Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

Раздел Математика
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 7-9

Логика 3 класс

Тема: «Математические ребусы, их составление и разгадывание»


Цель:

  • познакомить ребят с правилами расшифровки ребусов;

  • научить их решать ребусы;

  • способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное; развивать осознанную математическую речь; развитие познавательного интереса учащихся;

  • содействовать воспитанию таких качеств как: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, целенаправленность, трудолюбие, аккуратность, ответственность

Задачи:

- Продолжить формирование навыков контроля результатов деятельности.

- Способствовать развитию коммуникативных навыков. Развивать умение анализировать, обобщать материал, выступать перед аудиторией, развивать интеллектуальные, творческие и исследовательские способности, активизировать интерес к учебным предметам.

- Формирование логического, абстрактного, эвристического, системного мышления.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентации

План.

  1. Организационные моменты

  2. Что такое ребус.

Ребус - это шифровка, носящая развлекательный характер. Ребусы - рисованные загадки. В ребусах текст зашифровывается с помощью рисунков предметов, букв, цифр и т.д.

Ребусы появились в период зарождения письменности
(рисунчатое письмо).
В ХV -ХVI веках ребусы становятся модным увлечением у народа и при королевских дворах во Франции, Германии, Англии, Италии, а с 1845 г. и в России.
Составление ребуса - это умственный труд. Иногда для этого требуется много времени. Но какое удовольствие получаешь, когда ребус разгадан.
Знание правил составления и расшифровки ребусов позволяет разгадать любой ребус.

  1. Правила составления и разгадывания ребусов

1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже.
2. Довольно часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не один, а два или больше названий, или может иметь одно общее и одно конкретное значение, например, «авто» и «машина», «цветок» и «растение» и т.п. Выбирать необходимо подходящее по логике. Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет собой одну из главных трудностей при разгадывании ребусов.
3. Довольно часто название какого-нибудь предмета нельзя использовать полностью, необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или несколько букв. В таких случаях используется условный знак - запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия необходимо отбросить первую букву (слева от рисунка запятую часто изображают перевернутой в верхнем углу), если справа от рисунка - тогда последнюю. Если стоят две запятые, то соответсвенно отбрасывают две буквы и т.д.
Например, нарисовано «стрекоза», а необходимо читать только «коза», изображен «графин», необходимо читать только «граф»:

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

4. Если предметы или буквы изображены один в другом, то их названия читаются с прибавлением союза «в». Например, «в-а-за»:

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

5. Если какая-то буква состоит из другой буквы (много раз повторенной), то читают с прибавлением союза «с». Например, «с-о-с-на»:

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

6. Если за какой-то буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать необходимо с прибавлением союза «за». Например, «за-м-ок»:

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

7. Если одна фигура или буква изображена под другой, то читать необходимо с прибавлением слов «на», «над», «под». Например, «на-пи-ток» или «над-е-ж-да»:

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

8. Если по какой-нибудь букве написана другая, то читают с прибавлением предлога «по». Например, «по-р-т»:

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

9. Если одна буква лежить возле другой, присоединена к ней, то читают с прибавлением предлога «у». Например, «л-у-к» или «с-у-д»:

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

10. Если в ребусе встречается изображение предмета, перевернутое вверх ногами, то название его обычно необходимо читать с конца, или иногда это делается просто ради усложнения (по-приколу) ребуса.
11. Если изображено предмет, а возле него (или на нём) написана, а потом зачеркнута буква, то это означает, что эту букву необходимо исключить из слова, зашифрованного рисунком. Если же над зачеркнутой буквой находится другая, то это означает, что необходимо ею заменить зачеркнутую. Тоже самое делают, когда между двумя буквами стоит знак равенства или переходные стрелочки. Зачеркнутые (заменяемые) буквы обычно используют для исключения (замены) их из середины слова. Например, была «груша», а стала «крупа», или был «доктор», а стал «диктор»:

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

12. Если зачеркнутая буква(ы) стоит как независимая фигура, то ее необходимо читать с прибавлением частицы «не». Например, «не-р-в»:

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

13. Если рядом с рисунком (или над ним, или под ним) стоят цифры, то это означает, что буквы зашифрованного изображением слова читаются в том порядке, который указан цифрами. Также они указывают на то, все ли буквы слова необходимо читать, или нет. Зачеркнутые (отсутсвующие) цифры указывают на отсутствие определенных букв. Например, «табуретка» превращается в «букет», а «бутылка» на «булка»:

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

14. Если рисунки «двигаются» один от другого или один к другому, то необходимо использовать предлоги «к» или «от». Если же какую-то фигуру в ребусе изображают, которая как бы бежит, лежит, летит, сидит и т.п., то к названию этой фигуры необходимо добавить соответсвующий глагол в настоящем времени (бежит, лежит, летит, сидит и т.д.).
15. Довольно часто в ребусах отдельные буквосочетания «до», «ре», «ми», «фа», «ля», «си» изображают соответсвующими нотами. Например, «до-м»:

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание


Это, по существу, все основные правила для тех, кто хочет попробывать себя в составлении ребусов или в их разгадывании. Однако процесс ребусотворчества предпологает синтез всех приведенных принципов составления ребусов и создания новых правил, понятных для большинства по логике построения.

  1. Решение ребусоф.

Использование презентаций 1-17

  1. Итоги урока

  2. Домашнее задание.

Придумать математический ребус.









Ребус 1

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

Ребус 2

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание



Ребус 3

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

Ребус 4

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание



Ребус 5

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

Ребус 6

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание



Ребус 7

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

Ребус 8

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание



Ребус 9

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

Ребус 10

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание



Ребус 11

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

Ребус 12

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание



Ребус 13

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

Ребус 14

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание



Ребус 15

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

Ребус 16

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание



Ребус 17

Разработка урока внеурочной деятельности Математические ребусы, их составление и разгадывание

14


© 2010-2022