- Преподавателю
- Математика
- Повышение мотивации на уроках математики
Повышение мотивации на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Непряхина Е.В. |
Дата | 21.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Непряхина Елена Викторовна, учитель математики МОУ Романовская СОШ
Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики.
"Личность - звено между
мотивацией и ее реализацией" (З. Фрейд)
Ученики говорят: "Мне тогда все понятно, когда интересно". Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что "интерес" - это синоним учебной мотивации. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон.
Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации урока.
В своей практике использую групповую работу и работу в паре. Работа в паре «ученик - ученик» особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы - процессы, лежащие в основе интереса.
«Удивляй»
Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока (интересные и занимательные факты, цитаты, исторический материал)
«Интеллектуальная разминка»
Начиная урок, демонстрирую чертеж, фигуру, график с исходными несколькими данными или вовсе без них. Предлагаю ученикам прочитать чертеж, график, по записанному уравнению придумать условие задачи.
Методическая ценность приема:
- активное включение в работу каждого (дети любят сочинять);
- развитие логического и критического мышления;
- систематизация знаний и умений
Ценность этого приема еще и в том, что умение составлять задачу приводит к умению ее решать.
5 класс. Тема «Решение задач с помощью уравнений»
Задача. Расстояние между городами 500 км. Автобус двигался до остановки 2 часа с постоянной скоростью. Найдите эту скорость, если еще осталось проехать 360 км.
500- 2х= 360
х= 70
Делаю акцент на том, что это задача на движение и прошу составить условие задачи, которая решалась бы с помощью этого же уравнения, но по типу была бы количественной или задачей на товарно-денежные отношения.
(Было 500кг зерна , после того, как насыпали 2 мешка, осталось 360кг. Сколько кг зерна в каждом мешке? или Купили две пачки чая. Сколько стоит одна пачка, если с 500-рублевой купюры дали сдачу 360 рублей?). На следующий урок ребятам предлагаю составить условие задачи, которая решается с помощью уравнения 50-2х=20. Ребята уже понимают, что они должны сначала решить это уравнение, а затем сделать прикидку результата: что в реальной жини может иметь числовое значение, равное 15 ( 15 км/ч скорость лыжника или велосипедиста, 15кг масса сетки яблок или картофеля, 15 рублей стоимость ручки или общей тетради). Такой прием расширяет логическое мышление и позволяет избежать ошибок типа 1,5 землекопа.
«Найди ошибку»
«Найди лишнее и аргументируй»
«Исследовательские задания» , в ходе выполнения которых ученик самостоятельно получает результаты и в ходе дальнейшего анализа, сравнения полученных результатов, делает выводы о их закономерности( урок геометрии в 7 классе «Сумма углов треугольника»).
6 класс. Тема "Координатная плоскость". Начинаю с построения всевоз можных фигур: самолет, тигр, дельфин. И только после этого мы с ребятами переходим к учебнику: строим точки, отрезки, треугольники, но делается это уже легко и со знанием дела.
6 класс. Тема: «Признаки делимости» урок начинаю со старинной притчи.
«Отец оставил в наследство трем сыновьям 19 верблюдов, завещая старшему половину, среднему- четверть, а младшему пятую часть всех верблюдов. Не сумев поделить наследство, братья обратились к мудрецу. Мудрец сказал: «Возьмите еще одного моего верблюда». Братья легко разделили 20 верблюдов: 10 взял старший, 5 верблюдов - средний и 4 - младший. Но один верблюд остался. «Это лишний»- сказали братья. «Это не лишний, это мой»- ответил мудрец».
Алгебра. 9 класс. Тема "Последовательности" приобретает совершенно другое качество после лекции, в которую включен материал о завещании Франклина потомкам, о легенде о шахматах, о глупом купце .
Очень важно, чтобы учитель имел установку: любой изучаемый материал связать с жизнью, показать его значимость. Тема "Масштаб"и составление карт; пропорции и отношения необходимо знать, так как это широко применяемый метод познания химических процессов; при изучении окружности материал увязывается с космонавтикой и астрономией.
Отдельно хочется поговорить о нетрадиционных уроках: игровых и интегрированных, которые бесспорно относятся к эмоциональным методам мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки.
А интегрированный урок - это находка для учителя осуществить межпредметную связь: "гомотетия и обслуживающий труд" (как построить выкройку), "математика и космонавтика», «симметрия и биология»
Хочется остановиться на использовании исторического материала в целях мотивации учебного процесса, например, ребятам можно показать, какую уникальную роль сыграла математика в жизни Петра I. И образование М.В.Ломоносова началось с "Арифметики" Магницкого, но мало кто знает, что настоящая фамилия Магницкого Телятин( Магницким же он стал по велению Петра I)
Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика - наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, с богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. С большим удивлением ребята узнают, что Пифагор был чемпионом по кулачному бою, Софья Ковалевская писала замечательные стихи о любви, английская королева Виктория, прочитав сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» пришла в восторг и потребовала принести ей все его произведения. Королеву ждало разочарование это были труды по математике. Часто в этом мне помогают сами учащиеся, подготавливая доклады , сообщения, презентации.
Обычно при введении нового математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Приведу несколько примеров, терминов вызывающих у учащихся особый интерес.
"Конус" - это латинская форма греческого олова "конос", означающего сосновую шишку.
"Сфера" - латинская форма греческого слова "сфайра" - мяч.
"Цилиндр" - латинская форма греческого слова "кюлиндрус", означающий "валик", "каток".
При изучении нового материала стараюсь использовать приемы, способствующие активизации мысли учеников. Обязательна четкость и простота изложения, наглядность, организую работу с учебником, использую опорные конспекты, элементы опережающего обучения для сильных учащихся, привлекаю учащихся для объяснения новой темы в роли учителя, подбираю для урока упражнения творческого характера.
Обязательным элементом моих уроков является: организация обмена мысли, мнения; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарища; продуманное чередование видов работ, типов заданий;
В процессе обучения использую элементы игровой технологии на уроках и во внеклассной работе, а так же проектные технологии
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.