Концепция Развитие интереса к математике

Содержание.   1. Актуальность. 2. Теоретические  основы развития интереса. 3. Современные образовательные технологии. 4. Методы и формы работы. 5. Результативность, выводы. 6. Заключение. 7. Литература.         Наибольшее развитие система естественно – математического образования в России, успехи которой вывели нашу страну в разряд великих мировых держав, получила в 1960-1970 годах. Для России проблема качества математического образования приоритетна в силу многих причин. В условиях научно – тех...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Концепция на тему:

« Развитие интереса к математике»







Учитель математики I КК.

Гостева Валентина Владимировна.



Содержание.

1. Актуальность.

2. Теоретические основы развития интереса.

3. Современные образовательные технологии.

4. Методы и формы работы.

5. Результативность, выводы.

6. Заключение.

7. Литература.











1.Актуальность.

«…учение, лишенное всякого интереса и взятое

только силой принуждения… убивает в ученике

охоту к обучению, без которого он далеко не уйдет».

К.Д.Ушинский

Наибольшее развитие система естественно - математического образования в России, успехи которой вывели нашу страну в разряд великих мировых держав, получила в 1960-1970 годах. Однако в последние годы система образования в области математики постепенно сдает свои позиции. По данным второго международного исследования знаний учащихся по математике и естественным наукам, которые проводились в 1990-1991 годы, наши школьники занимали по качеству знаний 4-5 места, а по результатам третьего международного исследования - 16 место. И положение с тех пор не улучшилось. Для России проблема качества математического образования приоритетна в силу многих причин. В условиях научно - технического прогресса в стране продолжается рост высокотехнологичных производств, что потребует еще более высокого научного уровня подготовки по естественно - математическим дисциплинам в большинстве профессий, ориентированных на производство.

«Главная задача российской политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства через развитие интереса к предмету». (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393).

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. Чаще всего учитель ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации, тем самым искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Педагог М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам». Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новыми знаниями.


В связи с этим развитие интереса учащихся к учению относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики и требует новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания форм и методов. Цель моей педагогической деятельности: выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия развития интереса школьников к учению, способствующих повышению качества знаний по математике, а также обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности.

2. Теоретические основы развития интереса.

«Интерес - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» И. В. Метельский. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления.

Интерес - это избирательная направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов (С.Л. Рубинштейн).

Интерес - это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон).

Социальные основы теории интереса рассмотрены в исследованиях А.С. Айзикович, Г.И. Гак, Г.Е. Глезерман, М.И. Здравомыслова, Г.П. Карамышева, В.Г. Нестерова и др. В трудах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, В.Г. Бондаревского, М.А. Данилова, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернер, М.В. Матохиной, М.Н. Скаткина и др. Выявлены основные источники формирования интереса учащихся при изучении предмета (содержание материала; организация деятельности учащихся; отношения, складывающиеся как между учителем и учениками, так и между учащимися); освещены психологические аспекты этой проблемы; исследованы роль некоторых форм и средств организации деятельности учащихся, с целью формирования интереса к учению.

По отношению к математике эти вопросы рассмотрены в исследованиях Г.А. Бокаревой, О.С. Гребенюк, В.А. Крутецкого, В.Н. Кузнецова, Я.Э. Малкова, Ф.К. Савиной, Г.П. Тикиной и т.д.

3. Современные образовательные технологии.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.


В своей работе использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании

творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучающихся.
Технология уровневой дифференциации
Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. На уроке я использую разноуровневые карточки. Сильные ученики утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.
Проблемное обучение

Проблемно - развивающие задания активизируют мыслительную деятельность учащихся на уроках математики. С этой целью на уроке геометрии детям была предложена следующая задача: Можете ли вы с помощью линейки, циркуля и транспортира построить треугольник, если известны длины двух его сторон? Выберите сами числовые значения для решения этой задачи. Будут ли равны построенные вами треугольники? Можно ли на основе результатов решения данной задачи сформулировать еще один признак равенства треугольников?
Задачи целесообразно использовать при переходе от теории к практике и наоборот.

Исследовательские методы в обучении
Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности ученика этой деятельностью, и от умения ее выполнять. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую. Игровые технологии
Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас понятий, даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием.

Тестовые технологии

Тесты являются экономной, целенаправленной и индивидуальной формой контроля. С их помощью выявляются пробелы в знаниях, проверяется, насколько осознанно учащиеся владеют теоретическим материалом, как умеют применять его на практике.
Зачетная система
Зачётная система позволяет индивидуально по времени выбрать траекторию


изучения материала.

Групповая технология
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом обучающийся может побывать в роли

учителя и в роли отвечающего. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Обучающиеся при этом чувствуют себя комфортно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает благоприятную для обучения обстановку.
Технология модульного обучения
В качестве примера можно рассмотреть решение стереометрической задачи, предложенную ученикам 11 класса: В наклонной призме АВСА1В1С1 все ребра равны. Углы ВАА1 и САА1 равны 60º каждый. Найдите площадь боковой поверхности призмы, если расстояние от точки В до плоскости А1В1С равно 5Концепция Развитие интереса к математике

Как видно из решения, сначала на этапе использовалась абстракция мысленного выделения из тела наклонной призмы правильного тетраэдра, затем после изолирующей абстракции был найден новый объект - правильная четырехугольная пирамида. Наконец, на заключительном этапе в рамках синтеза была применена абстракция отвлечения целого, т.е. вернулись к прежнему объекту, но уже на новом информационном уровне - в результате моделирования было найдено дополнительное условие (конкретизировано заданное расстояние в виде отрезка ОВ).
Информационно-коммуникационные технологии

В своей работе я часто использую информационные технологии. Тестирование проводится полностью в режиме диалога ученика с компьютером. На сегодняшний день информационно - коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность и интерактивность. Для этого провожу уроки- презентации, использую интерактивные тесты.

Здоровьесберегающие технологии
При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда


(подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.
4. Методы и формы работы.
Методы и формы работы можно разделить на урочные и внеурочные.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Формы и

приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным

разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию.

Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависят от методических приемов, которые выбирает учитель. С этой целью я использую нетрадиционные формы проведения уроков: урок-путешествие, КВН, урок-сказка, урок - самоуправление, урок-игра и т.д. Элементы игры, которые я включаю в урок, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости, удовлетворенности, чувства коллективизма. Часто использую на уроках исторический материал. Эффективность использования исторических сведений во многом зависит от их содержания. Содержание может быть различным. Здесь я учитываю возрастные особенности учащихся, подготовку учащихся к восприятию нового материала, образовательную и воспитательную ценность материала.

На уроках прослеживается связь с другими предметами. Провожу интегрированные уроки: «Особенности вод нашей местности» (география, алгебра.6кл.), «Солнечная система». На уроке «История нашего села Губари» (7кл.) знакомила с историческими датами образования нашего села. Провожу с детьми уроки-презентации:«Счастливый случай», «Решение задач с помощью уравнений», «Пик знаний», «Применение непрерывности».

В 10-11классах провожу элективные курсы: ««Уравнения и неравенства, содержащие неизвестную под знаком модуля», «Решение уравнений, систем уравнений и неравенств с параметром», «Пропорция и симметрия», «Аналитическая геометрия». Основными формами организации занятий являются: доклады, лекции, сообщения, рефераты, самостоятельная работа в решении задач, анкетирование. Обобщением элективного курса является выполнение исследовательских проектов.

Большое значение в моей работе для развития познавательных навыков учащихся имеет научно-исследовательская деятельность: «Число π», «Площадь листьев» и др. Когда речь идет о проектной деятельности, индивидуальной или групповой, необходимо, чтобы целью познавательных


действий учащихся было не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого содержания, т. е. активное применение получаемых знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического.

Изменение форм обучения влечет за собой изменение в системе контроля. Она становится более гибкой, позволяющей, с одной стороны, организовать контроль знаний, умений и навыков, а с другой стороны - находить возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащегося. Нетрадиционные формы тематического контроля

частично повторяют уже известные, но существенно отличаются учетом эмоционального состояния ученика, зачастую игровой формой работы, более широкими возможностями развития памяти, внимания, мышления школьника, воспитания каждой личности и коллектива в целом. В своей работе я использую такие формы контроля, как зачет- «Вертушка», «Танграм», математические диктанты, дидактические игры «Сложи фигуру», ребусы, кроссворды, математичекие рефераты, сказки и многие другие игры, а также использую общественный смотр знаний.

Развитие интереса к математике происходит также на внеклассных мероприятиях: КВН, викторины, олимпиады, беседы, игры- состязания, вечера и т.д. Проводится ежегодно неделя математики. Организован ежемесячный выпуск стенгазеты. Дети самостоятельно подбирают статьи для математической газеты, составляют кроссворды, ребусы, математические сказки, стихи, песни. Разнообразие внеурочной работы по математике поддерживает интерес учащихся. Успехи победителей поощряются. Провожу факультативы в 5-8 классах: «За страницами учебника математики», «Решение математических задач с экологическим содержанием», «Связь математики с другими науками и природными явлениями». Регулярно проводимые занятия дают возможность разрешить основную задачу: как можно полнее развивать потенциальные творческие способности каждого ученика, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала, повысить уровень математической подготовки учащихся. Внеурочные занятия с учащимися с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики. Внеклассная работа создает большие возможности для решения воспитательных задач, стоящих перед школой (в частности, воспитание у учащихся настойчивости, инициативности, воли, смекалки). Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями


математической науки. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.

Интерес к изучаемому предмету выступает и как сильное средство обучения, обладающее способностью распространяться от учителя или ученика, проявляющего повышенный интерес, к другим ученикам. Так, увлеченность учителя вызывает ответную реакцию учеников, и, наоборот - скучное объяснение учителя или вялый ответ ученика приводит к снижению интереса всего класса. Поэтому мне необходимо стремиться не только к тому, чтобы мои объяснения, но и ответы учеников были интересными и увлекательными.

5. Результативность, выводы.

Результаты проведенного тестирования по определению уровня развития интереса учащихся к различным предметам.


9 класс 2012-2013 уч.год

10класс 2013-2014 уч.год


Уровень качества знаний учащихся с 5 по 10 класс.




В результате

  • учащиеся имеют представление о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • владеют математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  • понимают значимость математики для научно- технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;

  • у учащихся развито логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, критичность мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе.


6. Заключение.

Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. Когда учащиеся познают все новые и новые для него стороны деятельности, видят перспективы развития науки и возможности приложения ее к практике, когда его учение носит творческий характер, то его познавательные интересы расширяются и углубляются. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия и увлеченности.

Результаты проведенной мною работы убедили меня в необходимости дальнейшей работы по формированию развития интереса учащихся, так как на сегодняшний день она не утратила своей актуальности.





7. Литература.

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.

  2. Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст]: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: Минобразования, 2001. - 72 с.

  3. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников.- М.,1986

  4. 3.studmed.ru›Учебные материалы›document47303/cc1

  5. Приложение А «Конспекты внеклассных занятий для развития учебно-познавательного интереса к математике».

  6. Калинин Д. Математический кружок. Новые игровые технологии [Текст] // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2001. - №28.

  7. Самойлик, Г. Развивающие игры[Текст] // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2002. - №24.

  8. Шаталов, Г. Способы повышения мотивации обучения [Текст] // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2003. - №23.

  9. 7.Ф.Ф.нагибин «Математическая шкатулка», Москва- 2006г.

  10. 8.Готовимся к олимпиадам по математике: учеб.-пособие/А.В.Фарков.-5-е изд., стереотип.-М.:Издательство «Экзамен»,2010.-158,[2]с.

  11. 9.Левитас Г.Г.. Нестандартные задачи по математике в 7-11 классах.-М.:ИЛЕКСА, 2012.-64с.

  12. belmathematics.by/stati/291- Интерес к математике.
































11


© 2010-2022