- Преподавателю
- Математика
- Исследовательская работа «Проценты в жизни человека»
Исследовательская работа «Проценты в жизни человека»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абдуллина С.М. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конкурс научно-исследовательских работ
«Мое открытие»
Исследовательская работа
«Проценты в жизни человека»
По номинации: математика и информатика
Работу выполнил :Габдулгазизов Ильнар ,
ученик 7 а класса
МБОУ «Сармановская гимназия»
Руководитель:Абдуллина Сания
Миннемухаметовна ,
учитель математики
2013
1
Оглавление
Введение_____________________________________3
Основная часть
1.Понятие процента.___________________________5
2.Различные виды задач на проценты.____________6
3.Исследования_______________________________8
3.1.Задачи здоровье сберегающей направленности
3.2.Возрастной и количественный состав 7а класса
Заключение__________________________________9
Литература__________________________________10
2
Введение
«Учимся не для школы, а для жизни»
(Сенека).
Хочу рассказать о процентах. Оказывается, процент - очень интересное понятие в математике, нужное и полезное. Процент является важной характеристикой многих величин и явлений. Знак процента найдешь, практически, в любом учебнике, ими пестрят страницы газет и журналов. Правда есть исключение, но все же без процентов не обойтись в любой науке и в окружающей нас жизни. Мы часто читаем или слышим, что, например,
-рейтинг хит- парада равен 80 %;
-банк начисляет 10% годовых ;
-уровень инфляции составляет 7% в год, но, иногда не понимаем, о чем идет речь. Понимание процентов и умение производить ,процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку, так как прикладное значение этой темы затрагивает демографическую, экономическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Современная жизнь много преподносит математических головоломок, задач на проценты - это и банковские операции, расчет платежей по кредитам, и уплата штрафов, и расчет тарифов ЖКХ, расчет стоимости товара при распродаже, и подсчет голосов избирателей на выборах в процентах и т. д.
3
Цель работы: раскрыть практическую значимость знаний понятия «процент» и показать широту применения процентных расчетов в реальной жизни.
Гипотеза: процент имеет широкий спектр практической
направленности.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы были поставлены
следующие задачи исследования:
-изучить научную литературу по теме исследования.
-знать широту применения процентных вычислений в жизни;
-научиться решать основные задачи на проценты;
-провести статистическое исследование.
-Обобщить результаты работы.
Объектом исследования является изучение различных типов задач по теме «Проценты».
Предмет исследования: решение практических задач на проценты и процентное содержание, иллюстрирующих использование процентных расчетов в различных сферах жизнедеятельности человека.
Методы работы: поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, а также поиск необходимой информации в сети Интернет; практический метод выполнения вычислений при решении различных задач на проценты; анализ полученных в ходе исследования данных.
4
1.Понятие процента
Процент-сотая часть числа
Все в процентах выражаем,
Делим, множим, вычитаем.
От всего процент находим,
Все в проценты переводим.
Слово «процент» происходит от латинского «pro centum»,что буквально означает «на сотню», «со ста» или «за сотню». В популярной литературе возникновение этого термина связывается с внедрением в Европе десятичной системы счисления в 15- в. Но идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же величинах, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян.
Ряд задач клинописных табличек посвящен исчислению процентов, однако вавилонские ростовщики считали не «со ста»,а «с шестидесяти».Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню.
По видимому, процент возник в Европе вместе с ростовщичеством. Есть мнение, что понятие процент ввел бельгийский ученый Симон Стевин. В1584г. он опубликовал таблицы процентов. Употребление термина «процент» в России начинается в конце18в.Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках.
5
Затем область их применения расширилась, проценты
встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике.
Интересно происхождение обозначения процента. Существует версия, что знак % происходит от итальянского pro cento(сто), которое в процентных расчетах часто сокращенно писалось cto. Отсюда путем дальнейшего сокращения в скорописи буква t превратилась в наклонную черту(/),возник современный знак процента.
Также есть предположение, что знак % возник в результате опечатки. В Париже в 1685г. была напечатана книга-руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик напечатал знак %.
2.Различные виды задач на проценты
Для успешного решения задач на проценты полезно:
-знать определение процента:1%=0,01=1/100; Р%=0,01Р=р/100;
-уметь переводить проценты в десятичную или обыкновенную дробь;
-помнить, что:50% величины - это ее половина,50%=0,5=1/2
25% величины - это ее четвертая часть,25%=0,25=1/4
20% величины - это ее пятая часть,20%=0,2=1/5
10% величины - это ее десятая часть,10%=0,1=1/10
40% величины - в 4 раза больше, чем 10%
100%=1;12,5=0,125=1/8;200%=2;5%=0,05=1/20
1)Определение процента от числа
Найти:15% от 140.
6
Решение:15%=0,15; 140*0,15=21.
Ответ:21.
2)Определение числа по известной его части, выраженной в процентах
Найти число, если 12% его равны 60.
Решение:12%=0,12; 60:0,12=500.
Или : х- данное число;
0,12х=60;
х=500.
Ответ:500
После рассмотрения этих простейших задач можно рассмотреть задачи типа:
3)На сколько процентов 20 больше 12?
4)На сколько процентов 12 меньше 20?
Решение:
3)((20-12)*100%)/12=66 целых2/3%
4)((20-12)*100%)/20=40%
5)Что пройзойдет с ценой товара,если сначала ее повысить на 25%,а потом понизить на 25%?
Решение:
Пусть цена товара х руб.
1)х+о,25х=1,25х;
2)1,25х-0,25*1,25х=0,9375х
3)х-0,9375х=0,0625х
4)0,0625х/х*100%=6,25%
Ответ: первоначальная цена товара снизилась на 6,25%
7
3.Исследования
3.1.Задачи здоровье сберегающей направленности
1.Неразумный молодой человек выкуривает в день пачку сигарет по цене 70 р. Какой процент своего месячного заработка (в месяце считать 30 дней) он тратит на сигареты, если зарабатывает 15000 рублей в месяц?
Решение: 15000р.-100% 70р.*30=2100р.
2100р. - ?%
2100*100:1500=14 (%) Ответ:14%
2.Курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни курящих людей, если средняя продолжительность жизни в России 56лет.
Решение: 56лет-100% 100-15=85(%)
?%-85%
56*85:100=47,6(лет).
Кто же подает плохой пример детям?
-Взрослые.
Дети рожденные в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями ,хроническими воспалениями, также они становятся пассивными курильщиками, если взрослые курят при детях.
3.Средний вес новорожденного ребенка 3кг 300г.Если у ребенка был курящий отец, то его вес будет меньше среднего на125г;если курящая мать- меньше на 300г.Определите,сколько процентов в весе теряет новорожденный, если: а)курит мама, б)курит папа. Ответ округлить до единиц.
8
Решение: а)3300г-100%
125г- ?% 125*100:3300-приближенное значение 4.
Б)3300г-100%
300г- ?% 300*100:300- приближенное значение 9
Ответ: а) 4%; б) 9%
3.2.Возрастной и количественный состав 7 а класса
-
1999г
2000г
2001г
Всего
Девочки
нет
8
Приб.
48%
1
приб.
6%
9
Приб.
54%
Мальчики
1
приб.
6%
5
Приб.
30%
2
Приб.
12%
8
Приб.
48%
Всего
1 приб.
6%
13
приб.
78%
3 приб.
18%
17
100%
Заключение
В своей работе я показал применение понятия процента при решении реальных задач только из некоторых сфер жизнедеятельности человека.
В ходе своего исследования я пришел к выводу, что проценты помогают нам:
-грамотно разбираться в большом потоке информации;
9
-правильно вкладывать деньги;
-решать математические задачи.
Трудно назвать область, где бы не применялись проценты. Как известно, выводы опираются на анализ. Люди не знают более удобного способа анализировать, чем процентный, который наиболее точен и прост в применении.
Литература
1.Алгебра 7.-М.:Мнемозина,2007
2.Энциклопедический словарь юного математика/сост.7-68
Савин А.п.-:Педагогика,1989.
3.Математика 8-9 классы: сборник элективных курсов/авт.-сост. Сагателова Л.С., Студеницкая В.Н. -Волгоград:Учитель,2006.
4.Математическая шкатулка: Пособие для учащихся.-М.:Просвещение,1984.
5.АлимоваТ.А.:Сборник заданий по математике на тему здоровье.5-9 классы: Методическое пособие:М.:2003
6.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому экзамену. Математика- М.: Интеллект-центр. Денищева Л.О, Глазков Ю.А. и др.,2005
10