Статья «Формирование навыков самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения математике»

статья предназначена для начинающих преподавателей математики, она будет способствовать организации самостоятельной работы студентов, развитию логического мышления, умению самостоятельно добывать знания, умению работать в парах, группах, распределять задания. Способствует развитию навыков составления ребусов и кроссвордов, решения физических задач с использованием понятия вектора и других видов  индивидуальных самостоятельных работ. В статье выделены типы самостоятельных работ: по образцу, вариа...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное учреждение

Среднее профессиональное образование

Кемеровский профессионально-технический техникум

Малыгина Г.С.,

Преподаватель математики Государственного Образовательного учреждения Среднего Профессионального образования «Кемеровский профессионально-технический техникум», «Заслуженный учитель РФ».



Формирование навыков самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения математике.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предполагает значительное увеличение количества часов на индивидуальную самостоятельную работу обучающихся, но не предусматривает количество часов на реализацию контроля над индивидуальной самостоятельной работой.

При разработке программ преподаватели планируют тематику индивидуальных самостоятельных работ по каждому разделу учебной дисциплины заранее, для того, чтобы более продуктивно осуществлять реализацию программы.

Мной разработаны шесть программ по математике для обучения групп различных специальностей, в которых предусмотрены индивидуальные самостоятельные работы следующей тематики:

-Применение вычислительных навыков при решении задач на вычисление объемов тел и площадей фигур в строительстве зданий и сооружений;

-Использование понятия логарифма при разработке программ информационных технологий;

-Составление ребусов и кроссвордов с использованием понятий степеней и корней;

-Подбор материала для конкурса «Математика и проектирование» и подготовка презентации;

-Использование стереометрических фигур в архитектурном строительстве;

-Использование формулы коэффициента комфортности жилища при проектировании зданий и сооружений;

-Решение физических задач с использованием понятия вектора;

-Использование функций углов при решении задач технического обеспечения автомобильного транспорта;

-Использование графиков тригонометрических функций при создании информационных программ;

-Подбор и анализ информации для подготовки презентации на тему «Использование графиков в строительстве зданий и сооружений»;

-Подбор материала для презентации на тему: «Математика и архитектура».

Одна из целей проведения самостоятельных работ - достижение такого уровня развития обучающихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, т.е. самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

Проблема методики формирования умений самостоятельной работы является актуальной для преподавателей общеобразовательных дисциплин и специальных дисциплин.

Ядром любой самостоятельной работы является проблема, задача, противоречие. Реализация самостоятельной работы приводит к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

В своей работе использую различные типы самостоятельных работ:

-самостоятельные работы по образцу;

-вариативные самостоятельные работы;

-исследовательские;

-творческие.

Применяю виды самостоятельных работ:

-работа с учебником;

-работа со справочной литературой;

-работа с интернетом;

-самостоятельное составление задач;

-работа со схемами;

-работа с графиками;

-подготовка презентации.

Высоким баллом оцениваю нестандартный подход к решению заданий, смелую идею, умный вопрос, постановку проблемы.

Достигнув более высокого уровня, учащиеся сами начинают придумывать ключи к сложным задачам, творческим заданиям, решению задачи несколькими способами, составлять задачи, писать рефераты, разрабатывать презентации.

Одной из актуальных проблем в настоящее время является использование электронных средств обучения в практике организации самостоятельной работы студентов, которые содержат в себе интерактивные элементы, интернет-страницы, на которых читатели обсуждают актуальные проблемы и делятся мнениями.

Особое значение приобретает вопрос возможности обратной связи студента с преподавателем вне аудитории.

Как найти время для реализации контроля над выполнением самостоятельных работ? Очень важно, чтобы результаты этих творческих работ демонстрировались публично.

Основными формами контроля самостоятельных работ считаю уроки-конференции, уроки-аукционы знаний (в рамках «Недели математики»), защита рефератов, уроки решения одной задачи разными способами, презентации проектов.

Основными критериями оценки самостоятельных работ, считаю:

-актуальность тематики;

-доходчивость;

-научность, достоверность;

-практическая значимость для будущей специальности.

Способы реализации контроля:

-подведение итогов на зачётном занятии;

-часы индивидуальных консультаций;

-защита рефератов.

Так, например, на занятии факультативного курса «Математика и архитектура», одно из заданий - «Определение коэффициента комфортности жилища», которое требует не только умения вычислять объёмы и площади поверхностей геометрических тел, но и умения анализировать, сравнивать и проявлять творческий подход.

Другое задание для самостоятельной работы: «Использование формул для вычисления площадей плоских фигур при строительстве детских площадок».

При подготовке к конференции «Математика вокруг нас» (в рамках «Недели математики»), студенты второго курса группы ПР-101 подготовили презентации на темы:

«Математика и искусство», «Элементы комбинаторики», «Математика и архитектура», «Золотое сечение» и др.

© 2010-2022