• Преподавателю
  • Математика
  • Доклад по математике: «Дифференцированное обучение математики в процессе обучения в условиях открытой (сменной) общеобразовательной школы»

Доклад по математике: «Дифференцированное обучение математики в процессе обучения в условиях открытой (сменной) общеобразовательной школы»

Сейчас открытая школа — особый тип учебного заведения. За последние годы она заметно помолодела: возраст почти трети учащихся до 15 лет осознала. ПДН; -учащиеся из дневных школ, у которых были серьёзные отставали интереса к Надо поступающих нам сложны дома, живут у родственников, а то и у взрослых приятелей (последнее Отторгнутые дети ищут пристанище там, где их стремятся понять и принять как личности, подающие положительные надежды. Именно поэтому сейчас эта школа интеллектуальной и нравственно...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета

«ДИФФЕРЕЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОЙ (СМЕННОЙ)ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ »

Булгакова Ольга Ивановна, муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 35», учитель математики, Белгородская область, город Старый Оскол, улица Комсомольская, дом 33/36

Аннотация

В представленном докладе рассматривается дифференцированное обучение школьников в процессе преподавания математики в условиях открытой (сменной)общеобразовательной школы.

Педагог знакомит с опытом работы по данной теме. Свою главную цель видит в создании комфортной среды на основе дифференцированного подхода в обучении и воспитании подростков на уроках математики.

Дифференцированный подход в обучении математики предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношение к знаниям. Для того чтобы обучение было успешным, педагог выявляет характер дидактической запущенности и планирует деятельность каждого школьника по ликвидации пробелов в знаниях.

Благодаря использованию разнообразных форм и методов обучения, опыт педагога в данном направлении позволяет повысить мотивацию изучения предмета.



Исторически сложилось так, что вечерняя (сменная) школа выполняет в системе непрерывного образования взрослых прежде всего компенсаторную и адаптирующую функцию. В этом убеждает даже беглый анализ её истории.

В 20-30-у годы школа взрослых - «прообраз» вечерней «сменной» - давала людям, освоившим грамоту, общее образование на уровне сначала начальной, а затем и семилетней школы. В годы довоенных пятилеток она вместе с рабочими факультетами готовила без отрыва от производства рабочую и крестьянскую молодежь к поступлению в средние специальное и высшие учебные заведения. В годы Великой Отечественной войны многие подростки, оставившие учёбу в массовой школе, смогли в вечерней школе продолжить своё образование. В послевоенные годы состав учащихся в школах этого типа пополнили демобилизованные воины, рабочие и колхозники, прервавшие учебу в массовой школе. В связи с войной.

В дальнейшем вечерняя школа внесла существенный вклад в повышение общеобразовательного уровня молодёжи и взрослых. В 60-е годы она оказалась едва ли не самым гибким типом учебного заведения.

Режимы её работы были приспособлены к условиям производственной деятельности трудящихся. Созданы классы мастеров, введено ускоренное обучение для определённых категорий учащихся, открыты первые «клубные» классы, обеспечивающие синтез общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Конъюнктурные издержки, обусловленные введением в 70-е годы обязательного среднего образования, к которому ни экономика, ни система образования не были подготовлены, во многом исказили социальное назначение школы этого типа. Неоправданное повышение численности учащихся, резкое омоложение контингента пришли в противоречие с социальным назначением вечерних школ, содержанием и организацией их деятельности. Но и в тех условиях они сохранили своё адаптирующее и компенсирующее значение для определённой части молодёжи, ушедшей по разным причинам из массовой общеобразовательной школы.

Не вдаваясь в подробный исторический анализ динамики социальных функций, можно заключить, что в вечерних школах обучался достаточно разнородный контингент по Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета


возрасту, уровню образования и отношению к его продолжению. Но при этом одной из главных учебно-воспитательных задач оставалось стимулирование общего образования. Оно включало в себя осуществление принципа добровольности поступления в школу в сочетании с мерами поддержки учащихся и развитием потребности в продолжении образования.

Сейчас открытая школа - особый тип учебного заведения. За последние годы она заметно помолодела: возраст почти трети учащихся до 15 лет. Контингент у нас действительно не из простых. Одна часть должна получить образование, хотя необходимость его ещё не осознала. Другая же, получив жизненную закалку, хочет наверстать упущенное, хотя, увы, уже забыто.

Обычно это:

-педагогически запущенные дети из неполных и неблагополучных семей, многие из них уже состояли на учёте в ПДН;

-учащиеся из дневных школ, у которых были серьёзные конфликты с учителями;

-слабоуспевающие и второгодники: одни из них отставали от своих сверстников из-за отсутствия всякого интереса к учёбе, другие были, по сути, предоставлены самим себе, разболтанны и социально не защищены.

Надо прямо сказать: подавляющее большинство поступающих к нам ребят сложны не только в плане обучения, но и поведения. У многих их них, даже из внешне благополучных семей, постоянные конфликты с родителями. Подростки уходят из дома, живут у родственников, а то и у взрослых приятелей (последнее встречается чаще).

Отторгнутые дети ищут пристанище там, где их стремятся понять и принять как личности, подающие положительные надежды. Именно поэтому сейчас эта школа интеллектуальной и нравственной реабилитационной «проблемных» подростков.

Нестандартный учебно-воспитательный процесс открытой школы даёт право реализовать возможности каждого учащегося. Он учитывает всё то, что так важно для нас: индивидуализацию обучения, использование коллективной мыслительной деятельности учащихся, их тягу к игровым и прочим ярко эмоциональным формам обучения. Эта нестандартность диктуется и тем, что многие наши учащиеся - это рабочие, семейные люди, а также студенты ССУЗов.

Они не всегда в силу объективных причин могут посещать занятия по строгому расписанию, а потому нуждаются в работе по индивидуальному плану с использованием зачётной системы обучения, системы консультаций.

Каждый год у нас бывают подростки, которые в силу разных причин пропускают занятия. Общий знаменатель для всех - слабые опорные знания, нет навыков самостоятельной работы. Сравнительная характеристика успеваемости выпускников различного типа школ показывает, выпускники открытой школы уступают своим сверстникам из школ «обычного» типа.

Поэтому важным представляется: пробудить у них стремление к знаниям, научить учиться и восстановить их социальный статус. Когда подросток осознает, что он не безразличен учителям и товарищам по классу, что каждый его успех будет замечен, тогда в нем пробуждается ответственность за своё учение. Большая часть учащихся воспринимает учителей как «хороших, нормальные людей» считают, что «учителя добрые, справедливые, отзывчивые, замечательные люди»; около 80% подростков убеждены, что у них установлен хороший контакт с учителями. Однако у большинства отмечается острая потребность в том, чтобы учителя их лучше понимали, делали бы уроки более интересными, не повышали голос, ставили больше хороших отметок, были бы добрыми и любили детей.

К разным категориям учащихся мы стараемся подходить по разному. Обучение ведётся с помощью дифференцированного метода. Именно такой подход лучше всего оправдывает себя в наших условиях.

Дифференцированная форма учебной деятельности учащихся предусматривает их

Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета


работу по дифференцированным заданиям, построенных с учётом их особенностей:

а)уровня знаний и умений по предмету; б)уровнем их усвоения.

Как показывает опыт, реально в каждом классе выделять две группы:

I группа - с минимальным уровнем знаний и умений;

II группа - не достигших минимального уровня.

В соответствии с указанными группами при организации дифференцированных форм учебной деятельности мною разработаны дифференцированные задания, где рассматриваются два вида учебной деятельности: групповая и индивидуальная. В первом учащиеся выполняют задания коллективно, во втором индивидуально.

Необходимость организации дифференцированных форм учебной деятельности на уроках математики следует из требований развивающего характера обученности и принципа индивидуального подхода к каждому с целью максимального его развития.

Цели, которые могут быть реализованы с помощью дифференцированных форм учебной деятельности:

  • создание соответствующих условий; повторение и ликвидации пробелов; актуализация знаний для успешного изучения новой темы;

  • развитие и закрепление интереса к математике и учебной деятельности;

  • формирование навыков учебного труда; умения самостоятельно работать над задачей;

  • достижение всеми учащимися базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременно создание условий для их развития.

Каково место дифференцированных форм учебной деятельности учащихся в структуре урока? Как показывает практика, дифференцированные формы деятельности могут быть успешно организованы на любом этапе урока математики. В ходе контроля осуществляется проверка достижения уровня обязательной подготовки и проверка на повышенном уровне.

Нетрадиционные методы и формы обучения - не дань моде. Это решение очень многих проблем новых технологий, которые в перспективе станут основой становления нового типа школы - школы ДЛЯ ВСЕХ!

ЛИТЕРАТУРА

1.Бутузов И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке. Новгород, 1978.31 .Веселова В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США //Педагогика. 1996. -№ 2.

2.Коренчук Т.М., Дифференцированный подход в обучении.//Открытая школа. - 2009 г. - стр. 50 - 52.

3.Голант Е.Я. Проблема индивидуализации и дифференциации обучения. Тарту, 1978.

4.Гончаров Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования в современных условиях. //Проблемы социалистической педагогики. -М., 1973.

5.Гульчевская В.Г. Технология дифференцированного усвоения и самореализации в условиях общеклассного обучения. Ростов-н/Д: ИУУ Ростовской области, 1996.

6.Гроот Р. де Дифференциация в образовании. //Директор школы. -1995. -№ 1.45 .Губаревич Н.Я. Мелихова А.Е. Школа социальной защиты //Открытая школа. -2000. -№ 2.




© 2010-2022