- Преподавателю
- Математика
- Решение задачи различными способами
Решение задачи различными способами
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дарханова М.К. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Дарханова Майрамкул Куралбаевна - учитель математики высшей категории
Западно- Казахстанская область, Бурлинский район , г. Аксай, СШ №4
Решение задачи различными способами
При изучении математики часто бывает целесообразно решать одну и ту же задачу несколькими способами. Это способствует развитию творчества учащихся, повышению интереса к предмету, умению подходить к решению задачи с разных сторон. При сравнении различных способов решения одной и той же задачи учащиеся должны проанализировать и оценить все достоинства и недостатки данного способа и выбрать наиболее удачный. Такой анализ и выбор рационального способа решения воспитывает самостоятельность учащихся, способствует прочности усвоения ими материала.
Рассмотрим задачи, для решения которых предлагалось использовать различные способы.
Так, ученикам 8-го класса было предложено найти несколько способов сравнения дробей и .
Коллективными усилиями учащиеся определили, что можно привести дроби к общему знаменателю и заменить их десятичными дробями, но рациональнее всего рассуждать следующим образом. Имеем
1 - =; 1 - = .
Так как > , то < .
Рассмотрим другую задачу для 8-го класса, к которой неоднакратно возвращаемся в течение учебного года.
Задача 1. Доказать, что медиана, проведенная к гипотенузе прямоугольного треугольника, равна ее половине.
1-й способ. Отложим ОА1 =ОА, соединим А1 с В и рассмотрим треугольники АВС и А1СВ (рис.1)
А А1
0
С В Рис.1
2-й способ. Отложим угол АСО, равный α, проведя луч СО (рис.2)
А
О
С В Рис.2
3-й способ. Рассмотрим треугольники АСО и ВСО. Достроим треугольник АВС до прямоугольника АСВD (рис.3)
А D
0
С В Рис.3
4-й способ. Опишем около треугольника АВС окружность (рис.4)
С
А 0 В Рис.4
Рассмотрим задачу для 10 -го класса:
Задача 2. На стороне АВ треугольника АВС взята точка Р так, что АР : РВ = 1:2. Найти ,если ∠А = 450, ∠В=750 .
1-способ. Пусть (рис.5). Так как ∠С=600, то ∠РСВ=600 -α.
Согласно теореме синусов в треугольниках АРС и ВРС имеем
, т.е. РС = ;
, т.е. РС = . Значит,
= ; = ;
.
В
750
Р
А 450 α С Рис.5
Учитывая, что = =
∙ + ∙ = (,
получим ( ) = 2 ∙ (;
( ;
;
;
Покажем, что .
Действительно, так как , то
== = │2+.
Но , т.е. = .
Ответ :АСР = arcctg ( )=15 .
2-й способ. Имеем S∆ВРС =h ∙ РВ=2h AP, S∆АРС =h ∙ AP (см.рис.5), откуда
= = 2.
Так как S∆APС = , S∆ВРС = = , то
и, значит, .
С другой стороны, S∆АРС = ; S∆ВРС =
откуда = .
Следовательно, , ,
и в результате получаем тот же ответ.
3-й способ. На продолжении стороны АС отложим AN=АС и рассмотрим треугольник BNC (рис.6). В нем отрезок ВА - медиана, а точка Р делит ее в отношении 2:1, т.е. Р - точка пересечения медиан треугольника BNC. Следовательно, S∆MNC = S∆МВС, т.е.
; 2 = .
M 75
P
N 45 C
A Рис.6
Воспользуемся теоремой тангенсов в треугольнике АВС:
, где а=ВС, b=AC, A=45, B=75. Тогда ;
ВС 15+АС15=АС60- ВС60;
ВС(15+60)=АС (600-15);
.
Но 15= . Поэтому = = .
Так как , то ( , и после преобразований снова получаем тот же ответ.
4-й способ. Введем систему координат (рис.7) . Имеем А(0;0) , С (с;0).
Так как =, то АВ = .
y B
75
Р
А 45 С
X Рис.7
Теперь можно найти координаты точки В:
х₁=АВ ; у₁=АВ .
Пусть Р(х;у) ; тогда, используя формулы х = ; у = и
учитывая, что ℷ=2, получим х == ;
у = = .
Значит, Р (), АР= АВ =.
Затем найдем длину РС как расстояние между точками Р () и С (с;0):
РС2=
=с² , т.е. РС = .
Наконец, из соотношения находим
.
Итак, ∠АСР = arcsin.
5-й способ. Опишем около данного треугольника окружность. Пусть О - ее центр, а СК=2R-диаметр (рис.8).
Тогда КВ=2Rcos45=R, ∠КВС=90,∠K=15,∠BKN=∠ BAC=45,∠BNK=120.
Из равенства = получим BN ==R .
150
В
750
450
NК
Р
А С
Рис.8
Так как АВ = 2R sin 60= R, то ВР = АВ = R.
Это означает, что =ВР, т.е. точки и Р совпадают (рис.9) . Далее имеем ∠АОС=2∠АВС=150 и из равнобедренного треугольника АОС (АО=ОС=R) находим ∠ОАС=∠ОСА=15.
О
В
Рдрррр Рр
А С
Рис .9
6-й способ. Приведем высоту BD (рис.10) .
Пусть АР=х. Тогда АВ=3х,
BD =АВ, ВС= = = ,
DС= ВС =, АС = АD+ DС= .
В
300
450
450Р
А С
Рис.10
Воспользуемся теоремой косинусов в ∆АРС: РС2 = АР2 + АС2 - 2АРАС cos 45;
РС2=х2+ ;
РС2= х2 + 6х2+3х2 - 3х2 - х2 ;
РС2= 4х2+2 х2; РС=х .
Так как = , то окончательно находим
==х,
т.е. ∠АРС=arcsin.
7-й способ. Проведем биссектрису угла С (рис.11)
750В
300
1050N
450Р
А С Рис.11
Пусть NC =х. В ∆ АNC имеем = ,
откуда АN=х. Аналогично в ∆ NBC имеем = ,
откуда NВ = х.
Значит, АВ= АN+ NВ= ,
РА = , NР = АN - АР =.
Наконец, в ∆ NРС имеем = или
NР , откуда
и после преобразований находим .
8-й способ. В ∆ АВС (см.рис.5) имеем =, откуда
ВС= .
Следовательно, ВС2=6 АР2 = 2АР 3АР=РВ АВ, т.е. .
Так как в треугольниках АВС и РВС угол В - общий и , то
∆АВС∆РВС.
Поэтому ∠РСB=∠ВАС=45,∠АСР=60.