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. Но исследовательский проект от исследования отличает то, что в результате работы над проектом не предполагается открыть новые математические знания, элемент новизны имеет место только для исполнителя проекта. [2]

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Выходом проекта может являться публикация в СМИ, выставка на различных конференциях и т.д. По комплексности и характеру контактов проекты можно разделить на монопроекты (в рамках одного учебного предмета или одной области знаний) и межпредметные (выполняются во внеурочное время под руководством нескольких педагогов в различных областях знаний).

По продолжительности проекты подразделяются на мини-проекты (один урок), краткосрочные (4 - 6 уроков) и долгосрочные (годичные). В практике чаще приходится применять смешанные типы проектов.

Овладение проектированием должно происходить не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-нибудь части проекта.

Таким образом, метод проектов помогает найти разумный баланс между академической подготовкой и формированием прагматических умений.

Литература


1.Антонова, Е.И. Проектная деятельность в старших классах при изучении геометрии /Е.И.Антонова // Математика в школе.-2007.-№4.-С.12-16

2..Денищева, Л.О. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике / Л.О. Денищева // Математика в школе, -2008.- № 6.- С.19-30.

3.Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА [Текст]/ - 2003. - М.,2004.

4.Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителя и студентов педагогических вузов [Текст]/ Н.Ю. Пахомова. - М., АРКТИ, 2003.- 215с.


© 2010-2022