- Преподавателю
- Математика
- Урок по теме Симметрия
Урок по теме Симметрия
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Грикупелис С.А. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Симметрия как математическая основа отражения красоты окружающего мира.
Метапредметные категории: красота, гармония, равновесие, движение, изменчивость.
Цели занятия:
-
Познакомить учащихся с удивительным математическим явлением - симметрия, научить «видеть» симметричные предметы в окружающей обстановке, определять, сколько осей симметрии имеет каждая фигура.
-
Определить роль симметрии в жизни и практической деятельности человека.
-
Развитие кругозора учащихся, привитие бережного отношения к природе, познавательного интереса
Межпредметные связи: русский язык, искусство, биология, спорт, экология, физика, химия
Ведущая технология обучения: технология развития критического мышления
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Стадия вызова.
Я рада вас всех видеть. Чтобы начать работу, проверим, всё ли готово к уроку.
Класс готовится для работы, включаются в деловой ритм.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из красивейших математических понятий. О каком именно вы узнаете, прочитав высказывание (слайд 1)
Учащиеся высказывают своё мнение.
Учитель сообщает, что темой урока будет «Красота и симметрия» (слайд 2)
Учащиеся записывают тему в путеводный лист (приложение 1)
- Тема симметрии очень тесно связана с нашей жизнью. Давайте заполним схему, в которой отражено, с какими понятиями связана симметрия.
По мере изучения материала, учащиеся заполняют схему:
В середине записывают слово «симметрия»
А помогут нам в этом следующие слайды: (слайд 3)
- Какой из этих рисунков обладает симметрией, а какой нет?
- Почему вы так решили? Как бы вы описали словами первый рисунок?
- Первый обладает.
- Он более правильный. (Симметрия - это правильность)
(слайд 4)
- Какой из этих рисунков вы считаете более законченным, а какой хочется дорисовать?
- Первый закончен. (Симметрия - это завершенность)
(Слайд 5)
- Какой из этих бабочек проще летать? (той, у которой крылышки здоровы, или у которой крыло раненое)
- Той, у которой крыло здорово. (Симметрия - это равновесие или устойчивость)
(Слайд 6)
- Какой из этих пейзажей создает атмосферу умиротворенности?
- Первый. (Симметрия - это спокойствие)
(Слайд 7)
- А как одним словом можно назвать равновесие, спокойствие, завершенность и правильность?
- Красота или гармония.
- Ребята, мы увидели, как много окружающих нас понятий тесно взаимосвязаны с понятием симметрии. И мы уже кое-что о ней знаем. Давайте вспомним эти сведения и ответим на несколько вопросов. Они представлены у вас в виде таблицы (слайд 8)
1. Существуют только центральная и осевая симметрии
2. Существуют геометрические фигуры не обладающие симметрией
3. В русском языке и литературе тоже встречается симметрия
4. В любой науке есть симметрия
5. Если бы всё окружающее обладало симметрией - мир был бы совершенным
Учащиеся отвечают на предложенные вопросы, используя имеющиеся у них знания и личный опыт. Тем самым происходит актуализация знаний учащихся перед изучением новой темы.
II. Стадия содержания
- Ребята, когда мы впервые говорили о симметрии, я рассказывала вам, что существуют два основных вида симметрии - центральная (с которой мы и знакомились на предыдущем уроке) и осевая. На самом же деле всю симметрию можно разделить на три различных вида (слайд 9):
По ходу рассказа учителя, учащиеся заполняют схему в путеводных листах (приложение 1):
Они схематически изображают рисунки, отражающие специфику каждого вида симметрии.
- Ребята, как вы думаете, где наблюдается каждый из рассмотренных видов симметрии? (слайд 10)
Учащиеся предлагают свои варианты предметов из жизни, обладающих различными видами симметрии.
Затем учитель обобщает их предположения и демонстрирует слайд с предметами наиболее ярко отражающие тот или иной вид симметрии.
- Ребята, а как же быть с центральной симметрией? Мы ведь её прошли, значит она есть… Так почему же для неё не выделено особого вида?
- Потому что при центральной симметрии одно изображение получено из другого путем поворота на 180°, а значит, она относится к поворотной симметрии.
- Всё верно. Молодцы! Сегодня ребята мы рассмотрим более подробно осевую симметрию (слайд 11).
жизни она имеет другое название, а какое именно вы мне скажете, когда проведете небольшой эксперимент.
У вас на столах имеется рисунок с половинкой бабочки и зеркало. Передвигая зеркало различным образом добейтесь того, чтобы бабочка стала целой.
Учащиеся выполняют задание и поставив зеркало на ось симметрии добиваются нужного эффекта (приложение 2):
- Так как же иначе можно назвать осевую симметрию? (слайд 12)
- Зеркальная симметрия.
- Назовите мне предметы из окружающей нас обстановки, обладающие зеркальной симметрией?
Учащиеся называют прежде всего предметы имеющие вертикальную ось симметрии.
- А есть ли что-то в окружающей нас обстановке, что обладает горизонтальной осью симметрии? (слайд 13)
- Отражение в воде.
- Но оси симметрии могут быть не только вертикальными и горизонтальными, и некоторые фигуры могут иметь не одну, а несколько осей симметрии. Я предлагаю вам сейчас поработать в парах и узнать, сколько осей симметрии имеют изученные нами геометрические фигуры (слайд 14)
Учащиеся работают в парах, сгибая вырезанные фигуры (приложение 3) и записывая количество осей симметрии, которое при этом получится в специальную таблицу в путеводном листе (приложение 1)
Затем совместно с учителем происходит осуждение полученных результатов.
(детей очень удивляет тот факт, что некоторые фигуры вовсе не обладают осями симметрии, а некоторые обладают бесконечным множеством осей симметрии)
- Ребята, в школе вы изучаете много очень интересных и важных предметов. Но два из них всё же считаются основными и обязательными. Что это за предметы?
- Математика и русский язык.
- В математике симметрия есть. Мы в этом только что убедились. А есть ли симметрия в русском языке?
- Да. В буквах алфавита
Учитель демонстрирует слайды, подтверждающие теорию ребят (слайды 15-18):
- Сейчас я предлагаю вам воспользоваться алфавитом русского языка и выписать те буквы, которые обладают вертикальной, горизонтальной и обеими осями симметрии.
Учащиеся работают на путеводных листах. Затем осуществляется совместная проверка.
- Помимо букв некоторые слова русского языка так же обладают осями симметрии (слайд 19):
Учащиеся приводят свои примеры слов обладающих вертикальной и горизонтальной симметрией. Учитель обращает внимание ребят, что для слов, обладающих вертикальной симметрией существует специальное название: слова-перевертыши или палиндромы.
- А где же в литературе встречается симметрия? (слайд 20)
- В стихах.
- А в других науках есть симметрия?
Давайте рассмотрим несколько различных наук и подумаем, где там есть симметрия (слайды 21-25)
Учащиеся приводят свои примеры и аргументируют свои ответы
Учащиеся высказывают своё мнение по поводу каждой из предложенных наук. Учитель демонстрирует слайды, подтверждающие их предположения.
Учитель обращает внимание на то, о чем они с учащимися говорили в начале урока, когда составляли кластер понятия симметрия. Симметрия - это равновесие и гармония.
- В экологии существует заповедь: «всё связано со всем»; в экономике: чем больше спрос, тем больше предложение; в правоведении: чем серьезнее правонарушение, тем строже должно быть наказание. Иначе равновесие будет нарушено.
У учащихся не вызывает затруднения найти симметрию в архитектуре, биологии, физике (учитель знакомит учащихся с сообщающимися сосудами), химии (кристаллы, снежинки), спорте (учитель обращает внимание не только на спортивный инвентарь, но и на присутствие симметрии в различных видах спорта - синхронное плавание, фигурное катание)
Наибольшее затруднение вызывают у учащихся поиск симметрии в таких науках как экология, экономика, правоведение.
- Наряду с понятием симметрии появляется понятие асимметрии. Это нарушение равновесия (слайд 26).
Учащиеся высказывают своё мнение по поводу асимметрии.
III. Стадия рефлексии
- Ребята, сейчас мне бы хотелось, чтобы вы вернулись к тем вопросам на которые вы отвечали в начале урока. Изменилось ли ваше мнение в каких-то вопросах. Там есть второй столбик. Запишите, пожалуйста, какие ответы вы бы дали сейчас.
Учащиеся вновь возвращаются к вопросам и отвечают на них с использованием тех знаний, которые они получили на этом уроке.
Они замечают, что на последний вопрос они не получили конкретного ответа.
- Последний вопрос был таков: Если бы всё окружающее обладало симметрией - мир был бы совершенным? Как вы считаете?
Мнения учащихся разделяются. Но большинство считает, что мир был бы скучным.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что отсутствие симметрии - это отсутствие равновесия, но вовсе не отсутствие красоты и демонстрирует несколько асимметричных зданий, которые вызывают восхищение.
- Какой же вывод можно сделать? (слайды 27-28)
Учащиеся отвечают, что красота и гармония достигается путем сочетания симметрии (правильности, равновесия) и асимметрии (индивидуальности и движения)
В качестве домашнего задания учащиеся должны сделать творческую работу «Симметрия и асимметрия» (для закрепления этих понятий) (слайд 29)
Если позволяет время, можно провести рефлексию, используя методику 6 шляп (слайд 30):