Решение задачи различными способами

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Решение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиРешение задачи различными способамиДарханова Майрамкул Куралбаевна - учитель математики высшей категории

Западно- Казахстанская область, Бурлинский район , г. Аксай, СШ №4

Решение задачи различными способами

При изучении математики часто бывает целесообразно решать одну и ту же задачу несколькими способами. Это способствует развитию творчества учащихся, повышению интереса к предмету, умению подходить к решению задачи с разных сторон. При сравнении различных способов решения одной и той же задачи учащиеся должны проанализировать и оценить все достоинства и недостатки данного способа и выбрать наиболее удачный. Такой анализ и выбор рационального способа решения воспитывает самостоятельность учащихся, способствует прочности усвоения ими материала.

Рассмотрим задачи, для решения которых предлагалось использовать различные способы.

Так, ученикам 8-го класса было предложено найти несколько способов сравнения дробей Решение задачи различными способами и Решение задачи различными способами.

Коллективными усилиями учащиеся определили, что можно привести дроби к общему знаменателю и заменить их десятичными дробями, но рациональнее всего рассуждать следующим образом. Имеем

1 - Решение задачи различными способами =Решение задачи различными способами; 1 - Решение задачи различными способами = Решение задачи различными способами.

Так как Решение задачи различными способами > Решение задачи различными способами , то Решение задачи различными способами < Решение задачи различными способами .

Рассмотрим другую задачу для 8-го класса, к которой неоднакратно возвращаемся в течение учебного года.

Задача 1. Доказать, что медиана, проведенная к гипотенузе прямоугольного треугольника, равна ее половине.

1-й способ. Отложим ОА1 =ОА, соединим А1 с В и рассмотрим треугольники АВС и А1СВ (рис.1)

А А1

0

С В Рис.1



2-й способ. Отложим угол АСО, равный α, проведя луч СО (рис.2)

А

Решение задачи различными способами

О

С В Рис.2

3-й способ. Рассмотрим треугольники АСО и ВСО. Достроим треугольник АВС до прямоугольника АСВD (рис.3)

А D

0

С В Рис.3

4-й способ. Опишем около треугольника АВС окружность (рис.4)

С

А 0 В Рис.4

Рассмотрим задачу для 10 -го класса:

Задача 2. На стороне АВ треугольника АВС взята точка Р так, что АР : РВ = 1:2. Найти Решение задачи различными способами,если ∠А = 450, ∠В=750 .

1-способ. Пусть Решение задачи различными способами (рис.5). Так как ∠С=600, то ∠РСВ=600 -α.

Согласно теореме синусов в треугольниках АРС и ВРС имеем

Решение задачи различными способами, т.е. РС = Решение задачи различными способами ;

Решение задачи различными способами, т.е. РС = Решение задачи различными способами. Значит,

Решение задачи различными способами=Решение задачи различными способами ; Решение задачи различными способами = Решение задачи различными способами;

Решение задачи различными способами.

В

750

Р

А 450 α С Рис.5



Учитывая, что Решение задачи различными способами=Решение задачи различными способами =

Решение задачи различными способамиРешение задачи различными способами+Решение задачи различными способамиРешение задачи различными способами = Решение задачи различными способами (Решение задачи различными способами,

получим Решение задачи различными способами (Решение задачи различными способами Решение задачи различными способами Решение задачи различными способами) = 2 ∙ Решение задачи различными способами(Решение задачи различными способами;

Решение задачи различными способами(Решение задачи различными способами ;

Решение задачи различными способами;

Решение задачи различными способами; Решение задачи различными способами

Покажем, что Решение задачи различными способами.

Действительно, так как Решение задачи различными способами , то

Решение задачи различными способами=Решение задачи различными способами= Решение задачи различными способами = │2+Решение задачи различными способами.

Но Решение задачи различными способами Решение задачи различными способами, т.е. Решение задачи различными способами=Решение задачи различными способами .

Ответ :Решение задачи различными способамиАСР = arcctg (Решение задачи различными способами )=15Решение задачи различными способами .

2-й способ. Имеем S∆ВРС =h ∙ РВ=2h Решение задачи различными способами AP, S∆АРС =h ∙ AP (см.рис.5), откуда

Решение задачи различными способами= Решение задачи различными способами= 2.

Так как SAPС = Решение задачи различными способами Решение задачи различными способами , S∆ВРС = = Решение задачи различными способами Решение задачи различными способами , то Решение задачи различными способами

и, значит, Решение задачи различными способами .

С другой стороны, S∆АРС = Решение задачи различными способами ; S∆ВРС = Решение задачи различными способами

откуда Решение задачи различными способами = Решение задачи различными способами.

Следовательно, Решение задачи различными способами , Решение задачи различными способами,

и в результате получаем тот же ответ.

3-й способ. На продолжении стороны АС отложим AN=АС и рассмотрим треугольник BNC (рис.6). В нем отрезок ВА - медиана, а точка Р делит ее в отношении 2:1, т.е. Р - точка пересечения медиан треугольника BNC. Следовательно, SMNC = S∆МВС, т.е.

Решение задачи различными способами; 2Решение задачи различными способами =Решение задачи различными способами .

M 75Решение задачи различными способами

P

N 45Решение задачи различными способами Решение задачи различными способами C

A Рис.6

Воспользуемся теоремой тангенсов в треугольнике АВС:

Решение задачи различными способами, где а=ВС, b=AC, A=45Решение задачи различными способами, B=75Решение задачи различными способами. Тогда Решение задачи различными способами ;

ВС Решение задачи различными способами15Решение задачи различными способами+АСРешение задачи различными способами15Решение задачи различными способами=АСРешение задачи различными способами60Решение задачи различными способами- ВСРешение задачи различными способами60Решение задачи различными способами;

ВС(Решение задачи различными способами15Решение задачи различными способами+Решение задачи различными способами60Решение задачи различными способами)=АС (Решение задачи различными способами600-Решение задачи различными способами15Решение задачи различными способами);

Решение задачи различными способами.

Но Решение задачи различными способами15Решение задачи различными способами=Решение задачи различными способами . Поэтому Решение задачи различными способами =Решение задачи различными способами = Решение задачи различными способами .

Так как Решение задачи различными способами , то (Решение задачи различными способами , и после преобразований снова получаем тот же ответ.

4-й способ. Введем систему координат (рис.7) . Имеем А(0;0) , С (с;0).

Так как Решение задачи различными способами=Решение задачи различными способами, то АВ = Решение задачи различными способами .

y B

75Решение задачи различными способами

Р

А 45Решение задачи различными способами Решение задачи различными способами С

X Рис.7

Теперь можно найти координаты точки В:

х=АВ Решение задачи различными способами; у=АВРешение задачи различными способами .

Пусть Р(х;у) ; тогда, используя формулы х =Решение задачи различными способами ; у = Решение задачи различными способами и

учитывая, что ℷ=2, получим х =Решение задачи различными способами=Решение задачи различными способами ;

у = Решение задачи различными способами=Решение задачи различными способами .

Значит, Р (Решение задачи различными способами), АР=Решение задачи различными способами АВ =Решение задачи различными способами.

Затем найдем длину РС как расстояние между точками Р (Решение задачи различными способами) и С (с;0):

РС2=Решение задачи различными способами

=с²Решение задачи различными способами , т.е. РС = Решение задачи различными способами .

Наконец, из соотношения Решение задачи различными способами находим

Решение задачи различными способами.

Итак, ∠АСР = arcsinРешение задачи различными способами.

5-й способ. Опишем около данного треугольника окружность. Пусть О - ее центр, а СК=2R-диаметр (рис.8).

Тогда КВ=2Rcos45Решение задачи различными способами=RРешение задачи различными способами, ∠КВС=90Решение задачи различными способами,∠KРешение задачи различными способами=15Решение задачи различными способами,∠BKN=∠ BAC=45Решение задачи различными способами,∠BNK=120Решение задачи различными способами.

Из равенства Решение задачи различными способами=Решение задачи различными способами получим BN =Решение задачи различными способами=RРешение задачи различными способами .

150



В

750

450Решение задачи различными способами

Р

Решение задачи различными способами

А С

Рис.8

Так как АВ = 2R sin 60Решение задачи различными способами= RРешение задачи различными способами, то ВР =Решение задачи различными способами АВ =Решение задачи различными способами RРешение задачи различными способами.

Это означает, что Решение задачи различными способами=ВР, т.е. точки Решение задачи различными способами и Р совпадают (рис.9) . Далее имеем ∠АОС=2∠АВС=150Решение задачи различными способами и из равнобедренного треугольника АОС (АО=ОС=R) находим ∠ОАС=∠ОСА=15Решение задачи различными способами.

О



В

Рдрррр Рр

А С

Рис .9

6-й способ. Приведем высоту BD (рис.10) .

Пусть АР=х. Тогда АВ=3х,

BD =АВРешение задачи различными способами, ВС= Решение задачи различными способами = Решение задачи различными способами Решение задачи различными способами = Решение задачи различными способами,

DС= ВС Решение задачи различными способами=Решение задачи различными способами, АС = АD+ DС=Решение задачи различными способами .

В

300

450

450Р

А С

Рис.10

Воспользуемся теоремой косинусов в ∆АРС: РС2 = АР2 + АС2 - 2АРРешение задачи различными способамиАСРешение задачи различными способами cos 45Решение задачи различными способами;

РС22+Решение задачи различными способами ;

РС2= х2 + 6х2+3Решение задачи различными способамих2 - 3х2 -Решение задачи различными способами х2 ;

РС2= 4х2+2Решение задачи различными способами х2; РС=хРешение задачи различными способами .

Так как Решение задачи различными способами = Решение задачи различными способами, то окончательно находим

Решение задачи различными способами=Решение задачи различными способамиРешение задачи различными способами,

т.е. ∠АРС=arcsinРешение задачи различными способами.

7-й способ. Проведем биссектрису угла С (рис.11)

750В

300

1050N

Решение задачи различными способами

450Р

А С Рис.11

Пусть NC =х. В ∆ АNC имеем Решение задачи различными способами=Решение задачи различными способами ,

откуда АN=хРешение задачи различными способами. Аналогично в ∆ NBC имеем Решение задачи различными способами=Решение задачи различными способами ,

откуда NВ = хРешение задачи различными способами.

Значит, АВ= АN+ NВ= Решение задачи различными способами ,

РА = Решение задачи различными способами, NР = АN - АР =Решение задачи различными способами.

Наконец, в ∆ NРС имеем Решение задачи различными способами=Решение задачи различными способами или

Решение задачи различными способами, откуда

Решение задачи различными способами

и после преобразований находим Решение задачи различными способами.

8-й способ. В ∆ АВС (см.рис.5) имеем Решение задачи различными способами=Решение задачи различными способами, откуда

ВС=Решение задачи различными способами .

Следовательно, ВС2=6 АР2 = 2АР Решение задачи различными способами 3АР=РВРешение задачи различными способами АВ, т.е. Решение задачи различными способами.

Так как в треугольниках АВС и РВС угол В - общий и Решение задачи различными способами, то

∆АВСРешение задачи различными способами∆РВС.

Поэтому ∠РСB=∠ВАС=45Решение задачи различными способами,∠АСР=60Решение задачи различными способами.



© 2010-2022