СТАТЬЯ на тему: Информационные технологии

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационные технологии

глазами методиста


В своем выступлении Болотов В.А- вице-президент Российской академии образования отметил, что «…если все учителя - предметники не будут активно и постоянно использовать компьютер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинемся с мертвой точки. Ребенок должен осознавать необходимость информационно-коммуникационных технологий при изучении других предметов, а эту мотивацию ему может создать только учитель-предметник. Только тогда мы достигнем успеха в решении поставленной перед нами задачи…»

Воспитание, обучение и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Сегодня вся работа в образовательных организациях, Управлении образования строится исходя из основной задачи - переход на новые ФГОС. А решение этой задачи напрямую связано с активным внедрением информационно-коммуникационных технологий во все звенья образовательной сферы.

Успешное решение проблем информатизации образования в решающей степени зависит от уровня готовности педагогов к использованию современных информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в своей профессиональной деятельности.

Одним из приоритетных направлений в работе как администрации образовательной организации, так и методической службы Управления образования является ИКТ - компетентность педагога, которая служит показателем уровня его квалификации.

Моей целью, как методиста, является повышение теоретического уровня и педагогической квалификации работников ОО, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, оказание действенной помощи учителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников.

Чтобы достичь этой цели необходимо решить ряд задач:

  • создавать условия для повышения квалификации педагогических работников;

  • активизировать работу учителей по подготовке материалов к публикациям, по участию в мероприятиях городского, муниципального, республиканского и федерального уровней;

  • оказывать методическую помощь, в том числе и по вопросам применения ИКТ;

  • организовать научно-методическую работу учителей.

Как показывает практика, наличие средств ИКТ не решает вопрос по их эффективному применению. Одной из причин является неготовность педагогов к инновациям, в том числе и к внедрению ИКТ, ещё одна причина - это старение педагогического коллектива.

Педагогические коллективы обновляются, вливаются новые кадры, которые плохо, а иногда и совсем не владеют компьютером. Таким образом, возникает необходимость непрерывного повышения квалификации педагогов по вопросам использования ИКТ в своей деятельности. Вот здесь и выходит на первый план методическая служба.

В образовательных организациях наметились благоприятные тенденции: совершенствуется материально-техническая база (но для более качественного использования ИКТ компьютер с выходом в Интернет, локальную сеть необходим в каждый кабинет), формируется корпоративный стиль презентации при представлении опыта образовательной организации на различных уровнях, расширяются знания педагогических кадров в области информатики и интерактивных технологий.

Методист сам должен стремиться к такому уровню владения ИК-компетенцией, чтобы уметь находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах на основе ИКТ для решения профессиональных задач. Всё вышеперечисленное требует и от самого методиста непрерывного повышения своей квалификации.

Использование ИКТ в работе методиста можно рассматривать в нескольких направлениях:

  • Во-первых, это различные виды переписки и консультирования с руководителями ГМО (далее Городское методическое объединение), руководителями ШМО (далее Школьное методическое объединение), специалистами Минобразования, осуществляемые методистом по электронной почте.

  • Во-вторых, непосредственно в деятельности методиста на рабочем столе (работа с документами, составление диаграмм, схем, презентаций; работа с информационными ресурсами, поисковыми системами, электронной почтой).

  • В ─ третьих, это участие в дистанционных семинарах, конференциях и конкурсах.

  • В ─ четвертых, общение в специализированных чатах или форумах.

  • В ─ пятых, методическая поддержка работников образовательных организаций по вопросам применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе, повышение ИКТ-компетентности педагогических работников.

  • В ─ шестых, ответы на вопросы в рамках форума на учительской странице, и, наконец, сетевые занятия.

Рассмотрим направления и используемые формы работы с педагогами школ по формированию информационной компетентности и активизации их деятельности по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Моя методическая работа организована по следующим направлениям:

  1. Организация специализированного повышения квалификации и курсовой переподготовки педагогов в области информационных технологий. На уровне муниципалитета уделяется внимание процессу подготовки учителей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, но этого недостаточно, так как таких групп набирается небольшое количество, занятия проводятся с отрывом от производства, что вызывает затруднение в выполнении учебной программы. Поэтому педагоги школ используют все возможности для углубления своих знаний в области применения информационных технологий, в том числе и дистанционные курсы.

  2. Организация муниципальной системы повышения ИКТ-компетентности педагогов.

  3. Методическое сопровождение и личное участие в мероприятиях различных уровней с использованием ИКТ.

  4. Содействие использованию ИКТ в процессе работы педагогов.

  5. Обобщение и распространение педагогического опыта в области использования ИКТ.

Успешной реализации данных направлений способствуют такие формы работы с педагогами как:

По 1 направлению:

  • повышение квалификации (участие в КПК, семинарах, вебинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике; дистанционном обучении).

По 2 направлению:

  • Организация мастер-классов, семинаров, круглых столов по использованию ИКТ в педагогической деятельности;

  • Организация научно-практической конференции педагогов по проблеме использования ИКТ в образовательной деятельности;

  • Организация конкурсов педагогического мастерства, городские интернет- педсоветы; городские семинары и т.д

По 3 направлению:

  • сопровождение участия в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах; в сетевых профессиональных сообществах;

  • сопровождение участия в городских конкурсах с применением ИКТ.

По 4 направлению:

  • консультации по работе над темой по самообразованию, связанной с внедрением ИКТ;

  • содействие активному использованию Интернет-ресурсов по предметам математика, физика, биология;

  • содействие использованию ИКТ в процессе работы педагогов над творческими проектами, при подготовке и проведении научно-практической конференции, семинарах, работе ГМО и т.д.

По 5 направлению:

  • Обобщение и распространение педагогического опыта (печатные публикации по использованию ИКТ; публикации в электронных СМИ, подготовка педагогов к выступлению на ГМО), методическая поддержка разработки проектов по использованию ИКТ учителями-предметниками.

  • Совместная работа с IT-специалистами школ.

Планомерное и систематическое внедрение ИКТ в практику работы всех участников образовательного процесса будет способствовать успешному решению задач, которые ставит перед собой Управление образования. Но подходить к этому процессу надо стремиться творчески, не злоупотребляя использованием данных технологий и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования.

К числу моих профессиональных задач, как методиста, относятся оказание методической помощи учителям, повышение квалификации учителей, обобщение и систематизация педагогического опыта, организация научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей. ИКТ-технологии призваны вывести решение этих задач на качественно новый уровень.

Поэтому для дальнейшего развития необходимо:

  • развивать и поддерживать педагогические ассоциации и педагогические сетевые сообщества в сети Интернет;

  • работать в режиме форума, видеоконференций;

  • использовать готовые и собственные мультимедийные объекты для встраивания в курс;

  • владеть основными инструментами защиты информации;

  • создавать Медиатеки естественнонаучного цикла.

В ближайшее время мне предстоит большая работа по способствованию изучения и освоения новых методик учителями - предметниками города, ИКТ-технологий по предметам естественнонаучного цикла. В том числе, как методисту по физике, например, мне импонирует применение на уроках виртуальных конструкторов, программ для сбора, анализа и обработки данных экспериментов, видеоанализа экспериментов, обладание первичными навыками работы с цифровыми лабораториями, владение техникой проведения современного учебного эксперимента, овладение новыми возможностями и расширение спектра исследовательской деятельности, понимание методики адаптации и разработки авторских лабораторных работ и экспериментов, проведение элективных и факультативных курсов, интегрированные естественнонаучные курсы с учетом современных методик и технологий.

Современному учителю биологии необходимо: применение программ для сбора, анализа и обработки данных экспериментов, видеоанализа экспериментов, работа с виртуальными конструкторами (например, по генетике), использование цифровых атласов-определителей, владение программой для построения генеалогических древ. А так же иметь первичные навыки работы с цифровыми лабораториями и использовать компьютер на уроке биологии (и экологии), владеть техникой проведения современного учебного эксперимента на уроке биологии. Овладевать новыми возможностями и расширять спектр исследовательской деятельности, понимать методику адаптации и разработки авторских лабораторных работ и экспериментов, элективные и факультативные курсы, интегрированные естественнонаучные курсы.

А так же есть в планах привлечь учителей математики к освоению работы с виртуальными математическими лабораториями, виртуальными математическими лабораториями трехмерного моделирования, к овладению навыками использования виртуальных конструкторов и прилагающихся компьютерных альбомов на уроке математики, и к разработке собственных ресурсов, заданий и проектов, программ для построения концептуальных диаграмм.

Только путем постоянного саморазвития, самоанализа, изучения новых методик, программ можно выйти на новый уровень образования. Важно следовать стратегии, направленной на внедрение информационно-коммуникационных технологий во все звенья образовательной среды.

И закончить хотелось бы словами о современных педагогах, кто не только несёт свет и знания подрастающему поколению, но и неустанно повышает свой профессиональный уровень, старается жить в ногу со временем, осваивает новые технологии:

Учителями славится Россия,

Для страны они, как ценный клад,

Безусловно, ярко и красиво,

Педагоги строят мир и лад.

Методист МБУ ИМЦ ГО г.Нефтекамска,

Яхина Л.Ф.

© 2010-2022