На тему Профилированная школа в концепции школьного математического образования

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профилированная школа в концепции школьного математического образования

Изучение основ математики в современных условиях становится всё более существенным фактором для социальной адаптации молодого поколения.

Из своего опыта могу выделить три важных тенденции, которые можно наблюдать в современной системе образования:

  • понимание педагогической общественностью необходимости математического образования для всех школьников;

  • стремление включить математику как предметную дисциплину в учебные планы на всех ступенях обучения;

  • глубокая дифференциация математической подготовки на разных уровнях: учебных занятиях, организации соответствующих профилей, ведении элективных и развивающих курсов по математике.

Математическое образование есть благо, на которое имеет право любой человек, и обязанность общества - предоставить каждому возможность воспользоваться этим правом.

Я считаю, что математическое образование должно строиться с учётом следующих принципов:

  • непрерывность, т.е. изучение математики на протяжении всех лет обучения в школе;

  • преемственность, предполагающая учитывать накопленный положительный опыт в математическом образовании на различных ступенях образования;

  • вариативность методических систем, предусматривающая возможность изучения математике на основе базового курса с применением различных научно-методических подходов;

  • дифференциация обучения , позволяющая учащимся получать математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными психо-эмоциональными, интеллектуальными, возрастными особенностями (уровневая дифференциация) и предусматривающая возможность выбора типа математического образования в среднем и старшем звене (профильная дифференциация).

Эти принципы, по моему мнению, создают предпосылки для гармоничного сочетания в обучении интересов личности и общества, для реализации идеи личностной ориентации обучения в целом, и математического образования в частности.

Проработав учителем математики в старшей школе длительное время, могу, выделить следующие цели школьного математического образования:

  • приобретение учащимися конкретных математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения гуманитарных, естественнонаучных, социальных дисциплин, для продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие подрастающего поколения, формирование качеств мышления, характерных для профессиональной деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;

  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике, как о форме описания и методе познания действительности;

  • осознания математики как части общечеловеческой культуры, представления о значимости этой науки в развитии человеческой цивилизации и современного общества.

Именно различие этих целей определяет социально-психологическую необходимость личностной направленности обучения, которая обеспечивает каждому учащемуся возможность выбора индивидуальной образовательной траектории , определяемого личным целевым вектором.

В теоретическом лицее г. Рыбницы базовая ступень предполагает начало осуществления профильной дифференциации в 7-м и 10 -м классах, что по сути соответствует ориентационному и основному этапу углублённого изучения предмета. В системе профильного обучения математике изменяются, в частности, критерии значимости изучаемого содержания за счёт введения, по крайней мере, одного нового параметра, исходя из внутренних потребностей профильной организации образования.

Профильное образование в данном случае выступает средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации общеобразовательного процесса, более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными запросами и намерениями в отношении продолжения образования.

Сам переход к профильному обучению преследует следующие

цели:

  • обеспечение углублённого изучения отдельных предметов программы полного общего образования;

  • создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников, широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся, в соответствии с их способностями и потребностями;

  • расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

С точки зрения обучения математике все сколь угодно разнообразные профили объединяются в три направления - в зависимости от роли, которую играет в них математика: общеобразовательное, общенаучное и математическое.

Для общеобразовательного направления предполагается изучения математике по курсу А. Специфической особенностью этого курса является выраженная направленность на его освоение человеком со склонностью к изучению гуманитарных дисциплин, т.е. специальная ориентация на умственное развитие личности , на знакомство с математикой как с областью человеческой деятельности, на формирование тех знаний и умений, которые необходимы для свободной ориентации в современном мире.

Для общенаучного направления предполагается обучение математике по курсу В. Здесь на первый план выходит изучение наук методами математического моделирования. В естественных науках главную роль играют количественные описания реальных процессов, для исследования которых необходимы традиционные разделы математики.

В гуманитарных науках наибольшее значение имеют структурные модели, построение и исследование которые требует привлечения разделов дискретной математики (например, построение грамматических моделей в лингвистике).

Для математического направления предполагается изучение математики по курсу С. Соответствующий курс должен обеспечить учащимся не только возможность поступления в любое высшее учебное заведение по специальности, требующей высокого уровня знаний по предмету, но и создать условия для успешного обучения в соответствующем ВУЗе.

В настоящее время этот уровень апробируется, прежде всего как форма вступительных экзаменов в соответствующие высшие учебные заведения. Активно внедряемый сейчас в общеобразовательный процесс единый государственный экзамен, при котором сама система вступительных экзаменов теряет смысл, по существу, мало, что способен изменить в этом отношении: дело не в форме экзамена, а в его содержании, в требованиях к подготовке учащихся, которые предъявляет абитуриентам тот или иной ВУЗ.

Если объективно оценивать ныне существующие материалы единого государственного экзамена по математике, то мне кажется, что их создателям предстоит трудный выбор между требованиями ВУЗов знаний по математике в контексте процесса обучения (а не вступительных экзаменов в ВУЗы), и реальными возможностями подготовки учащихся для выполнения этих требований в общеобразовательных и профильных школах.


© 2010-2022