ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФГОС ООО устанавливает различные  требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Одним из принципиально новых подходов в образовании, устанавливаемых ФГОС, является его деятельностное содержание: не передача материала, а обучение способам деятельности, ход от передачи ЗУН к формированию способностей. Требования ФГОС включают также и формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Выступление на тему:

«ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»









Содержание


Пояснительная записка

1. Психолого-педагогические аспекты рассмотрения понятия «внимание».

  1. . Определение термина внимание

  2. . Психолого-педагогические аспекты внимания

  3. . Виды внимания

1.3.1. Непроизвольное внимание

1.3.2. Произвольное внимание

1.3.3. Послепроизвольное внимание

1.4.Основные свойства внимания

  1. Организация и развитие внимания

  2. Комплекс упражнений на развитие внимания учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

Приложения:

Приложение1. Примеры упражнений на концентрацию внимания

Приложение2. Примеры упражнений на переключение внимания


Приложение3. Упражнения на развитие внимания


Приложение4. Упражнения на развитие всех свойств внимания в среде УМК «Живая математика»


Литература





























Пояснительная записка

Цели:

Создание условий

1) для повышения качества образования;

2) для достижения новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства;

3) для формирования и развития универсальных учебных действий;

4) для формирования готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Задачи:

Рассмотрение теоретических основ для создания системы упражнений на развитие внимания учащихся на уроках, классификация таких упражнений и задач, создание банка задач на развитие внимания.

Актуальность:

ФГОС ООО устанавливает различные требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Одним из принципиально новых подходов в образовании, устанавливаемых ФГОС, является его деятельностное содержание: не передача материала, а обучение способам деятельности, ход от передачи ЗУН к формированию способностей. Требования ФГОС включают также и формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Правильная организации внимания учащихся на уроках необходима для реализации этих целей, и, в первую очередь, для организации условий, инициирующих способы деятельности у учащихся.

В настоящее время, этапе введения ФГОС основного общего образования, рассмотренная тема очень актуальна и содержит огромный потенциал и перспективы развития.

Новизна:

Рассмотрен спектр заданий на развитие внимания, как такового, и таких свойств внимания, как концентрация и переключение, необходимых для успешного обучения, овладения регулятивными универсальными учебными действиями в части осуществления констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и по способу действия, актуального контроля на уровне произвольного внимания.





Психолого-педагогические аспекты рассмотрения понятия «внимание».

«…Внимание есть именно та дверь,

через которую проходит всё,

что только входит в душу человека

из внешнего мира».

К.Д. Ушинский.


В процессе модернизации образования особую актуальность приобретает развитие внимания учащихся. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок не может ориентироваться в огромном информационном мире. И не случайно среди многих причин слабой успеваемости учащихся психологи называют недостатки внимания. Проблема развития внимания в процессе обучения как математике, так и других предметов неоднократно становилась предметом педагогических, психологических исследований.

П.Я. Гальперин охарактеризовал внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля. Л.Д.Столяренко определяет внимание как направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

В зависимости от специфики этого развития и получаются различные виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности.


Факторы организующие непроизвольное внимание

Сила, новизна,

внезапность,

яркость,

длительность,

динамика


Потребности,

интересы,

эмоции, чувства

прошлый опыт,

установка

на внимание



ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ












Схеме 1. Факторы организующие непроизвольное внимание


Активизация непроизвольного внимания

спросить о том, что нового будет на уроке



держать паузу вместо замечания



применять наглядность



использовать игровые формы работы



использовать стихи, песни, сказки, исторический материал, межредметность



ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ












Схема 2. Активизация непроизвольного внимания


В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.


Признаки

произвольного внимания



Осознанность

Включённость

Волевые усилия

Самоприказы,

самоинструкции



Удержание

цели деятельностиОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ













Схема 3. Признаки произвольного внимания


Условия сохранения произвольного внимания



осознание долга и обязанности

привычные условия работы

отчётливое понимание цели и задачи

создание благоприятных условий для деятельности

устойчивость интересовОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ












Схема 4. Условия сохранения произвольного внимания


Ещё один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы "входит" в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Такое внимание было названо послепроизвольным (Н. Ф. Добрыниным,).

Проявив сначала произвольное внимание и заставив себя заниматься каким-либо делом без выраженного интереса к нему, человек скорее заинтересовывается этим делом настолько, что отпадает необходимость прилагать усилия для удержания внимания на нём. Внимание из произвольного становится непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.


Признаки

послепроизвольного внимания



Увлечённость,

интерес



Абсолютная

включённостьОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Отсутствие

волевых

усилий и

напряжения





Схема 5. Признаки послепроизвольного внимания


Условия сохранения длительного внимания

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





умственная деятельность должна сопровождаться моторной деятельностью

углубление понимания материала

возрастание уверенности при решении задач







Схема 5. Условия сохранения длительного внимания


Учебная работа требует различных видов внимания. Когда в педагогической психологии речь идет о видах внимания, это значит, что ставится вопрос об умении учащихся управлять своим вниманием, о приемах организации своего внимания в зависимости от различных задач, которые ставятся перед учениками.

Несомненно, что в учебном процессе важную роль играет непроизвольное внимание, связанное с яркостью, занимательностью учебного материала и таким же способом его преподнесения. Но нельзя строить учебно-воспитательный процесс, даже в младших классах, только на основе этого вида внимания. В школьной практике необходимо, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное. Однако следует учитывать, что постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительная. Это и определяет особое значение непроизвольного внимания в процессе обучения.


Виды внимания

Условия возникновения

Основные характеристики

Непроизвольное

Действие сильного,

контрастного, значимого и вызывающего

эмоциональный отклик,

раздражителя

Непроизвольность,

легкость возникновения

и переключения

Произвольное

Постановка, принятие

задач и целей учащимися

Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет

Послепроизвольное

Вхождение в деятельность и возникающий,

в связи с этим, интерес

Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение





Основные свойства внимания.


«Внимание к объекту вызывает естественную потребность что - то сделать с ним. Действие же ещё более сосредотачивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создаёт крепкую связь с объектом».

К.С. Станиславский


Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объём внимания. Каждое из этих свойств может быть представлено двумя противоположными вариантами его проявления в жизни. Например, внимание может быть устойчивым и неустойчивым, концентрированным и рассеянным, переключаемым и ригидным, с большим и с малым объёмом.

Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум, до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

Концентрацией внимания называется его свойство, благодаря которому человек может сосредоточить его на чём-либо одном, отвлекаясь от всего остального, что он в данный момент времени осознаёт или воспринимает.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Под переключаемостью понимается его сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Ригидность как противоположное свойство переключаемости проявляется в том, что внимание, напротив, с трудом переходит с одного объекта на другой. На это расходуется много времени, причём отвлечение внимания от одного объекта не является полным, так же как и концентрация внимания на новом объекте.

Все указанные свойства внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) представляют собой его качественные особенности. Но внимание человека обладает и количественной характеристикой - объёмом.

Под объёмом внимания понимается среднее число объектов, которое человек в состоянии удерживать в сфере своего внимания в один и тот же момент времени. Подсчитано, что средний объём внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 объектов (звуков, цифр, простых изображений).

Внимание - важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.

Организация внимания учащихся должна осуществляться на всех структурных этапах урока. Так, в первые минуты урока оживляют внимание подтянутый вид преподавателя, его бодрый голос, улыбка. В этот организационный период учитель помогает учащимся сосредоточиться, подготовиться к занятиям. Происходит активизация непроизвольного внимания. Самостоятельная постановка учащимися цели и задачи урока имеет большое значение для активизации произвольного внимания и формирование первичного интереса к изучаемому материалу. Для повышения внимания учащихся на этапах снижения работоспособности (первый спад работоспособности происходит на 23 мануте урока, а второй на 34 минуте) эффективны тематические физкультминутки, физкультминутки на внимание, ускорение и обязательно на сбалансированность работы правого и левого полушария головного мозга (перёкрестные движения), зрительную активизацию (на движение глаз). В такие моменты так же эффективно использовать цветотерапию.

РОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИаботоспособность




max

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ











0 4 23 34 45 Время урока (мин)

ФГОС ООО устанавливает различные требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Одним из принципиально новых подходов в образовании, устанавливаемых ФГОС, является его деятельностное содержание: не передача материала, а обучение способам деятельности, ход от передачи ЗУН к формированию способностей. Требования ФГОС включают также и формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Правильная организации внимания учащихся на уроках необходима для реализации этих целей, и, в первую очередь, для организации условий, инициирующих способы деятельности у учащихся. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения.



































Приложение 1

Примеры упражнений на концентрацию внимания:



1. Перепишите числа в порядке возрастания:

2ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

. Решите примеры устно и запишите их ответы в порядке убывания:


3. К другой группе можно отнести упражнения, в которых требуется: записать ответы в определенном порядке, выбрать лишь ответы, отвечающие, заданному условию.


3ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1. Запишите в ответе номера верных равенств:


3ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.2. Запишите в ответе номера неверных равенств.


















Приложение 2


Развитию переключения внимания способствуют упражнения, содержащие два-три задания, которые необходимо выполнить попеременно.


Примеры упражнений на переключение внимания:

  1. СОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    пиши числа. Обведи правильные дроби в кружок, а неправильные дроби - в квадрат.

2.Спиши числа. Числа, кратные 3, подчеркни:

134; 111; 113; 23; 331; 73; 102.


3. Спиши числа. Увеличь каждое отрицательное число на 9, а каждое положительное число - уменьши на 6:

32; 12: -7; -9; 54; -3; 28; 66; 41.


4. Спиши числа. Каждое однозначное число увеличь в 3 раза, а каждое четное число уменьши в 4 раза.

Запиши полученные числа под данными:

24, 17, 9, 21, 12, 8, 5.


5. 2.1 Спиши числа. Числа, которые больше -50, подчеркни, а числа, меньше -50, зачеркни:

1, -49, 0, -51, 100, 3, -100.

6. Спиши числа, которые оканчиваются на 2 и делятся на3.


21, 12, 72, 42, 63, 82, 112.


7. Из чисел от 0 до 40 запиши только те, которые кратны четырём.

Подчеркни число, которое при умножении на 5, является делителем 40.

8. Спиши числа. Найди сумму чисел, в записи которых используются одни и те же цифры:

217, 101, 214, 32, 421, 503, 142, 351.




9. Спеши неравенства, подчеркни те, решением которых является число 2.


х > 2

у < 3

a • 4 < 5

24 : c - 3 > 7


10.Расшифруй название самого большого острова на Земле, расположив числа в порядке возрастания и сопоставив им соответствующие буквы. У берегов какого материка он находится?


0

4

3,9

-3,9

-4

1

0,5

5

-1

-5

Л

И

Д

Е

Р

Н

А

Я

Н

Г


А

8:27

Н

8:36


А

8:11

И

8:13

К

8:15

Т

8:12


В

8:9



«…Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдения в одну мысль

и верно выражать эту мысль словами».

К.Д. Ушинский.


Приложение 3

Упражнения на развитие внимания


1. Даны числа:

23, 74, 41, 14;

40, 17, 60, 50.

Какое число лишнее, в какой строчке?

(В первой строчке лишнее число 74, у остальных чисел сумма цифр равна 5; во второй строчке лишнее 17, в записи остальных чисел есть 0).


2. Что общего в записи чисел каждой строчки:

12, 24, 20, 22;

30, 37, 13, 83.

(В записи чисел первой строчки использована цифра 2, а второй - цифра З)


3. По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его:

10, 30, 50,...

14, 34, 54,...


5. К следующему типу относятся задания, в которых надо найти ошибку и исправить.

5+29=34 21+17=38 63- 26=37

56-21=35 14+25=38 96-56=40


6. На доске выставлены четырёхугольники разной величины и цвета и один треугольник.

Задание: рассмотри выставленные фигуры и покажи, какая фигура лишняя. Почему она лишняя?

7. У каждого ученика на парте цветные фигуры (параллелограмм, ромб, прямоугольник и трапеция)

Задание: какая фигура лишняя? Почему?

8. У каждого ученика на парте карточки с отрывками утверждений. Задание. Найти набор карточек, соответствующих:

1 вариант: признаки параллелограмма, квадрата, трапеции;

2 вариант: признаки ромба, прямоугольника, равнобедренной трапеции.


9. Укажите номера верных утверждений:

1) Если две перпендикулярные прямые пересечены третьей прямой, то накрест лежащие углы равны.

2) Если в параллелограмме диагонали равны и перпендикулярны, то этот параллелограмм - квадрат.

3) Треугольник со сторонами 1, 2, 3 существует.

4) В любой ромб можно вписать окружность.
































© 2010-2022