Эссе Чему и как мы учим

Данная работа - это размышления о том, как мы учим и чему мы учим. Невозможно ни чему научить учащихся, если не привить интерес к изучаемому материалу. Математику относят к точным наукам, язык математики - это числа, выражения с переменными, различные абстрактные понятия и т. д. Очень часто дети просто боятся войти в мир математики, поэтому задача учителя помочь учащимся увидеть красоту математетики, понять , что заниматься математикой - это очень интересно. Занятия математикой развивают логичес...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Эссе на тему:

«Чему и как мы учим?»







МБОУ «СОШ № 33»

Учитель математики Лебедева Людмила Борисовна















г. Норильск, 2011



«Чему и как мы учим?»

«Человек приходит в этот мир,

чтобы постичь непостижимое и

достигнуть не достижимого…».

Рабиндранат Тагор

Чему, как и зачем учить математике? Учитель, кроме того, что он знает математику и передает эти знания ученику, должен привить ему любовь к математике и понимание ее красоты и логики. Это возможно, если вникнуть в суть индивидуальных особенностей и способностей школьника, научиться определять его личностное отношение к пониманию и применению приемов математического мышления и математической деятельности.

Прежде чем говорить, что учащимся следует привить любовь к математике, нужно ответить на такой сложный вопрос: а нужно ли изучать математику? Начнем со знаменитых слов М.В. Ломоносова: «Математику уже за тем учить следует, что она ум в порядок приводит». Мнение великого ученого, а также наблюдения за воздействием математического развития на становление личности людей разных профессий позволяют положительно ответить на поставленный вопрос. Характерно в этом отношении и мнение А.С. Пушкина: «Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии». Как же нужно было преподавать геометрию в Царскосельском лицее, чтобы привести А.С. Пушкина к такому выводу!

Значение слова «полюбить» в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля трактуется так: «Полюбопытствовать, любопытствовать, захотеть узнать что- либо». А в «Современном словаре русского языка» оно трактуется как «почувствовать мотив расположения к кому-либо, к чему-либо» или «почувствовать склонность, пристрастие к чему- либо». Очень важно научиться формировать эти чувства у учащихся.

На вопрос, обращенный к школьнику: «Нравится ли тебе учить в школе математику?», зачастую можно услышать отрицательный ответ. Особенно больно, когда это говорят ученики младших классов. Дело не в успехах на уроках математики, а в отношении к предмету, к математической деятельности, в понимании своих возможностей, в желании что-то сделать, двигаться вперед. В данном случае все зависит от помощи ученику в знакомстве с математикой и познании ее. Если эта помощь разумна и талантлива, то положительный результат будет обеспечен. К сожалению, такая помощь часто или не приходит или запаздывает.

Рецептов много. Вот что по поводу одного из них писал великий ученый прошлого Блез Паскаль: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным». Это особенно важно на начальных этапах изучения математики, где академизм и излишняя серьезность приводит к нежеланию ученика заниматься математикой.

Возникает множество вопросов, все ли ученики должны прекрасно успевать в школе по математике, все ли должны ее пылко полюбить, всем ли дано полюбить математику, что и как в этом отношении должны делать учителя и родители, и т. д.

Хорошо известно, что существуют математические способности, которые определяют степень интереса человека к математике. Учителю математики крайне важно уметь правильно выявить и оценить эти способности. Нельзя эффективно обучать математике, влиять на развитие личности ученика, не владея хотя бы самыми простыми приемами управления этими процессами. Однако важен не только процесс выявления способностей, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы развитие способностей не прекращалось. Уместно по этому поводу привести слова Сенеки: «Свои способности человек может узнать, только шлифуя их».

Главная задача учителя - привить любовь к математике, используя всю систему педагогических и психологических методов. Полюбить математику - значит полюбить математическое мышление, математическую деятельность, что вряд ли может придти само по себе. Учитель должен привить интерес к математике. Только интерес и удивление могут заставить учеников задуматься над тем или иным вопросом. Понимание приходит тогда, когда вместе с разумом работают чувства, порождая творческую активность.

За свою, длительную по времени, работу учителем математики встречались разные ученики. Но для себя всегда считала, что разнообразие приёмов, форм и методов, сменяемость видов деятельности на уроке, поддержание интереса различными способами, занимательные задания, практические и творческие работы, показывающие необходимость знания материала, соучастие в работе учителя самих обучающихся делают трудную работу по изучению предмета математики увлекательной и доступной. Когда видишь в глазах детей невидимые лучики, обращенные к учителю, полные понимания и интереса, то веришь, что профессия учителя замечательна, а предмет математики прекрасен.



© 2010-2022