Формирование у учащихся готовности к самообразованию в процессе работы с учебником математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование у учащихся готовности к самообразованию в процессе работы с учебником математики.



Осознание учащимися целей самостоятельной работы с учебником до собственных потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни.

Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа. Целью школы, а в частности учителя, заключается в том, чтобы научить учащихся самостоятельно добывать знания, то есть самообразовываться.

Рассмотрим само понятие самообразование, существуют различные точки зрения, раскрывающие это понятие.

Самообразование, как его определяет Ю. К. Бабанский, предполагает целенаправленную и целеустремленную работу человека, связанную поиском и усвоением им знаний в определенной, интересующей его области[2].

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова мы находим определение самообразования, в котором исключается какая-либо совместная деятельность (под руководством учителя, библиотекаря, консультанта, родителей): «Самообразование - приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя» [3].

Польский дидакт В. Оконь, считает, что самообразование - это такой вид обучения, цель, содержание, условия и средства которого зависят от самого субъекта процесса совершенно самостоятельного учения человека [1].

Одним из способов достижения цели служит работа с учебником.

Наше исследование по данной теме, были проведены в школе №34 г. Тулы с учащимися 8 - 9 классов, результаты которого показали, что большинство учащихся на уроках математики редко работают с учебником и, как правило, не умеют работать с ним.

Так как весь курс математики излагается в большей мере в учебниках и является одним из важнейших источников знаний и средством обучения учащихся, то при системном и систематическом использовании его в учебно-воспитательном процессе возможно увеличение доли самостоятельности учащихся в приобретении знаний из него, а также приобщение школьников к самообразованию. В связи с этим задача учителя заключается в том, чтобы научить учащихся правильно анализировать прочитанную информацию, выделять главное, составлять план прочитанного, то есть научить учащихся продуктивно работать с учебником.

Информация о предпочтениях печатной источниковедческой продукции нам дали ответ на вопрос: «Какие виды печатной учебной продукции по «Математике» ты предпочитаешь?» Результаты были получены таковы:

Наименование учебников

Балл

Результаты

Ранг

1

Учебные пособия, учебники

5

80%

1

2

Периодическая печать

4

5%

2

  1. 3

3

Методические пособия и рекомендации

3

5%

4

Хрестоматии, сборники задач и упражнении

2

4%

3

5

Словари, справочники, энциклопедии

1

4%

4

6

Не дали ответ

0

2%

Полученные данные показали, что подростки недостаточным вниманием относятся к разнообразию источниковедческой продукции и при подготовке и изучении конкретных предметов предпочитают пользоваться в основном учебниками и учебными пособиями(80%). Учителю необходимо больше времени уделять работе с учебником, так как дополнительных знаний учащиеся не получают.

Для самостоятельного изучения темы, с учащимися нужно проводить разъяснительные работу, подготовить дополнительные вопросы, ответы на которые дадут нам возможность оценить результат самостоятельного изучения материала. Желательно, чтобы самостоятельно изученный на уроке материал был закреплен здесь же. Если ребенок научиться самостоятельно, изучать новый материал, пользуясь учебником или каким - то специально подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые ученик усвоил сам, усваиваются значительно прочнее чем те которые он получил после объяснения учителя. Здесь же решается и большая воспитательная задача - привитие навыка самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении каких - то практических задач, все это в свою очередь приводит к самообразованию.

Умений по самостоятельному изучению учеником нового материла, необходимо формировать во время урока. Можно предложить классу самостоятельно изучить тот или иной материал учебника. Для проведения такой работы, учителю необходимо подготовить каждого ученика к такой деятельности, дать им задания и вопросы которые позволят ученику и преподавателю оценить результаты самостоятельно изученного материала. Специальные вопросы и задания, ориентирующие учащихся и ведущие к конечной цели данной работы, заранее пишутся учителем на доске, также можно ориентировать учащихся по вопросом данных в конце параграфа. Вероятность того что не все учащиеся смогут усвоить материал, конечно есть, однако каждая самостоятельная работа по изучению нового материала должна обязательна завершаться проверкой понимания изученного. В процессе проверки усвоение учащимися прочитанного материала, учитель должен объяснить все моменты которые вызволи у них затруднения.

Покажем, как можно формировать эти умения и навыки на примере изучения темы «Правильные многоугольники» по геометрии в 9 классе по учебнику Л.С.Атанасян.

При изучении этого материала, как и любой темы геометрии, от учащихся требуются следующие учебные умения: распознать объект, пользуясь его определением, приводить примеры заданных геометрических фигур, делать самостоятельные выводы о различных соотношениях между ними.

Материал о правильном многоугольники, изложен в первом абзаце, содержит новое понятие для учащихся - «правильный многоугольник», которое относиться к определяемым, и новое для них терминологию. Однако при рассмотрении этого вопроса учитель вправе опираться на знания учащихся, полученные ими в курсе математики предыдущих классов и их интуитивное представление. Материал этого абзаца можно предложить для самостоятельного изучения в классе.

Для того чтобы проверить, как учащиеся поняли данный материал, им можно предложить вопросы по данному параграфу и ответить на них:

  1. Какой многоугольник называется правильным?

  2. Приведите примеры правильного многоугольника.

  3. Выведите формулу для вычисления угла правильного n-угольника.

Вывод из этого материала, конечно, должен дать учитель сам с разъяснением терминов. На последующих уроках можно предложить учащимся самостоятельно изучить следующий абзац «Построение правильного многоугольника», данная тема изложена на примере авторской задачи. В пункте показано, как провести все рассуждения и как правильно сделать запись решения.

Самостоятельное изучение этой задачи преследует несколько целей:

  1. Продолжить выработку умений самостоятельно изучать текст, который в данном случае представлен задачей.

  2. Обучить рассуждению.

  3. Научить правильному оформлению задач.

Все это позволит в дальнейшем научиться решать задачи и впоследствии воспользоваться образцом при проверки правильности своего решения. Каждому учителю, следует помнить, что самостоятельное изучения материала, усваивается на много лучше, чем объяснение учителя. Ища ответы в учебники на поставленные вопросы ученик анализирует прочитанное им, и учиться делать правильные вывода из параграфа.

Литература

1. Оконь, В. Введение в общую дидактику [Текст]/ В. Оконь; пер. с польского Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. - М. «Высшая школа», 1990. - 382 с.

2. Педагогика [Текст]: учеб. Пособие для студ. пед.вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Просвещение, 2006. - 608 с.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой [электронный ресурс]: Электрон. дан. - Режим доступа slovarozhegova.ru



© 2010-2022