- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по математики и истории (5 класс)
Конспект урока по математики и истории (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Левичева Г.М. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Основание греческих колоний
Интегрированный урок по истории и математике
в 5 специальном (коррекционном) классе VII вида
Учитель истории: Барышева Вера Анатольевна
Учитель математики: Левичева Галина Михайловна
Цель урока: Реализовать межпредметные связи истории и математики
Задачи урока:
Образовательные:
Формирование представлений учащихся по теме «Основание греческих колоний»
Введение новых исторические термины (Колония, Эллада, эллины);
Формирование умения работать с контурной картой;
Отработка умения нахождения дроби от числа на практических задачах;
Повторение решения задач на движение (расчет времени по скорости и расстоянию).
Развивающие:
Развитие элементов логического мышления;
Расширение общего кругозора учащихся;
Обогащение словарного запаса учащихся;
Развитие умения использовать терминологию в устной речи;
Развитие внимания;
Развитие интереса к истории и математике.
Коррекционные:
Коррекция нарушений внимания и восприятия
Повышение графической культуры учащихся;
Коррекция вычислительных навыков.
Воспитательные:
Воспитание аккуратности;
Воспитание интереса к познанию окружающего мира;
Повышение мотивации учебной деятельности по истории и математике.
План урока:
-
Организационный момент. (2 мин)
-
Вводная беседа (3 мин)
-
Работа над новым материалом:
-
Причины греческой колонизации (5 мин)
-
Направления греческой колонизации (5 мин)
-
Решение задачи на нахождение части от числа (5 мин)
-
Решение задачи на вычисление времени, зная скорость и путь (5 мин)
-
Система счисления Древней Греции (коррекционная работа) (5 мин)
-
Физкультминутка (3 мин)
-
Греческая колонизация и развитие торговли (5 мин)
-
Итог урока (2 мин)
Оборудование:
-
Дидактический материал для учащихся
-
Компьютерная презентация
-
Компьютер с большим экраном или мультимедийным проектором
-
Контурные карты
Ход урока:
-
Организационный момент.
Проверка рабочего места. (принадлежности учащихся: тетрадь, учебник, ручка, фломастеры, линейка, рабочий лист)
Сегодня у нас необычный урок - нам предстоит продолжить изучение Древнегреческой цивилизации, и с помощью математических навыков решить интересные практические задачи
-
Вводная беседа
В VIII -VI веках до н.э., когда в Греции возникали полисы, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Этот период называют Великой греческой колонизацией - временем, когда греки активно осваивали новые земли и основали множество колоний.
Итак, тема нашего урока «Основание греческих колоний» (слайд 1).
Вначале давайте выясним, что такое колония?
(ответы детей) (слайд 2)
Колония -это поселение людей, переселившихся из других мест.
-
Работа над новым материалом:
-
Причины греческой колонизации
Причины греческой колонизации: Запись тетрадь (слайд 3)
1. Острая нехватка земли из-за перенаселения полисов
2. Возникала угроза голода
3. Борьба между демосом, и аристократами
4. Наладить выгодную торговлю с другими странами
-
Направления колонизации
1..Обыяснение учителя. Работа с контурной картой (слайд 4)
Вывод: греки основывали свои колонии на побережье Средиземного и Черного
морей
-
Решение задачи на нахождение части от числа: (слайды 5,6)
Учитель математики:
Как вы выяснили, у греков было много причин для колонизации. Однако, в Греции были и такие люди, которые сами не отправлялись в долгие плавания, но выделяли это деньги с целью получения прибыли. Вот какая ситуация однажды произошла в древней Греции:
«Хисип ссудил Формиону 2000 драхм на плавание из Афин в Херсонес и обратно, чтобы получить прибыль в 2/5 этой суммы. Сколько Драхм должен вернуть Формион Хисипу?» (слайд 5)
Разбор задачи. У доски работает ученик
-
2000:5∙2= 400∙2=800 (драхм) - прибыль Хисипа
-
2000 + 800 = 2800 (драхм) - должен вернуть Формион
Ответ: Формион должен вернуть Хисипу 2800 драхм.
Молодцы. В Древней Греции система счисления была совсей иной, нежели та, которой мы с воми пользуемся сейчас. У греков не было цифр!!! А числа они обозначали с помощью букв алфавита. Давайте посмотрим на таблицу соответствия греческих букв числам: (слайд 6)
-
Решение задачи на вычисление времени, зная скорость и расстояние (слайд7)
Расстояние от Афин до Херсонеса 1080 км. Триера идет со скоростью 15 км/ч.
Сколько времени корабль будет в пути?
S = 1080 км
V = 15 км/ч
t = ?
-
1080 : 15 = 72 (ч)
-
72 : 24 = 3 (сут)
Ответ: 3 сут.
-
Система счисления Древней Греции (коррекционная работа)
Молодцы. В Древней Греции система счисления была совсей иной, нежели та, которой мы с воми пользуемся сейчас. У греков не было цифр!!! А числа они обозначали с помощью букв алфавита. Давайте посмотрим на таблицу соответствия греческих букв числам: (слайд 8)
Единицы
α
альфа
β
бета
γ
гамма
δ
дельта
ε
эпсилон
ϝ
дигамма
ζ
дзетта
η
эта
θ
тета
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Десятки
ι
йота
κ
каппа
λ
лямбда
μ
мю
ν
ню
ξ
кси
ο
омикрон
π
пи
ϙ
коппа
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Сотни
ρ
ро
σ
сигма
τ
тау
υ
ипсилон
φ
фи
χ
хи
ψ
пси
ω
омега
ϡ
сампи
100
200
300
400
500
600
700
800
900
Так например, если в мешочке находилось 543 драхмы, то на нем было написано «φ μ γ» (фи мю гамма)
Используя эту таблицу, запишите пожалуйста с помощью древнегреческой нумерации дату рождения Архимеда (Сицилия) - 287 г. До н.э (σ π ζ) сигма пи дзетта
А теперь задание наоборот: Год рождения Фалеса Милетского в древнегреческой записи - χ κ δ
(хи каппа дельта) какой это год? - 624 г. До н.э.
-
Физкультминутка (слайд 9)
Давайте представим, что мы с вами находимся на триере. Триера могла плыть благодаря тяжелому труду гребцов.
Итак взяли в руки весла и гребем, чтобы наш корабль плыл вперед. Разворачиваем триеру влево, затем вправо.
На каждом корабле находились дозорные, чтобы узнавать нет ли опасности, и как скоро будет достигнута суша. Итак, мы - дозорные: посмотрели влево, посмотрели вправо. Стряхнули руки, стряхнули ноги.
-
Греческая колонизация и развитие торговли
Учитель истории: продолжим наше изучение греческой колонизации. (слайд 10)
Греки создавали свои поселения на свободных землях, на берегу моря с удобной бухтой. Они укрепляли свои поселения крепостными стенами, опасаясь внешних врагов. Колонисты верили, что Боги помогают им преодолевать трудности и большое внимание уделяли строительству храмов. Вот так выглядел храм Гере на о.Сицилия.
Колонизация
Оказала большое влияние на развитие торговли.
Из городов Греции в колонии везли : (слайд 11)
-
Оливковое масло, вино
-
Изделия ремесла (оружие,вазы,статуи из мрамора, ткани)
Амфора - сосуд для хранения вина или масла
Из колоний в города Греции привозили: (слайд 12)
-
Пшеницу
-
Рабов
-
Мед
-
Шкуры животных
-
Итог урока.
Подведем итог: Что дала колонизация грекам: (слайд 13)
-
расширила знания древних греков. Они встретились со множеством новых для них народов, узнали об их обычаях, религии и культуре
-
способствовала развитию хозяйства и торговли, а также мореплавания. Росли и богатели новые города
-
заставила греков осознать себя единым народом, отличающимся от других народов. Греки стали называть себя эллинами, а свою страну - Элладой. Другие народы они называли варварами
Сегодня на уроке мы узнали:
По истории:
-
причины и значение греческой колонизации;
-
Новые слова: Колония, Триера, Амфора, Эллины, Эллада.
По математике:
-
О древнегреческой системе счисления;
-
Повторили решение задач на нахождение части от числа;
-
Рассчитали время, которое требовалось грекам, чтобы попасть из Афин в Херсонес.
Запишите в тетрадь домашнее задание:
с.144-149 параграф 132
Творческое задание : нарисовать греческую триеру.
Итак, наш урок подошел к концу. Спасибо всем за работу. Оценки за урок:.
Урок понравился?
В коробочку положите, пожалуйста жетон, показывающий цвет вашего настроения.
Тема урока: Основание греческой колонизации
Задача1
Хисип ссудил Формиону 2000 драхм на плавание из Афин в Херсонес и обратно, чтобы получить прибыль в 2/5 этой суммы. Сколько Драхм должен вернуть Формион Хисипу?
З
Расстояние от Афин до Херсонеса 1080 км. Триера идет со скоростью 15 км/ч. Сколько времени корабль будет в пути?адача 2
Задача 3
Единицы
α
альфа
β
бета
γ
гамма
δ
дельта
ε
эпсилон
ϝ
дигамма
ζ
дзетта
η
эта
θ
тета
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Десятки
ι
йота
κ
каппа
λ
лямбда
μ
мю
ν
ню
ξ
кси
ο
омикрон
π
пи
ϙ
коппа
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Сотни
ρ
ро
σ
сигма
τ
тау
υ
ипсилон
φ
фи
χ
хи
ψ
пси
ω
омега
ϡ
сампи
100
200
300
400
500
600
700
800
900
Пример 543 = φ μ γ (фи мю гамма)
Используя эту таблицу:
-
Сделайте древнегреческую запись даты рождения Архимеда (Сицилия) - 287 г. До н.э - …
-
Переведите древнегреческую запись числа и узнайте дату первых Олимпийских игр в Древней Греции ψ ο ϝ (пси омикрон дигамма)
1