- Преподавателю
- Математика
- СТАТЬЯ на тему: Информационные технологии
СТАТЬЯ на тему: Информационные технологии
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Яхина Л.Ф. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Информационные технологии
глазами методиста
В своем выступлении Болотов В.А- вице-президент Российской академии образования отметил, что «…если все учителя - предметники не будут активно и постоянно использовать компьютер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинемся с мертвой точки. Ребенок должен осознавать необходимость информационно-коммуникационных технологий при изучении других предметов, а эту мотивацию ему может создать только учитель-предметник. Только тогда мы достигнем успеха в решении поставленной перед нами задачи…»
Воспитание, обучение и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Сегодня вся работа в образовательных организациях, Управлении образования строится исходя из основной задачи - переход на новые ФГОС. А решение этой задачи напрямую связано с активным внедрением информационно-коммуникационных технологий во все звенья образовательной сферы.
Успешное решение проблем информатизации образования в решающей степени зависит от уровня готовности педагогов к использованию современных информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в своей профессиональной деятельности.
Одним из приоритетных направлений в работе как администрации образовательной организации, так и методической службы Управления образования является ИКТ - компетентность педагога, которая служит показателем уровня его квалификации.
Моей целью, как методиста, является повышение теоретического уровня и педагогической квалификации работников ОО, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, оказание действенной помощи учителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников.
Чтобы достичь этой цели необходимо решить ряд задач:
-
создавать условия для повышения квалификации педагогических работников;
-
активизировать работу учителей по подготовке материалов к публикациям, по участию в мероприятиях городского, муниципального, республиканского и федерального уровней;
-
оказывать методическую помощь, в том числе и по вопросам применения ИКТ;
-
организовать научно-методическую работу учителей.
Как показывает практика, наличие средств ИКТ не решает вопрос по их эффективному применению. Одной из причин является неготовность педагогов к инновациям, в том числе и к внедрению ИКТ, ещё одна причина - это старение педагогического коллектива.
Педагогические коллективы обновляются, вливаются новые кадры, которые плохо, а иногда и совсем не владеют компьютером. Таким образом, возникает необходимость непрерывного повышения квалификации педагогов по вопросам использования ИКТ в своей деятельности. Вот здесь и выходит на первый план методическая служба.
В образовательных организациях наметились благоприятные тенденции: совершенствуется материально-техническая база (но для более качественного использования ИКТ компьютер с выходом в Интернет, локальную сеть необходим в каждый кабинет), формируется корпоративный стиль презентации при представлении опыта образовательной организации на различных уровнях, расширяются знания педагогических кадров в области информатики и интерактивных технологий.
Методист сам должен стремиться к такому уровню владения ИК-компетенцией, чтобы уметь находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах на основе ИКТ для решения профессиональных задач. Всё вышеперечисленное требует и от самого методиста непрерывного повышения своей квалификации.
Использование ИКТ в работе методиста можно рассматривать в нескольких направлениях:
-
Во-первых, это различные виды переписки и консультирования с руководителями ГМО (далее Городское методическое объединение), руководителями ШМО (далее Школьное методическое объединение), специалистами Минобразования, осуществляемые методистом по электронной почте.
-
Во-вторых, непосредственно в деятельности методиста на рабочем столе (работа с документами, составление диаграмм, схем, презентаций; работа с информационными ресурсами, поисковыми системами, электронной почтой).
-
В ─ третьих, это участие в дистанционных семинарах, конференциях и конкурсах.
-
В ─ четвертых, общение в специализированных чатах или форумах.
-
В ─ пятых, методическая поддержка работников образовательных организаций по вопросам применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе, повышение ИКТ-компетентности педагогических работников.
-
В ─ шестых, ответы на вопросы в рамках форума на учительской странице, и, наконец, сетевые занятия.
Рассмотрим направления и используемые формы работы с педагогами школ по формированию информационной компетентности и активизации их деятельности по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Моя методическая работа организована по следующим направлениям:
-
Организация специализированного повышения квалификации и курсовой переподготовки педагогов в области информационных технологий. На уровне муниципалитета уделяется внимание процессу подготовки учителей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, но этого недостаточно, так как таких групп набирается небольшое количество, занятия проводятся с отрывом от производства, что вызывает затруднение в выполнении учебной программы. Поэтому педагоги школ используют все возможности для углубления своих знаний в области применения информационных технологий, в том числе и дистанционные курсы.
-
Организация муниципальной системы повышения ИКТ-компетентности педагогов.
-
Методическое сопровождение и личное участие в мероприятиях различных уровней с использованием ИКТ.
-
Содействие использованию ИКТ в процессе работы педагогов.
-
Обобщение и распространение педагогического опыта в области использования ИКТ.
Успешной реализации данных направлений способствуют такие формы работы с педагогами как:
По 1 направлению:
-
повышение квалификации (участие в КПК, семинарах, вебинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике; дистанционном обучении).
По 2 направлению:
-
Организация мастер-классов, семинаров, круглых столов по использованию ИКТ в педагогической деятельности;
-
Организация научно-практической конференции педагогов по проблеме использования ИКТ в образовательной деятельности;
-
Организация конкурсов педагогического мастерства, городские интернет- педсоветы; городские семинары и т.д
По 3 направлению:
-
сопровождение участия в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах; в сетевых профессиональных сообществах;
-
сопровождение участия в городских конкурсах с применением ИКТ.
По 4 направлению:
-
консультации по работе над темой по самообразованию, связанной с внедрением ИКТ;
-
содействие активному использованию Интернет-ресурсов по предметам математика, физика, биология;
-
содействие использованию ИКТ в процессе работы педагогов над творческими проектами, при подготовке и проведении научно-практической конференции, семинарах, работе ГМО и т.д.
По 5 направлению:
-
Обобщение и распространение педагогического опыта (печатные публикации по использованию ИКТ; публикации в электронных СМИ, подготовка педагогов к выступлению на ГМО), методическая поддержка разработки проектов по использованию ИКТ учителями-предметниками.
-
Совместная работа с IT-специалистами школ.
Планомерное и систематическое внедрение ИКТ в практику работы всех участников образовательного процесса будет способствовать успешному решению задач, которые ставит перед собой Управление образования. Но подходить к этому процессу надо стремиться творчески, не злоупотребляя использованием данных технологий и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования.
К числу моих профессиональных задач, как методиста, относятся оказание методической помощи учителям, повышение квалификации учителей, обобщение и систематизация педагогического опыта, организация научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей. ИКТ-технологии призваны вывести решение этих задач на качественно новый уровень.
Поэтому для дальнейшего развития необходимо:
-
развивать и поддерживать педагогические ассоциации и педагогические сетевые сообщества в сети Интернет;
-
работать в режиме форума, видеоконференций;
-
использовать готовые и собственные мультимедийные объекты для встраивания в курс;
-
владеть основными инструментами защиты информации;
-
создавать Медиатеки естественнонаучного цикла.
В ближайшее время мне предстоит большая работа по способствованию изучения и освоения новых методик учителями - предметниками города, ИКТ-технологий по предметам естественнонаучного цикла. В том числе, как методисту по физике, например, мне импонирует применение на уроках виртуальных конструкторов, программ для сбора, анализа и обработки данных экспериментов, видеоанализа экспериментов, обладание первичными навыками работы с цифровыми лабораториями, владение техникой проведения современного учебного эксперимента, овладение новыми возможностями и расширение спектра исследовательской деятельности, понимание методики адаптации и разработки авторских лабораторных работ и экспериментов, проведение элективных и факультативных курсов, интегрированные естественнонаучные курсы с учетом современных методик и технологий.
Современному учителю биологии необходимо: применение программ для сбора, анализа и обработки данных экспериментов, видеоанализа экспериментов, работа с виртуальными конструкторами (например, по генетике), использование цифровых атласов-определителей, владение программой для построения генеалогических древ. А так же иметь первичные навыки работы с цифровыми лабораториями и использовать компьютер на уроке биологии (и экологии), владеть техникой проведения современного учебного эксперимента на уроке биологии. Овладевать новыми возможностями и расширять спектр исследовательской деятельности, понимать методику адаптации и разработки авторских лабораторных работ и экспериментов, элективные и факультативные курсы, интегрированные естественнонаучные курсы.
А так же есть в планах привлечь учителей математики к освоению работы с виртуальными математическими лабораториями, виртуальными математическими лабораториями трехмерного моделирования, к овладению навыками использования виртуальных конструкторов и прилагающихся компьютерных альбомов на уроке математики, и к разработке собственных ресурсов, заданий и проектов, программ для построения концептуальных диаграмм.
Только путем постоянного саморазвития, самоанализа, изучения новых методик, программ можно выйти на новый уровень образования. Важно следовать стратегии, направленной на внедрение информационно-коммуникационных технологий во все звенья образовательной среды.
И закончить хотелось бы словами о современных педагогах, кто не только несёт свет и знания подрастающему поколению, но и неустанно повышает свой профессиональный уровень, старается жить в ногу со временем, осваивает новые технологии:
Учителями славится Россия,
Для страны они, как ценный клад,
Безусловно, ярко и красиво,
Педагоги строят мир и лад.
Методист МБУ ИМЦ ГО г.Нефтекамска,
Яхина Л.Ф.