Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

Данный урок будет полезен учителям математики для при изучении темы "Многогранники. Прямоугольный параллелепипед". Конспект урока содержит теоретический материал и задание практической направленности. Так же материал урока содержит домашнее задание и решение к нему. Материал данного урока можно использовать на уроках геометрии как в базовом так и профильном классе.
Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Многогранники. Параллелепипед.

Цель:

Обучающая: дать определение многогранника, рассмотреть его основные элементы

Формировать понятие параллелепипеда, его свойств.

Использовать свойства прямоугольного параллелепипеда при решении задач

Развивающая:

- развивать графические навыки, навыки изображения пространственных фигур

- развивать пространственное мышление;

Воспитательная:

Развивать умение слушать, высказывать свое мнение, самостоятельность

Воспитывать такое качество как познавательная активность

План урока:

  1. Актуализация знаний

  2. Изучение новой темы

  3. Доказательство теоремы и вывод формул.

  4. Решение задач

  5. Рефлексия.

  6. Итоги урока.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний: в 10 классе мы с вами начали изучать раздел геометрии - стереометрия. Стереометрия -это раздел геометрии, в котором изучаются свойство фигур в пространстве.

-Давайте вспомним основные аксиомы стреометрии (учащиеся у доски отвечают и выполняют чертеж)

- Каково может быть взаимное расположение прямых в пространстве?

- Каково может быть взаимное расположение плоскостей в пространстве?

Тема нашего урока - многогранники. Скажите, а какие многогранники вам знакомы? Встречаются ли они в жизни? Природе?

Рассмотрим многогранники:

Определение многогранника:

Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

Поверхность, составленная из многоугольников, и ограничивающая, некоторое геометрическое тело, называют многогранником.

Основными элементами многогранника являются грани, ребра, вершины.

Грани - это многоугольники, составляющие многогранник.

Ребра - это стороны граней.

Вершины - это концы ребер.

С каким многогранником мы с вами уже встречались? (прямоугольный параллелепипед)

Определение параллелепипеда:

Поверхность, составленная из двух равных параллелограммов АВСD и А1В1С1D1 и четырех параллелограммов АВВ1А1, ВСС1В1, СDD1С1, DАА1D1, называется параллелепипедом (рис. 1).

Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

Рис. 1

2. Свойства параллелепипеда

1. Противоположные грани параллелепипеда параллельны и равны.

(фигуры равны, то есть их можно совместить наложением)

Например:

АВСD = А1В1С1D1 (равные параллелограммы по определению),

АА1В1В = DD1С1С (так как АА1В1В и DD1С1С - противоположные грани параллелепипеда),

АА1D1D = ВВ1С1С (так как АА1D1D и ВВ1С1С - противоположные грани параллелепипеда).

Давайте выполним практическую работу: (учащимся предлагается провести диагонали параллелепипеда и сделать вывод о их свойствах)

2. Диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и делятся этой точкой пополам.

Диагонали АС1, В1D, А1С, D1В пересекаются в одной точке О, и каждая диагональ делится этой точкой пополам (рис. 2).

Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

Рис. 2

3. Имеются три четверки равных и параллельных ребер: 1 - АВ, А1В1, D1C1, DC, 2 - AD, A1D1, B1C1, BC, 3 - АА1, ВВ1, СС1, DD1.

3. Прямой параллелепипед

Определение. Параллелепипед называется прямым, если его боковые ребра перпендикулярны основаниям.

Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

Рис. 3

4. Прямоугольный параллелепипед

Определение. Параллелепипед называется прямоугольным, если его боковые ребра перпендикулярны к основанию. Основания являются прямоугольниками.

Параллелепипед АВСDА1В1С1D1 - прямоугольный (рис. 4), если:

1. АА1⊥ АВСD (боковое ребро перпендикулярно плоскости основания, то есть параллелепипед прямой).

2. ∠ВАD = 90°, т. е. в основании лежит прямоугольник.

Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

Рис. 4

Прямоугольный параллелепипед обладает всеми свойствами произвольного параллелепипеда. Но есть дополнительные свойства, которые выводятся из определения прямоугольного параллелепипеда.

5. Свойства прямоугольного параллелепипеда

1. В прямоугольном параллелепипеде все шесть граней прямоугольники.

АВСD и А1В1С1D1 - прямоугольники по определению.

2. Боковые ребра перпендикулярны основанию. Значит, все боковые грани прямоугольники.

3. Все двугранные углы прямоугольного параллелепипеда прямые.

6. Теорема

Квадрат диагонали прямоугольного параллелепипеда равен сумме квадратов трех его измерений.

Примечание. Длины трех ребер, исходящих из одной вершины, являются измерениями прямоугольного параллелепипеда. Их иногда называют длина, ширина, высота.

Дано: АВСDА1В1С1D1 - прямоугольный параллелепипед (рис. 5).

Доказать: Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед.

Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

Рис. 5

Доказательство:

Прямая СС1 перпендикулярна плоскости АВС, а значит, и прямой АС. Значит, треугольник СС1А - прямоугольный. По теореме Пифагора:

Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

Рассмотрим прямоугольный треугольник АВС. По теореме Пифагора:

Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

Но ВС и AD - противоположные стороны прямоугольника. Значит, ВС = AD. Тогда:

Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

Так как Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед, а Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед, тоУрок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Поскольку СС1 = АА1, то Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипедчто и требовалось доказать.

7. Следствие

Диагонали прямоугольного параллелепипеда равны.

Обозначим измерения параллелепипеда АВС как a, b, c (см. рис. 6), тогда АС1 = СА1 = В1D = DВ1 = Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

Рис. 6

8. Куб

Определение. Прямоугольный параллелепипед, у которого все три измерения равны, называется кубом.

Все грани куба - это равные квадраты.

9. Задача

Найти диагональ куба с ребром 1 (рис. 7).

Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

Рис. 7

Решение:

Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед см.

Ответ: Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед см.

Рефлексия:

Давайте вспомним цели нашего урока. Достигли мы этих целей?

Домашнее задание:

  1. В прямоугольном параллелепипеде Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипедизвестно, что Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед, Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед, Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Найдите длину ребра

Решение.

Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

Найдем диагональ Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипедпрямоугольника Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипедпо теореме Пифагора:

Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед.

Рассмотрим прямоугольный треугольник Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. По теореме Пифагора

Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед.

Ответ: 1.

  1. Найдите диагональ прямоугольного параллелепипеда, если его измерения равны а) 1, 1, 2; б) 8, 9, 12; в) √39 , 7, 9.

Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед



  1. Найдите диагонали прямоугольного параллелепипеда по трем его измерениям: 1) 1, 2, 2; 2) 2, 3, 6; 3) 6, 6, 7.

Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед







Урок по геометрии на тему Многогранники. Прямоугольный параллелепипед

© 2010-2022