- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике (6 класс), автор Зубарева И. И
Рабочая программа по математике (6 класс), автор Зубарева И. И
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мухтасимова Г.Н. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Фатиха Карима с. Аитово
муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей-предметников
Протокол № 5 от 20.06.2015г.
Утверждаю
Директор
______________ Шафиков И.Р.
Приказ № 209 от 22 августа 2015г.
Рабочая программа
по предмету «Математика»
6а класс
2015- 2016 учебный год
Базовый уровень
Рекомендовано к реализации
на заседании педсовета.
Протокол № 10 от 22.08.2015г.
Составитель программы:
Мухтасимова Гульнара Наилевна
АИТОВО-2015
Пояснительная записка
Данная учебная программа ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов:
-
Программы. Математика. 5-6. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа 10-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - М. Мнемозина, 2009. - 64 с.
-
Фундаментального ядра содержания общего образования,
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Примерной программе основного общего образования по математике.
-
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Основным учебным пособием является:
Учебник И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика. 6 класс»(М.: Мнемозина, 2012).
Изучение математики на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи обучения
-
Приобретение математических знаний и умений;
-
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
-
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).
Общая характеристика учебного предмета
С 1 сентября 2012 года МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с. Аитово принимает участие по апробации введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 5-х классах общеобразовательных организаций района. Федеральный государственный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.
Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
· требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,
· требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
· требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
Все эти требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на уровне основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидов.
В Стандарте нового поколения четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
· личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме),
· метапредметным, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике (умение учиться),
· предметным умениям, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета, умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Курс математики 6 класса включает следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия - «Множества» - служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая - «Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности - умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся выделять комбинации, отвечающие заданным условиям, осуществлять перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных организаций Российской Федерации на изучение математики на уровне основного общего образования отводится 170 часов из расчета 5 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено согласно календарному учебному плану школы на 2015-2016 учебный год. Поэтому рабочая программа по математике для 6 класса рассчитана на 204 часа из расчета 6 часов в неделю. Дополнительные часы используются для расширения знаний и умений по отдельным темам всех разделов курса (из компонента ОО)
Уровень обучения: базовый.
Общая характеристика процесса изучения предмета
Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, развивающее обучение.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольных работ - 4, еще 9 домашних контрольных работ.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных, контрольных работ и математических диктантов. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины. Данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Практическая значимость школьного курса математики 6 класса обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Математика является одним из опорных предметов основной школы. Овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике в 6 классе способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении математических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, математика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.
Изучение математики в 6 классе позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса математики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, математика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся
Содержание программы
Арифметика
Рациональные числа
Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Проценты. Нахождение процента от величины, величины по её проценту, процентного отношения. Задачи с разными процентными базами.
Отношения, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональные и обратно пропорциональные величины.
Натуральные числа
Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.
Дроби
Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (случаи, требующие применения алгоритма отыскания НОК), умножение и деление обыкновенных дробей. Нахождение части от целого и целого по его части в один прием.
Начальные сведения курса алгебры
Алгебраические выражения. Уравнения
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Упрощение выражений, раскрытие скобок (простейшие случаи). Алгоритм решения уравнения переносом слагаемых из одной части уравнения в другую.
Решение текстовых задач алгебраическим методом (выделение трех этапов математического моделирования).
Отношения. Пропорциональность величин.
Координаты
Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.
Декартовы координаты на плоскости; координаты точки.
Начальные понятия и факты курса геометрии
Геометрические фигуры и тела, симметрия на плоскости
Центральная и осевая симметрия. Параллельность прямых. Окружность и круг. Число П. Длина окружности. Площадь круга.
Наглядные представления о шаре, сфере. Формулы площади поверхности сферы т объема шара.
Элементы теории вероятностей
Первые представления о вероятности
Число всех возможных исходов, правило произведения. Благоприятные и неблагоприятные исходы. Подсчет вероятности события в простейших случаях.
Правило умножения для комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач.
Результаты освоения содержания курса математики 6 класса
Изучение математики в 6 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
-
владение знаниями о важнейших этапах развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
-
умение строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики (устные и письменные), понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, выполнять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
-
стремление к критичности мышления, распознаванию логически некорректного высказывания, различению гипотезы и факта;
-
стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;
-
способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем;
в метапредметном направлении:
-
сформированности первоначальных представлений о математике как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
-
умения понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы, диаграммы, графики) для иллюстрации содержания сюжетной задачи или интерпретации информации статистического плана;
-
способности наблюдать, сопоставлять факты, выполнять аналитико-синтетическую деятельность, умение выдвигать гипотезы при решении учебно-познавательных задач, понимать необходимость их проверки, обоснования;
-
умения выстраивать цепочку несложных доказательных рассуждений, опираясь на изученные понятия и их свойства;
-
способности разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
-
понимания необходимости применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
-
стремления продуктивно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
сформированности основы учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
-
способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни (простейшие ситуации);
в предметном направлении:
-
умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
-
владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, луч, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера, цилиндр, конус), о достоверных, невозможных и случайных событиях;
-
овладения практически значимыми математическими умениями и навыками, их применением к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:
- выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления;
- выполнять алгебраические преобразования для упрощения простейших буквенных выражений;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей, объемов геометрических фигур; пользоваться формулами площади, объема, пути для вычисления значений неизвестной величины;
- решать простейшие линейные уравнения
Обязательный минимум диагностического инструментария
Контрольных работ-9, домашних контрольных работ-9, административных - 2, а также исследовательские и проектные работы на выбор обучающихся. Темы даны на стр. 256 учебника. Исходя из особенностей класса, предлагается выполнить 3 исследовательских проекта за курс 6 класса.
Перечень контрольных работ
-
Контрольная работа № 1 по теме: «Модуль числа. Противоположные числа».
-
Контрольная работа № 2 по теме: «Алгебраические действия с положительными и отрицательными числами».
-
Контрольная работа № 3 по теме: «Умножение, деление обыкновенных дробей.
Координатная плоскость».
-
Контрольная работа № 4 по теме: «Решение уравнений, задач с помощью составления уравнений».
-
Контрольная работа № 5 по теме: «Площадь круга. Длина окружности».
-
Контрольная работа № 6 по теме: «Признаки делимости».
-
Контрольная работа № 7 по теме: «Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное».
-
Контрольная работа № 8 по теме: ««Пропорциональность величин».
-
Итоговая контрольная работа.
-
Итоговое тестирование за курс 6 класса.
Критерии оценок по математике
Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах - как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Индивидуально- групповая считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное индивидуально групповаяи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
-
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных контрольных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
Отметка
65 % и более
отлично
47-64 %%
хорошо
25-46 %%
удовлетворительно
0-24 %%
неудовлетворительно
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа.
По завершении изучения курса математики 6 класса выпускник научится:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
• углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Измерения, приближения, оценки.
Выпускник научится:
• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Выпускник получит возможность:
• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближённым.
Элементы алгебры.
Выпускник научится:
• оперировать понятиями «числовое выражение», «буквенное выражение», упрощать выражения, содержащие слагаемые с одинаковым буквенным множителем; работать с формулами;
• решать простейшие линейные уравнений с одной переменной;
• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
• понимать и применять терминологию и символику, связанную с отношением неравенства, в простейших случаях.
Выпускник получит возможность:
• научиться выполнять преобразования целых буквенных выражений, применяя законы арифметических действий;
• овладеть простейшими приёмами решения уравнений; применять аппарат уравнений для решения разнообразных текстовых (сюжетных) задач.
Описательная статистика и вероятность.
Выпускник получит возможность научиться:
• находить вероятность случайного события в простейших случаях;
• решать простейшие комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или их комбинаций с использованием правила произведения.
Наглядная геометрия.
Выпускник научится:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
• находить значения длин линейных элементов фигур, градусную меру углов от 0° до 180°;
• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
• строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
• вычислять площадь прямоугольника, круга, прямоугольного треугольника и площади фигур, составленных из них, объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
• научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
• научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Календарно-тематический учебный план
по курсу « Математика» в 6 а классе
№
Тема урока.
Кол.
час.
Дата проведения
Примечание
План
Факт
1
Вводный урок.
Повторение курса 5 класса.
Тема: «Десятичные дроби»
1
01.09
2
Повторение курса 5 класса.
Тема: «Десятичные дроби»
1
02.09
3
Повторение курса 5 класса.
Тема: «Обыкновенные дроби»
1
03.09
4
Повторение курса 5 класса.
Тема: «Задачи на проценты»
1
04.09
5
Входная контрольная работа.
1
05.09
Глава 1. Положительные и отрицательные числа.
6
Поворот и центральная симметрия.
1
06.09
7
Решение задач на построение фигур, симметричных относительно центра.
1
08.09
8
Решение задач по теме: «Поворот и центральная симметрия».
1
10.09
9
Решение задач на построение центрально-симметричных фигур.
1
11.09
10
Решение задач по теме: «Поворот и центральная симметрия».
1
12.09
11
Положительные и отрицательные
числа. Координатная прямая.
1
13.09
12
Изображение чисел точками координатной прямой.
1
15.09
13
Целые числа: положительные, отрицательные и нуль.
1
16.09
14
Координаты симметричных точек.
Решение упражнений по теме: «Координаты симметричных точек».
1
17.09
15
Противоположные числа. Модуль (абсолютная величина) числа.
1
18.09
16
Множества чисел.
1
19.09
17
Геометрический смысл модуля числа.
1
20.09
18
Решение упражнений по теме: «Противоположные числа. Модуль числа»
1
22.09
19
Сравнение рациональных чисел.
1
23.09
20
Арифметические действия с рациональными числами.
1
24.09
21
Решение упражнений по теме: «Сравнение чисел.»
1
25.09
22
Решение упражнений по теме: «Неравенства с модулем»
1
26.09
23
Параллельность прямых.
1
27.09
24
Решение задач по теме: «Параллельность прямых»
1
29.09
25
Решение задач по теме:
«Модуль числа. Противоположные числа»
1
30.09
26
Контрольная работа № 1
по теме: «Модуль числа. Противоположные числа»
1
01.10
27
Работа над ошибками. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок.
1
02.10
28
Решение упражнений по теме: «Числовые выражения, содержащие знаки +, »
1
03.10
29
Решение упражнений на сложение с числами одинакового и разного знака
1
06.10
30
Решение упражнений на вычитание с числами одинакового и разного знака
1
07.10
31
Алгебраическая сумма и ее свойства.
1
08.10
32
Решение упражнений теме: «Алгебраическая сумма и ее свойства»
1
09.10
33
Вычисление значения выражения
алгебраической суммы
1
10.10
34
Нахождение значения
буквенного выражения
1
13.10
35
Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел.
1
14.10
36
Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел
1
15.10
37
Задачи на применение правил вычисления значения алгебраической суммы двух чисел
1
16.10
38
Решение упражнений теме:
«Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел»
1
17.10
39
Формула расстояния между
точками координатной прямой
1
18.10
40
Решение упражнений теме: «Расстояние между точками координатной прямой»
1
20.10
41
Координаты точек, равноудаленных от данной. Нахождение координат середины отрезка
1
21.10
42
Осевая симметрия.
1
22.10
43
Решение задач по теме: «Осевая симметрия»
1
23.10
44
Решение задач на построение по темам: «Центральная симметрия. Осевая симметрия»
1
24.10
45
Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч.
1
25.10
46
Решение задач на построение геометрической модели числового промежутка
1
27.10
47
Решение упражнений теме: «Числовые промежутки»
1
28.10
48
Контрольная работа № 2 по теме: «Алгебраические действия с положительными и отрицательными числами»
1
29.10
49
Решение нестандартных задач по тем е«Алгебраические действия с положительными числами»
1
30.10
50
2 четверть
Умножение и деление положительных и
отрицательных чисел.
1
5.11
51
Решение упражнений теме: «Умножение положительных и отрицательных чисел»
1
6.11
52
Решение упражнений теме:
«Деление положительных и отрицательных чисел»
1
7.11
53
Все действия с положительными и отрицательными числами.
1
8.11
54
Упрощение выражений. Распределительный закон умножения
1
10.11
55
Урок-путешествие на планету «Миф». Все действия с положительными и отрицательными числами.
1
11.11
56
Координаты.
1
12.11
57
Координатная плоскость.
1
13.11
58
Декартовы координаты на плоскости; координаты точки.
1
14.11
59
Формула расстояния между двумя точками плоскости.
1
15.11
60
Решение упражнений теме: «Координатная плоскость»
Построение фигуры на координатной плоскости по заданным координатам ее точек
1
17.11
61
Построение фигуры симметричной данной относительно осей, начала координат на координатной плоскости.
1
18.11
62
Решение нестандартных упражнений по теме: «Координатная плоскость»
1
19.11
63
Умножение обыкновенных дробей.
1
20.11
64
Решение упражнений теме: «Умножение обыкновенных дробей»
1
21.11
65
Деление обыкновенных дробей
1
22.11
66
Выполнение теста по теме: «Положительные и отрицательные числа»
1
24.11
67
Решение упражнений теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей»
1
25.11
68
Правило умножения для комбинаторных задач.
1*
26.11
69
Решение задач по теме: «Правило умножения для комбинаторных задач»
1*
27.11
70
Решение комбинаторных задач. Дерево возможных вариантов.
1*
28.11
71
Контрольная работа № 3 по теме: «Умножение, деление обыкновенных дробей. Координатная плоскость».
1
29.11
72
Работа над ошибками. Раскрытие скобок. Распределительный закон умножения.
1
30.11
73
Правила раскрытия скобок
1
1.12
74
Решение упражнений теме: «Раскрытие скобок»
1
2.12
75
Решение уравнений с применением правила раскрытия скобок
1
3.12
76
Упрощение выражений. Приведение подобных слагаемых.
1
4.12
77
Упрощение выражений с применением распределительного свойства умножения.
1
5.12
78
Упрощение выражений. Выполнение теста «Преобразование буквенных выражений»
1
6.12
79
Алгоритм решения уравнений.
1
8.12
80
Преобразование уравнения
к виду: ах=b.
Решение уравнения ах=b.
1
9.12
81
Решение уравнений
переносом слагаемых из одной части уравнения в другую
1
10.12
82
Решение уравнений.
1
11.12
83
Понятия о математической
модели, о математическом моделировании.
1
12.12
84
Решение задач на составление уравнения.
1
13.12
85
Табличный способ записи условия задачи.
1
15.12
86
Решение задач, выделяя три этапа математического моделирования.
1
16.12
87
Решение задач на составление уравнения. Задачи на движение по дороге и реке.
1
17.12
88
Контрольная работа № 4 по теме: «Решение уравнений, задач с помощью составления уравнений»
1
18.12
89
Анализ контрольной работы.
Решение уравнений, задач с помощью составления уравнений»
1
19.12
90
Повторение .Все действия с положительными и отрицательными числами. Решение уравнений и задач
1
20.12
91
Правило нахождение части от целого и целого по его части.
1
22.12
92
Применение правила
нахождения части от целого и целого по его части к решению задач на проценты.
1
23.12
93
Решение задач на
нахождение части от целого и целого по его части.
1
24.12
94
Решение задач на части и проценты.
1
25.12
95
Окружность.
Длина окружности.
1
26.12
96
Решение задач по теме: «Окружность.»
1
27.12
97
Решение задач по теме:«Длина окружности».
1
29.12
98
Решение задач на построение центра окружности,
если он не обозначен. Правильный многоугольник.
1
30.12
3 четверть
99
Круг. Площадь круга.
1
15.01
100
Решение задач на применение формул площади круга.
1
16.01
101
Решение задач по теме: «Круг. Площадь круга. Длина окружности».
1
17.01
102
Шар. Сфера.
1
19.01
103
Решение задач по теме:
«Шар. Сфера»
1
20.01
104
Выполнение теста по теме: «Преобразование буквенных выражений»
1
21.01
105
Подготовка к контрольной работе.
1
22.01
106
Контрольная работа № 5 по теме: «Площадь круга. Длина окружности»
1
23.01
107
Работа над ошибками. Итоговый урок темы: «Преобразование буквенных выражений»
1
24.01
108
Делители и кратные.
1
26.01
109
Понятие о НОД и НОК.
1
27.01
110
Решение упражнений по теме:
«Делители и кратные»
1
28.01
111
Делимость натуральных чисел.
1
29.01
112
Решение упражнений по теме: «Делимость произведения»
1
30.01
113
Действия с дробями.
1
31.01
114
Нахождение части от целого и целого по его части.
1
2.02
115
Делимость суммы и
разности чисел.
1
3.02
116
Применение свойств делимости к решению примеров.
1
4.02
117
Решение упражнений по теме:
«Делимость суммы чисел»
1
5.02
118
Решение упражнений по теме:
«Делимость разности чисел»
1
6.02
119
Признаки делимости на 2, 5, 10
1
7.02
120
Признаки делимости на 4 и 25
1
9.02
121
Решение упражнений по теме: «Признаки делимости на
2, 5, 10, 4, 25»
1
10.02
122
Формула четных, нечетных чисел. Применение
признаков делимости к сокращению дробей
1
11.02
123
Признаки делимости на 3, 9.
1
12.02
124
Сокращение дробей с применением признаков
делимости.
1
13.02
125
Решение упражнений по теме:
« Признаки делимости»
1
14.02
126
Решение упражнений по теме: «Сокращение дробей с применением признаков делимости»
1
16.02
127
Контрольная работа № 6 по теме: «Признаки
делимости»
1
17.02
128
Работа над ошибками Простые числа и составные числа.
1
18.02
129
Разложение натурального числа на простые множители.
1
19.02
130
Решение упражнений по теме: «Разложение на простые множители»
1
20.02
131
Сокращение дробей с применением разложения
чисел на простые множители.
1
21.02
132
Наибольший общий делитель.
1
24.02
133
Решение упражнений по теме: «Наибольший общий
делитель»
1
25.02
134
Арифметические действия с обыкновенными дробями.
.
1
26.02
135
Сокращение дробей с помощью нахождения НОД
1
27.02
136
Решение задач на смеси и сплавы с помощью составления уравнения
1
28.02
137
Взаимно простые числа.
Признак делимости на произведение.
1
2.03
138
Наименьшее общее кратное.
1
3.03
139
Приведение дробей к общему знаменателю. Действия с
дробями.
1
4.03
140
Решение нестандартных заданий по теме:
«Наименьшее общее кратное, наибольший общий
делитель»
1
5.03
141
Выполнение теста №3 по теме: «Делимость натуральных
чисел»
1
6.03
142
Решение задач по теме: «Наибольший
общий делитель. Наименьшее общее кратное»
1
7.03
143
Контрольная работа № 7 по теме: «Наибольший
общий делитель. Наименьшее общее кратное»
1
10.03
144
Работа над ошибками. Отношение, выражение
отношения в процентах.
1
11.03
145
Решение упражнений по теме: «Отношения двух чисел».
1
12.03
146
Пропорция. Свойство пропорции.
1
13.03
147
Решение пропорций.
1
14.03
148
Решение различных пропорций.
1
16.03
149
Решение уравнений и задач с использованием отношений
1
17.03
150
Решение нестандартных упражнений по теме:
«Пропорция. Свойство пропорции»
1
18.03
151
Понятие о пропорциональных величинах.
1
19.03
152
Понятие о прямо пропорциональных величинах, об обратно пропорциональных величинах. Примеры.
1
20.03
153
Решение упражнений по теме: «Пропорциональность
величин»
1
21.03
154
Решение упражнений по теме:«Масштаб»
1
1.04
155
Составление краткой записи и условия при решении задачи с помощью пропорции.
1
2.04
156
Решение задач на составление пропорций.
1
3.04
157
Решение задач на проценты с помощью пропорций.
1
4.04
158
Задачи на нахождение
отношения двух величин и выражение его в процентах.
1
6.04
159
Простой и сложный Процентный рост
1
7.04
160
Контрольная работа № 8
по теме:
«Пропорциональность
величин»
1
8.04
161
Работа над ошибками.
Решение задач с помощью пропорций.
1
9.04
162
Решение задач на
смеси и сплавы.
1
10.04
163
Диаграммы.
1
11.04
164
Решение упражнений по теме: «Диаграммы»
1
13.04
165
Построение различных видов
диаграмм
1
14.04
166
Построение диаграмм
в Microsoft Excel.
1
15.05
167
.
Диаграммы нашего класса
1
16.04
168
Задачи на отношение величин
1
17.04
169
Задачи на составление
пропорций.
1
18.04
170
Решение задач на составление
пропорций.
1
20.04
171
Задачи на движение
1
21.04
172
Решение задач на движение.
1
22.04
173
Задачи на совместную работу.
1
23.04
174
Задачи на простые и сложные
проценты
1
24.04
175
Первое знакомство с понятием вероятности. Число всех
возможных исходов.
1
25.04
176
Понятие о вероятности
Правило произведения
1
27.04
177
Решение задач по теме:
«Понятие о вероятности»
1
28.04
178
Первое знакомство с
подсчетом вероятности. Благоприятные и
неблагоприятные исходы.
1
29.04
179
Формула подсчета
вероятности.
1
30.04
180
Решение задач на подсчет
Вероятности
1
2.05
181
Задачи на подсчет
вероятности. Подсчет вероятности события в простейших случаях.
1
4.05
182
Урок-игра «Его величество
случай»
1
5.05
Обобщающее повторение
курса математики
за 6 класс
183
Все действия с обыкновенными дробями
1
6.05
184
Положительные и отрицательные числа.
1
7.05
185
Все действия с положительными и отрицательными числами
1
8.05
186
Преобразование буквенных
выражений
1
11.05
187
Решение задач на
преобразование буквенных выражений
1
12.05
188
Делимость натуральных чисел
1
13.05
189
Нахождение НОД и НОК
1
14.05
190
Решение текстовых задач
1
15.05
191
Решение текстовых задач
16.05
192
Решение задач с помощью уравнений
1
18.05
193
Решение задач на составление математической
модели реальной ситуации.
1
19.05
194
Итоговая контрольная
работа
1
20.05
195
Анализ и работа над ошибками
итоговой контрольной работы.
1
21.05
196
Алгебраическая сумма
1
22.05
197
Решение уравнений, приводя подобные слагаемые
1
23.05
198
Координатная плоскость
1
25.05
199
Окружность, круг, шар, сфера
1
26.05
200
Решение задач на подсчет вероятности
1
27.05
201
Решение занимательных,
олимпиадных задач и задач
повышенной сложности
1
28.05
202
Решение занимательных задач
1
29.05
203
Решение занимательных задач
1
30.05
Тема урока.
I четверть
Вводный урок.
Повторение курса 5 класса.
Тема: «Десятичные дроби»
Повторение курса 5 класса.
Тема: «Десятичные дроби»
Повторение курса 5 класса.
Тема: «Обыкновенные дроби»
Повторение курса 5 класса.
Тема: «Задачи на проценты»
Входная контрольная работа.
Глава 1. Положительные и отрицательные числа.
Поворот и центральная симметрия.
Решение задач на построение фигур, симметричных относительно центра.
Решение задач по теме: «Поворот и центральная симметрия».
Решение задач на построение центрально-симметричных фигур.
Решение задач по теме: «Поворот и центральная симметрия».
Положительные и отрицательные
числа. Координатная прямая.
Решение упражнений по теме: «Координатная прямая».
Решение упражнений по теме: «Положительные и отрицательные числа».
Координаты симметричных точек.
Решение упражнений по теме: «Координаты симметричных точек».
Противоположные числа. Модуль числа.
Множества чисел.
Решение упражнений по теме: «Модуль числа»
Решение упражнений по теме: «Противоположные числа. Модуль числа»
Сравнение чисел.
Решение упражнений по теме: «Сравнение чисел. Двойные неравенства»
Решение упражнений по теме: «Сравнение чисел. Неравенства с модулем»
Параллельность прямых.
Решение задач по теме: «Параллельность прямых»
Контрольная работа № 1 по теме: «Модуль числа.
Противоположные числа»
Числовые выражения, содержащие знаки +,
Решение упражнений по теме: «Числовые выражения, содержащие знаки +, »
Решение упражнений на сложение и вычитание с числами одинакового и
разного знака
Алгебраическая сумма и ее свойства.
Решение упражнений теме: «Алгебраическая сумма и ее свойства»
Вычисление значения выражения алгебраической суммы
Нахождение значения буквенного выражения
Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел.
Решение упражнений теме: «Правило вычисления
значения алгебраической суммы двух чисел»
Расстояние между точками координатной прямой
Решение упражнений теме: «Расстояние между точками координатной прямой»
Координаты точек, равноудаленных от данной.
Нахождение координат середины отрезка
Школьный тур олимпиады по математике.
Осевая симметрия.
Решение задач по теме: «Осевая симметрия»
Решение задач по темам: «Центральная симметрия. Осевая симметрия»
Числовые промежутки.
Решение упражнений теме: «Числовые промежутки»
Контрольная работа № 2 по теме: «Алгебраические действия с положительными и отрицательными числами»
Повторение и обобщение изученного материала
Решение нестандартных задач
II четверть
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
Решение упражнений теме: «Умножение и деление положительных и
отрицательных чисел»
Все действия с положительными и отрицательными числами.
Упрощение выражений.
Распределительный закон умножения
Урок-путешествие на планету «Миф».
Все действия с положительными и отрицательными числами.
Координаты.
Координатная плоскость.
Построение точки по ее координатам на координатной плоскости.
Определение положения точки на координатной плоскости
Решение упражнений теме: «Координатная плоскость»
Построение фигуры на координатной плоскости по заданным координатам ее точек
Построение фигуры симметричной данной относительно осей,
начала координат на координатной плоскости.
Решение нестандартных упражнений теме: «Координатная плоскость»
Умножение обыкновенных дробей.
Решение упражнений теме: «Умножение обыкновенных дробей»
Деление обыкновенных дробей
Выполнение теста по теме: «Положительные и отрицательные числа»
Решение упражнений теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей»
Правило умножения для комбинаторных задач.
Решение задач по теме: «Правило умножения для комбинаторных задач»
Решение комбинаторных задач.
Контрольная работа № 3 по теме: «Умножение,
деление обыкновенных дробей. Координатная плоскость».
Глава 2. Преобразование буквенных выражений.
Раскрытие скобок. Распределительный закон умножения.
Правила раскрытия скобок
Решение упражнений теме: «Раскрытие скобок»
Решение уравнений с применением правила раскрытия скобок
Упрощение выражений. Приведение подобных слагаемых.
Упрощение выражений с применением распределительного свойства умножения.
Упрощение выражений. Выполнение теста «Преобразование буквенных выражений»
Алгоритм решения уравнений.
Преобразование уравнения к виду:
ах=b. Решение уравнения ах=b.
Решение уравнений переносом слагаемых из одной части
уравнения в другую
Решение уравнений.
Понятия о математической модели, о математическом моделировании.
Решение задач на составление уравнения.
Табличный способ записи условия задачи.
Решение задач, выделяя три этапа математического моделирования.
Решение задач на составление уравнения. Задачи на движение по дороге и реке.
Решение задач на, выделяя три этапа математического моделирования.
Задачи на понижение концентрации.
Подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа № 4 по теме: «Решение уравнений,
задач с помощью составления уравнений»
Анализ контрольной работы. Задачи на смешивание растворов разных концентраций.
Повторение и обобщение изученного материала за II четверть
Все действия с положительными и отрицательными числами.
Решение уравнений и задач
III четверть
Правило нахождение части от целого и целого по его части.
Применение правила нахождения части от
целого и целого по его части к решению задач на проценты.
Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части.
Решение задач на части и проценты.
Окружность. Длина окружности.
Решение задач по теме: «Окружность. Длина окружности».
Решение задач на построение центра окружности, если он не обозначен.
Правильный многоугольник.
Круг. Площадь круга.
Решение задач на применение формулы площади круга.
Решение задач по теме: «Круг. Площадь круга. Длина окружности».
Шар. Сфера.
Решение задач по теме:
«Шар. Сфера»
Выполнение теста №2 по теме: «Преобразование буквенных выражений»
Работа над ошибками. Подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа № 5 по теме: «Площадь круга. Длина окружности»
Итоговый урок темы: «Преобразование буквенных выражений»
Глава 3. Делимость натуральных чисел.
Делители и кратные.
Понятие о НОД и НОК.
Решение упражнений по теме:
«Делители и кратные»
Делимость произведения.
Решение упражнений по теме: «Делимость произведения»
Повторение. Действия с дробями.
Делимость суммы и разности чисел.
Применение свойств делимости к решению примеров.
Решение упражнений по теме:
«Делимость суммы и разности чисел»
Признаки делимости на 2, 5, 10
Признаки делимости на 4 и 25
Решение упражнений по теме: «Признаки делимости на 2, 5, 10, 4, 25»
Формула четных, нечетных чисел.
Применение признаков делимости к сокращению дробей
Признаки делимости на 3, 9.
Сокращение дробей с применением признаков делимости.
Решение упражнений по теме: « Признаки делимости»
Контрольная работа № 6 по теме:
«Признаки делимости»
Простые числа и составные числа.
Разложение на простые множители.
Решение упражнений по теме: «Разложение на простые множители»
Сокращение дробей с применением
разложения чисел на простые множители.
Наибольший общий делитель.
Решение упражнений по теме: «Наибольший общий делитель»
Повторение. Действия с дробями. Сокращение дробей с
помощью нахождения НОД
Решение задач на смеси и сплавы с помощью составления уравнения
Взаимно простые числа.
Признак делимости на
произведение.
Наименьшее общее кратное.
Приведение дробей к общему знаменателю. Действия с дробями.
Решение нестандартных заданий
по теме: «Наименьшее общее
кратное, наибольший общий
делитель»
Выполнение теста №3 по теме: «Делимость натуральных чисел»
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа № 7 по теме:
«Наибольший общий делитель.
Наименьшее общее кратное»
Глава 4.
Математика вокруг нас.
Отношения двух чисел.
Решение упражнений по теме: «Отношения двух чисел».
Положительные и отрицательные числа.
Все действия с положительными и отрицательными числами
Преобразование буквенных выражений
Решение текстовых задач
Итоговая контрольная работа
Анализ и работа над ошибками
Итоговой контрольной работы.
Решение занимательных,
олимпиадных задач и задач
повышенной сложности
Итоговое тестирование
за курс 6 класса
Повторение.
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы
Состав УМК для 6 класса:
Информационное обеспечение курса осуществляется с помощью разработанных к этому УМК ресурсов Единой цифровой образовательной коллекции school-collection.edu.ru/
Учебно-методический комплект
-
«Математика. 6 класс» /И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - М. Мнемозина, 2012
-
Математика . 5-6 класс. Методическое пособие для учителей. Мордкович А.Г., Зубарева И.И. - М.: Мнемозина, 2012
-
Тесты. Математика 5-6 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений. Тульчинская Е.Е. - М.: Мнемозина, 2007.
-
Математика. 6 класс. Блицопрос: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений
/Е.Е. Тульчинская. - М.: Мнемозина, 2007.
-
Математика. 6 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева и др. - М.: Мнемозина, 2015
-
Зубарева И.И. Математика 6 класс. Рабочая тетрадь №1 и №2: учеб. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И.Зубарева. - М.: Мнемозина,2012г .
-
Приложение
Контрольные работы
Контрольная работа №1 по теме: «Координатная прямая. Противоположные числа, модуль числа. Сравнение чисел».
Вариант 1
1. Отметьте на координатной прямой числа:
2; -3,7; 3,5; -1,5.
Запишите:
а) наибольшее число;
б) наименьшее число;
в) число, имеющее наибольший модуль;
г) число, имеющее наименьший модуль.
2. Запишите число, противоположное данному:
а) 0,5; б) -7; в) 0.
3. Запишите x , если:
а) -х = 5; б) х = -; в) х = 0.
__________________________________________
4. Сравните числа и их модули:
а) -5,8 и -0,1; б) - и -.
5. Вычислите:
а) -; б) - .
Вариант 2
1. Отметьте на координатной прямой числа:
-2; 2,5; 3; -4.
Запишите:
а) наибольшее число;
б) наименьшее число;
в) число, имеющее наибольший модуль;
г) число, имеющее наименьший модуль.
2. Запишите число, противоположное данному:
а) -10; б) 0; в) .
3. Запишите x , если:
а) х = ; б) х = 0; в) -х = -5,2.
__________________________________________
4. Сравните числа и их модули:
а) -8,3 и -3,8; б) - и -.
5. Вычислите:
а) + ; б) - .
Контрольная работа №2 по теме: «Алгебраическая сумма. Вычисление значений числовых выражений, содержащих знаки плюс, минус и скобки».
Вариант 1
1. Найдите значение выражения:
-
Аа) -8 + 5;
Вв) -10 - 9;
Бб)17 - 25;
Гг) -45+ 60.
2. Вычислите:
а) ; б) -; в) .
3. Найдите значение алгебраической суммы:
-4,1 + (-8,3) - (-7,3) - (+1,9).
________________________________________________________________________
4. В магазин завезли 700 кг овощей, которые были проданы за 3 дня. В первый день было продано 40% овощей, во второй - 58% остатка. Определите массу овощей, проданных в третий день.
5. Предприниматель закупил партию сахара, которая была продана за три дня. В первый день было продано 36 ц, что составило 40% всей партии, во второй день - 35% остатка. Определите массу сахара, проданного в третий день.
Вариант 2
1. Найдите значение выражения:
Аа) -7 -15;
Вв) -16+ 20;
Бб) 23 - 40;
Гг) -9 + 3.
2. Вычислите:
а) ; б) ; в) .
3. Найдите значение алгебраической суммы
-8,9 + (+18) - (+1,1) - (-12).
________________________________________________________________________
4. Туристический теплоход был в пути три дня. В первый день он прошел 210 км, что составило 35% всего пути, а во второй - 40% оставшегося расстояния. Сколько километров прошел теплоход в третий день?
5. Предприятием по изготовлению пластиковой тары было изготовлено 5000 бутылок, которые были проданы за три дня. В первый день было продано 30% этого количества, а во второй - 70% остатка. Какое количество бутылок было продано в третий день?
Контрольная работа №3 по теме: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Координатная плоскость. Числовые промежутки».
Вариант 1
1. Вычислите:
а) -0,4 7,1; б) ; в) .
2. Отметьте на координатной плоскости точки:
A(-7;-2), B(2;4), C(1;-5), D(-3;-1).
Запишите координаты точки пересечения отрезка AB и прямой CD.
________________________________________________________________________3 . Найдите значение выражения:
(2,4 + 0,78) (-0,5) - (8,57 - 19,826) : 2,01.
4. Дана аналитическая модель числового промежутка:
-4 х 3.
Постройте его геометрическую модель и составьте соответствующую символическую запись.
Вариант 2
1. Вычислите:
а) 2,4 (-0,8); б) ; в) .
2. Отметьте на координатной плоскости точки:
A(-5;1), B(5;5), C(-2;8), D(4;-7).
Запишите координаты точки пересечения отрезка AB и прямой CD.
______________________________________________________________________
3 . Найдите значение выражения:
(4,3 - 6,58) 2,5 + (-16,8 + 70,98) : (-8,4).
4. Дана аналитическая модель числового промежутка:
х -4.
Постройте его геометрическую модель и составьте соответствующую символическую запись.
Контрольная работа №4 по теме: «Раскрытие скобок. Решение равнений. Решение задач с выделением трёх этапов математического моделирования».
Вариант 1
1. Упростите выражение: 6(3a - b) - 2(a - 3b).
2. Решите уравнение: 10 - 2(3x + 5) = 4(x - 2).
3. В городе два овощных склада. По ошибке на один из них завезли в 4 раза больше картофеля, чем на другой. Чтобы уравнять количество картофеля на обоих складах, пришлось с первого склада перевезти на второй 630 т картофеля. Сколько тонн картофеля было завезено на каждый склад первоначально?
________________________________________________________________________
4. Вычислите:
.
5. Цена яблок - 30 р., а цена груш - 40 р. за 1 кг.
а) На сколько процентов груши дороже яблок?
б) На сколько процентов яблоки дешевле груш?
Вариант 2
1. Упростите выражение: 5(4x - y) - 3(y + 2x).
2. Решите уравнение: 7(x - 5) + 1 = 2 - 3(2x -1).
3. В результате ошибки, при комплектовании составов пассажирских поездов один состав оказался в полтора раза длиннее другого. Чтобы уравнять число вагонов в обоих поездах, от первого состава отцепили 4 вагона и прицепили их ко второму составу. Сколько вагонов было в каждом составе первоначально?
________________________________________________________________________4 . Вычислите:
.
5. Зимние ботинки стоят 2000 р., а осенние 1500 р.
а) На сколько процентов зимние ботинки дороже осенних?
б) На сколько процентов осенние ботинки дешевле зимних?
Контрольная работа №5 по теме: «Длина окружности, площадь круга. Часть от целого и целое по его части».
Вариант 1
1. Считая, что = 3,14, определите длину окружности и площадь круга, если радиус R = 5 см.
2. Кукурузой занято 84 га, что составляет площади всего поля. Определите площадь поля.
3. Площадь поля 84 га, из них занято картофелем. Определите площадь, занятую картофелем.
________________________________________________________________________
4. В первый день Маша прочитала 36% книги, а во второй остатка, после чего ей осталось прочитать 48 страниц. Сколько страниц в книге?
5. Вычислите: 8 2 - 10 3.
Вариант 2
1. Считая, что = 3,14, определите длину окружности и площадь круга, если радиус R = 7 см.
2. Площадь поля 75 га, из них занято картофелем. Определите площадь, занятую картофелем.
3. Картофелем занято 75 га, что составляет площади всего поля. Определите площадь поля.
________________________________________________________________________
4. За первый месяц со склада было вывезено хранившегося там запаса муки, а за второй 15% оставшейся муки, после чего на складе осталось 76.5 т муки. Сколько муки было заложено на хранение на склад?
5. Вычислите: -10 : 1 + 3 : 1.
Контрольная работа №6 по теме: «Делители и кратные. Признаки делимости».
Вариант 1
1. Даны числа 1724, 3965, 7200, 1134.
Выберите те из них, которые делятся:
а) на 2;
б) на 3;
в) на 5.
2. Используя признаки делимости, сократите дробь:
а) ; б) .
3. Можно ли сделать три одинаковых букета из 42 тюльпанов, 21 нарцисса и 6 веточек мимозы?
________________________________________________________________________
4. Найдите частное: 18 ab : 6a.
5. На двух складах хранилось 450 т овощей. После того как с одного склада перевезли на другой 75 т овощей, на втором складе овощей стало в 2 раза больше, чем на первом. Сколько тонн овощей было на каждом складе первоначально?
Вариант 2
1. Даны числа 8141, 3615, 4833, 3240.
Выберите те из них, которые делятся:
а) на 3;
б) на 5;
в) на 9.
2. Используя признаки делимости, сократите дробь:
а) ; б) .
3. Имеется 18 карандашей, 36 ручек и 5 блокнотов. Можно ли из них сделать 9 одинаковых наборов?
________________________________________________________________________
4. Найдите частное: 15xy : 5x
5. В двух кабинетах было 68 стульев. После того как из одного кабинета в другой перенесли 9 стульев, в первом кабинете стульев оказалось в 3 раза меньше, чем во втором. Сколько стульев было в каждом кабинете первоначально?
Контрольная работа №7 по теме: «Простые числа. Разложение числа на простые множители. НОК, НОД».
Вариант 1
1. Разложите на простые множители числа: а) 126; б) 84.
2. Найдите: а) НОД (126; 84); б) НОК(126; 84).
3. Сократите дробь .
________________________________________________________________________
4. Вычислите: .
5. Найдите значение выражения:
+ 1: .
Вариант 2
1. Разложите на простые множители числа: а) 105; б) 924.
2. Найдите: а) НОД (105; 924); б) НОК(105; 924).
3. Сократите дробь .
________________________________________________________________________
4. Вычислите: .
5. Найдите значение выражения:
+ 1 : .
Контрольная работа №8 по теме: «Отношения. Пропорциональность величин. Решение задач с помощью пропорций».
Вариант 1
1. Для изготовления сплава взяли золото и серебро в отношении 2 : 3. Определите, сколько килограммов каждого металла в слитке этого сплава массой 7,5 кг.
2.Перед посадкой семена моркови смешивают с песком в отношении 2 : 5. Определите массу семян, если песка потребовалось 200 г.
3. Для изготовления 12 деталей требуется 0,48 кг металла. Сколько деталей можно изготовить из 0,8 кг металла?
________________________________________________________________________
4.Вычислите: + .
5. Двигаясь со скоростью 64 км/ч, автобус прибыл в пункт назначения через 3,5 ч. На сколько меньше времени ему потребовалось бы на этот путь, если бы он двигался со скоростью 89,6 км/ч?
Вариант 2
1. Для изготовления 42 кг земляной смеси использовали песок и чернозем в отношении 2 : 5. Определите массу песка и массу чернозема в этой смеси.
2. Для приготовления опары смешали молоко и муку в отношении 3 : 2. Сколько взяли молока (в килограммах), если муки было взято 5 кг?
3. Расход бензина на 760 км составил 49,4 л. Сколько бензина потребуется на 1140 км?
________________________________________________________________________
4. Вычислите: + .
5.18 самосвалов одинаковой грузоподъемности могут вывезти грунт за 200 поездок. Сколько самосвалов надо добавить, чтобы сократить число поездок до 150?
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса.
Вариант 1
1. Вычислите: .
2. Выполните действия: .
3. Упростите выражение: 5(3 + 2x) - 2(12 - 8x).
4. В одной цистерне в 4 раза меньше нефти, чем во второй. После того как в первую цистерну добавили 20 т нефти, а из второй откачали 19 т, нефти в обеих цистернах стало поровну. Сколько тонн нефти было в каждой цистерне первоначально?
5. Туристы были в пути 3 дня. В первый день они преодолели 36% всего расстояния, во второй 52% оставшегося, а в третий - 54 км. Найдите длину всего пути.
Вариант 2
1. Вычислите: .
2. Выполните действия: .
3. Упростите выражение: -7(6x + 3) - 5(4 - x).
4. На одном складе было в 2,5 раза меньше овощей, чем на второй. После того как на первый склад завезли 180 т овощей, а на второй 60 т, овощей на обоих складах стало поровну. Сколько тонн овощей было на каждом складе первоначально?
5. Поле, площадью 18 га вспахали за 3 дня. В первый день вспахали 35% всего поля, а во второй 40% оставшейся площади. Сколько гектаров вспахали в третий день?