- Преподавателю
- Математика
- Конспект внеклассного мероприятия по математике Ворон, тьма, легион и колода
Конспект внеклассного мероприятия по математике Ворон, тьма, легион и колода
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Коткина М.А. |
Дата | 19.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «ООШ с.Коткино»
Математический праздник
Ворон, тьма, легион и колода…
Цель: формировать познавательный интерес к математике; показать пятиклассникам и шестиклассникам в занимательной форме что математика интереснейшая наука, где есть свои тайны, загадки, открытия; развивать любознательность, смекалку.
Оборудование: музыкальное сопровождение, плакаты и рисунки на доске, выполненные учащимися, презентация «Пифагор», компьютер, проектор, раздаточный материал для конкурсов.
«… знай же то, что есть сто и что есть тысяча, и что есть тьма, и что есть легион, и что есть леорд…»(из русской рукописи XVII)
Участники мероприятия: ведущие - учащиеся 9 класса Голубев Дмитрий и Безумов Николай, докладчики - Метсо Татьяна, Помешкин Григорий.
Ход мероприятия:
Звучит музыка , ведущие начинают мероприятие.
1-й ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по увлекательным дорогам страны математики.
2-й ведущий. Ребята, а везде ли в жизни нужна математика?( ответы участников ).
1-й ведущий. Зарождение математики связано с практической деятельностью людей их нужд. Рано возник в России интерес к науке в широких слоях населения. Сохранились сведения о школах при Владимире Святославовиче (978-1015), при Ярославе Мудром (1036 - 1054).Основной предпосылкой для математических знаний служит нумерация, которая у разных древних народов имела различный вид (демонстрируется слайд). По-видимому все народы вначале обозначали числа зарубками на палочках, которые на Руси назывались бирками.
2-й ведущий. А почему наш математический праздник называется «Ворон, тьма, легион и колода»? Неужели и эти столь загадочные слова связаны каким-то образом с математикой?
1-й ведущий. Конечно, ведь так в старину на Руси называли большие числа и расскажет нам об этом Метсо Татьяна (демонстрируется слайд с изображением славянской нумерации).
Тема сообщения «Старинная русская нумерация».«Числа наши предки писали при помощи славянского алфавита, над которыми ставился особый знак - титло…»
2-й ведущий. Любая наука, и математика в особенности, строится на фундаменте знаний, добытых в предшествующие эпохи. Не усвоив этих знаний, трудно понять, что совершается в области науки теперь.
1-й ведущий. А теперь перейдем к конкурсным заданиям. Командам дается 3 минуты на задания. Побеждает та команда, которая первая решит задачу.
2-й ведущий. Найдите сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. ( ведущий, заслушав способы решения, ответы рассказывает о истории этой задачи. Как маленький Гаусс - будущий великий ученый - решил эту задачу в детстве). Демонстрируется слайд с портретом ученого.
1-й ведущий. А вот великий математик прошлого Пифагор, изучая числовой ряд 1,3,5,7,9…подметил интересную закономерность.
2-й ведущий. Что за числовой ряд, который рассматривал Пифагор? Ответы учащихся: ряд нечетных чисел. Какие числа относятся к нечетным? Ответы: те, которые не делятся на 2. А теперь мы вам предлагаем сделать открытие, которое сделал великий Пифагор еще в VII в. до н.э. за 3 минуты вы должны вычислить суммы:
1+3; 1+3+5; 1+3+5+7; 1+3+5+7+9.
Вывод: каждый раз получается число, равное квадрату количества слагаемых. В последнем примере должно получится 625=.
Учитель истолковывает геометрический смысл:
1 1+3 1+3+5 1+3+5+7 1+3+5+7+9
Таким образом, по рисункам видно, что при добавлении к предыдущей сумме следующего числа всегда получается квадрат.
Учитель. О жизни Пифагора нам расскажет Помешкин Григории. Рассказ сопровождается презентацией.
1-й ведущий. Задание: даны четыре плитки, одна из которых лишняя. Найдите эту лишнюю плитку, установив закономерность, по которой подобраны другие три плитки.
86
35
54
74
48
15
22
28
Для учителя: лишней является плитка №3, так как у всех других произведение цифр, составляющих число вверху, равно числу внизу.
2-й ведущий. А теперь предлагаем вам порешать старинные задачи-шутки, задачи-загадки. Командам по-очереди ведущие зачитывают задачи.
Задачи из сборников занимательных задач конца XVIII века
1. Сколько уток ?
Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?
2. Что это такое?
Что это такое: две ноги сидели на трех, а когда пришли четыре и утащили одну, то две ноги, схватив три, бросили их в четыре. Чтобы четыре оставили одну?
3. Возможно ли такое?
Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?
4. Много ли ног?
Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка. На каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице?
1-й ведущий. Наш праздник подошел к концу. Подводятся итоги.