ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Квадратные уравнения

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОБОУ

«Минькинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Квадратные уравнения

Учитель: Татарникова Ирина Валентиновна

Образовательное учреждение: ГОБОУ «Минькинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида»

Должность: учитель

Предмет: математика

Класс: 9 «а», коррекционный

Тема и номер урока в теме: «Квадратные уравнения», 14 урок

Базовый учебник: Алгебра: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Продолжительность: 1 урок (40 минут)

Цель урока: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности.

Задачи:

Предметные: обобщение знаний учащихся по теме; проверка умений и навыков учащихся; тренировать способность к решению квадратных уравнений по формуле; закрепить понятие уравнения 2-й степени; развитие навыков самостоятельной работы; умение оценить свою работу и других учащихся; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Метапредметные: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развивать способность к рефлексии собственной деятельности;

Личностные: развитие интереса к развитию математического творчества и математических способностей; воспитание аккуратности, самоконтроля, воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов; воспитание доброжелательности, толерантности, объективности; развивать математическое мышление; развитие внимания, логического мышления; аргументированной математической речи; поддержание интереса к предмету.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Формы работы обучающихся: индивидуальная, парная, фронтальная работа.

Методы обучения: математические методы - моделирование, использование математического языка; методы психологии - развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение; методы педагогики - методы организации и стимулирования учебной деятельности; информационные методы.

Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения.

На уроке созданы условия для реализации основных принципов личностно- ориентированной технологии обучения. Это выражено в следующем:

- создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов решения задачи без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно, неправильно), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций межличностного общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- создание ситуации выбора и успеха;

- создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;

- создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения

Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:

  • своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;

  • доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;

  • чёткая организация учебного труда;

  • антистрессовые моменты, выраженные в стимулировании учащихся к нахождению различных по содержанию способов решения квадратных уравнений, без боязни ошибиться;

  • смена видов деятельности учащихся;

  • физкультминутка, выполнение упражнений для глаз для снятия усталости.

Организация учебной деятельности с учётом информационно-коммуникативных технологий

Использование ИКТ на данном уроке способствует:

- решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;

- повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом;

- повышению интенсификации урока и темпа урока: презентация позволила значительно сократить время на обдумывание решения;

- увеличению объёма выполненной работы.

- ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения.

Необходимое техническое оборудование: персональные компьютеры, интерактивная доска «Smart», мультимедийный проектор, презентация, электронные образовательные ресурсы.

Программное обеспечение урока: MS Office - 2010, ПО к «SmartBoard» 9.7, Notebook, Stratum 2000.




Структура и ход урока

Таблица 1

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Презентация

PowerPoint

Проверка готовности обучающихся к уроку

Называют математические термины

1 мин

2

Девиз урока

презентация

PowerPoint

Ресурс № 1

Координация ответов обучающихся

Обучающиеся определяют цель, задачи урока

3 мин

3

Проверка домашнего задания

презентация

PowerPoint

Формулировка задания

Называют правильные ответы.

5 мин

4

Устный счет

Электронный тренажер «Плюс-минус» Ресурс № 2

Координация работы обучающихся

Обучающиеся работают в собственном темпе до окончания времени данного этапа урока.

3 мин

5

Работа с интерактивной доской «Smart»

Проверь себя.

Ресурс № 3

Проводит опрос по заданиям.

Определяет ЭОР НП для выполнения обучающимися

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания, предлагаемые в ЭОР

7 мин

6

Исторический этап

Информация на бумажных носителях

Координирует работу обучающихся

Ставят в соответствие фамилии и портреты математиков

2 мин

7

Физкультминутка

Презентация

PowerPoint

2 мин

8

Работа в тетрадях

Квадратные уравнения. Индивидуальные карточки на бумажном носителе

Ресурс № 5

Координация работы обучающихся

Выполняют задания, предложенные учителем на карточках. Взаимопроверка с использованием электронного ресурса

7 мин

9

Проверь себя

Ресурс № 6

Координация работы обучающихся

Выполняют задания на компьютерах в индивидуальном темпе

5 мин

10

Словарь урока

Индивидуальные карточки на бумажном носителе

Координация работы обучающихся

Заполняют пропуски на карточках

2 мин

11

Подведение итогов урока

Проводит устный опрос по терминам, используемым на уроке

Отвечают на поставленные вопросы

2 мин

12

Домашнее задание

Индивидуальные карточки на бумажном носителе

Комментирует домашнее задание

1 мин

Приложение к плану-конспекту урока

«Положительные и отрицательные числа»

Перечень ЭОР, используемых на данном уроке

Таблица 2

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Квадратные уравнения

информационный

Презентация PowerPoint

Подготовлена учителем Татарниковой И. В.

2

Плюс-минус

практический

Электронный тренажер

school-collection.edu.ru/catalog/res/61600d55-bbd2-4c30-9592-3cfacde1127a/?interface=catalog

3

Тест

практический

Презентация Notebook

Подготовлена учителем Татарниковой И. В.

4

Физкультминутка

Флеш-анимация

Подготовлена учителем Татарниковой И. В.

5

Самостоятельная работа

практический

Электронный тренажер

Подготовлена учителем математики Шакуровой З. З.

6

Проверь себя

практический

Тест

school-collection.edu.ru/catalog/res/79558d6a-8469-496c-a034-d2052063624a/?

Дополнительно:

school-collection.edu.ru/catalog/res/1c396424-5a33-4c5d-99f7-5f7d5ae90969/?

Ход урока:


  1. Организационный момент: 1 мин.

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

А сейчас садится тот, кто назовет хотя бы одно математическое понятие или термин.

Проверьте, верно ли вы записана тема урока на слайде. Исправьте ошибки и заполните пропуски.


  1. Девиз урока: 3 мин.

Учитель: Девизом сегодняшнего урока будет высказывание Альберта Эйнштейна:

"Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнение, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно".

Попробуйте сформулировать цели нашего сегодняшнего урока, руководствуясь девизом и опорными словами: 1) Знать ….

2) Уметь ....

3) Повторить …..

Учитель показывает на доске опорные таблицы (обучающиеся сами формулируют цели урока, учитель обобщает).


  1. Проверка домашнего задания: 5 мин.

Учитель: Кроссворд, который вы решали дома, тоже имеет прямое отношение к теме нашего урока. Давайте проверим домашнее задание

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Квадратные уравнения

Вопросы к кроссворду:

  1. Процесс получения корней уравнения? (решение)

  1. Как называется последовательность действий при решении уравнения? (алгоритм)

  2. Если дискриминант квадратного уравнения больше нуля, то уравнение имеет...корня. (два)

  3. Если дискриминант квадратного уравнения меньше нуля, то уравнение имеет...корня. (нет)

  4. Как называется теорема о корнях квадратного уравнения, о которой сложили стихи:

«По праву достойна в стихах быть воспета

О свойствах корней теорема ...» (Виета)

  1. От чего зависит количество корней квадратного уравнения? (дискриминант)

  2. Если дискриминант квадратного уравнения равен нулю, то уравнение имеет...корня. (один)

  3. Результат решения уравнения? (корень)

  4. Как называются число в уравнении, стоящее перед переменной? (коэффициент)

  5. Равенство с неизвестным (уравнение).

Какое понятие образовалось в синих клетках? А это и есть тема нашего урока.

Оцените свою работу на этом этапе урока, заполните листы самооценки.


  1. Устный счет: 3 мин.

Работа с ЭОР: тренажер «Плюс-минус» (программу необходимо заранее установить на компьютеры в целях экономии времени).

Оцените свою работу на этом этапе урока, заполните листы самооценки.


  1. Работа с интерактивной доской - 7 мин.

Задание 1: Как называется уравнение, которое вы видите на доске? Исправьте таблицу, чтобы в левом столбце находились квадратные уравнения, а в правом - уравнения, не являющиеся квадратными (слайд 1, «Notebook»)

Задание 2: 1) Вспомните, как называются коэффициенты квадратного уравнения и установите соответствие между коэффициентами и их названиями.

2) Заполните таблицу коэффициентов квадратных уравнений (слайд 2, «Notebook»)

Задание 3: Заполните таблицу коэффициентов квадратного уравнения (слайд 3, «Notebook»)

Задание 4: Восстановите формулу корней квадратного уравнения, если коэффициенты обозначены другими буквами (слайд 4, «Notebook»)

Оцените свою работу на этом этапе урока, заполните листы самооценки.


  1. Исторический этап - 2 мин.

Учитель: Мы с вами недавно знакомились со сведениями об истории развития теории квадратных уравнений. На доске вы видите портретную галерею математиков, которые внесли определенный вклад в эту теорию. Но надписи под портретами не соответствуют действительности. Поставьте в соответствие имена и изображения, которые вы видите.

Оцените свою работу на этом этапе урока, заполните листы самооценки.


  1. Физкультминутка - 2 мин.

Сядьте ровно, расслабьтесь, посмотрите на слайд и понаблюдайте за снежинками.


  1. Самостоятельная работа - 7 мин.

Учитель: Дискриминант дает возможность определить число корней квадратного уравнения. В математике довольно редко бывает так, чтобы введенный термин не имел, образно выражаясь, житейской подоплеки. Вспомните слово «дискриминация».

Что оно означает? (Обучающиеся отвечают на вопрос)

Правильно. Оно означает унижение одних и возвышение других, то есть различное

отношение к различным людям. Оба слова (и дискриминант, и дискриминация) происходят от латинского - «различающий». Дискриминант различает квадратные

уравнения по числу корней.

Давайте сейчас проверим наши умения и решим задания, которые предлагаются на самостоятельную работу. Решение можно записывать на этом же листе.

Вариант 1-А.

Вариант 2-А.

Решите квадратные уравнения:

Решите квадратные уравнения:

а) ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Квадратные уравнения
б) ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Квадратные уравнения

в) ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Квадратные уравнения
г) ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Квадратные уравнения

Укажите для каждого из них a, b, c. Найдите дискриминант, корни.

а) ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Квадратные уравнения
б) ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Квадратные уравнения

в) ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Квадратные уравнения
г) ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Квадратные уравнения

Укажите для каждого из них a, b, c. Найдите дискриминант, корни.

Один из корней квадратного уравнения ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Квадратные уравнения равен 4. Найдите число ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Квадратные уравнения.

Один из корней квадратного уравнения ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Квадратные уравненияравен 4. Найдите число ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Квадратные уравнения

Учитель: Обменяйтесь работами, сядьте, пожалуйста, за компьютеры и проверьте работы с помощью электронного тренажера.

Оцените работу своего товарища на этом этапе урока, заполните листы самооценки.


  1. Работа с электронным образовательным ресурсом «Квадратные уравнения» - 5 мин.

Учитель: предлагаю проверить свои знания и умения с помощью электронного тренажера № 45, который находится в нашей папке по теме урока. Вычисления можно выполнять на черновике. Если кому-то нужно повторить теоретический материал, то это можно сделать опорной схемой или с помощью этого тренажера.

Оцените свою работу на этом этапе урока, заполните листы самооценки.


  1. Словарь урока - 2 мин.

Учитель: возьмите, пожалуйста, карточки с пропущенными буквами. Это словарь нашего урока. Вставьте пропущенные буквы.

Проверка осуществляется с помощью слайда.

Оцените свою работу на этом этапе урока, заполните листы самооценки.


  1. Подведение итогов урока - 2 мин.

Учитель: Давайте подведем итоги. Выполнили ли мы те задачи, которые поставили в начале урока?

На каком этапе вы почувствовали эмоциональный подъём?

Какой этап урока вам показался скучным?

Я хочу закончить наш урок словами французского писателя Эмиля Золя «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».

Заполните листы самооценки и поставьте себе итоговые оценки. Объявите свои результаты.


  1. Домашнее задание - 1 мин.

Дома вам предлагается выполнить задание по карточке, которая состоит из трех частей, это повторение методов решения неполных уравнений. Слева вы увидите теоретический материал, посередине образец выполнения заданий и справа задания для самостоятельного решения. Желаю вам удачи!

Список использованной литературы:

1. Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2007.

2. В.И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. - М.: Просвещение, 2001.

3. Мордкович А.Г. Алгебра-8.Учебник. М.: Мнемозина,2004.

4. Звавич Л. И., Рязановский А.Р. Алгебра.8 класс: Задачник. М.: Мнемозина, 2004.

5. Ковалева Г. И. Уроки математики в 8 классе. Поурочные планы. Часть 2.- Волгоград: Гринина Е. С.,2003.-64с.

6. Энциклопедический словарь юного математика. Сост. Савин А.П. -

М.: Педагогика, 1985.

7. Математическая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985.

8.В.А.Онищук Урок в современной школе. - М.: Просвещение,1986.

9.Математика. 5-11 классы. Коллективный способ обучения: конспекты уроков, занимательные задачи / авт.-сост. И.В.Фотина. - Волгоград: Учитель,2009.

10.Математика.5-11 классы: игровые технологии на уроках / авт.-сост. Н.В.Барышникова. - Волгоград: Учитель, 2007.

© 2010-2022