Урок математики в 5 классе

В данном материале представлен конспект урока математики в 5 классе на тему "Деление на десятичную дробь".                                                   1. Юрова Наталья Сергеевна2. МБОУ "СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Бийск Алтайского края 3. Учитель 4. Математика  и информатика5. 5 класс, уровень знаний учащихся- средний 6. Деление на десятичную дробь 7. Мордкович А.Г., Зубарева И.И.Математика 5.Цели. Обучающая: изучить правило деления на десятичную дробь, научить ...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 5 классеУрок математики в 5 классеУрок математики в 5 классеУрок математики в 5 классеУрок математики в 5 классеУрок математики в 5 классеУрок математики в 5 классеУрок математики в 5 классеУрок математики в 5 классеУрок математики в 5 классеУрок математики в 5 классеУрок математики в 5 классеУрок математики в 5 классеПлан-конспект урока математики в пятом классе

Тема: «Деление на десятичную дробь»

Цели:

Обучающая:

Развивающая:

Воспитательная:

Тип урока:

Методы обучения:

Оборудование:

Изучить правило деления на десятичную дробь, научить применять правило деления в практической деятельности.

Продолжить развитие внутренней мотивации учения, развитие теоретического мышления.

Продолжить воспитание культуры общения: умения выслушивать мнение соклассников, смело высказывать свои идеи, защищать их.

Урок освоения нового материала.

Эвристическая беседа, репродуктивный метод.

Компьютерные презентации, содержащие систему упражнений, подводящих к конструированию правила деления на десятичную дробь; таблица с «алгоритмом» применения правила.


Структура урока:

1) Оргмомент - (30 сек).

2) Проверка домашнего задания - (5 мин).

3) Введение цели урока (мотивация изучения нового материала) - (3 мин).

4) Конструирование нового правила с использованием технологии сотрудничества - (7 мин).

5) Усвоение (закрепление нового материала) −

(12 мин).

6) Организация дифференцированной самостоятельной работы по карточкам -

(7 мин).

7) Подведение итогов урока (организация рефлексивной деятельности) (3 мин).

8) Задание на дом - (2 мин).

Ход урока:


1. Оргмомент

2. Проверка

домашнего задания

(5 мин)

Внимание ребята!...Все успокоились!...

Здравствуйте! Садитесь! Начинаем наш урок!

Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?

Вспомнит, Сережа.

(На прошлом уроке мы изучали умножение десятичных дробей).

А Оля скажет правило, как перемножить десятичные дроби и приведет пример.

(Все предполагаемые ответы учащихся должны приводиться в плане-конспекте).

В чем секрет умножения, числа на 0,1; 0,01; 0,001. Вспомнит Света и приведет пример!

Что надо сделать при умножении на десятичную дробь, если в произведении меньше цифр, чем надо отделить запятой? Скажет Роман! Приведи пример.

Ребята при умножении десятичных дробей, где вероятнее всего можно допустить ошибку? Когда нужно быть особо внимательным? Лена, как ты считаешь? Приведи пример.






Промежуточный вывод

3. Мотивация

изучения нового

материала

(3 мин)







Промежуточный вывод учителя

Лида, расскажи, как ты дома решила задачу № 1407. Вася, а ты объясни, как решал домашнюю задачу № 1410.

Итак, ребята, мы проверили домашнее задание и продолжаем наш урок.

Сосчитайте устно: рассматриваем таблицу

1) На пошив костюма израсходовали 2,53 м материала, а на пошив платья 1,26 м.

Сколько всего метров израсходовали материала?

Слушаем Вадима.

Как складывают десятичные дроби? Вася?

2) Из 17,12 кг яблок продали 5,01 кг. Сколько килограммов яблок осталось? Игорь, какой ответ?

Как вычитают десятичные дроби, Коля?

3) Какова площадь прямоугольника длиной 2,25 м и шириной 0,4 м? Нина, сколько у тебя получилось?

Как умножить десятичные дроби, Лена?

4) 4 кг крупы стоят 12,4 рублей. Сколько стоит один килограмм крупы?

Как разделить десятичную дробь на натуральное число? Света?

5) За 0,3 кг конфет заплатили 13,5 рубля. Сколько стоит один килограмм конфет?

Как ты думаешь Коля, Дима, а ты Лена?

(Здесь возможны затруднения).

Да, оказывается мы умеем делать все действия

над десятичными дробями, а вот делить на десятичную дробь еще не умеем. Конечно же, это научимся делать. Кто как думает, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

Целеполагание

Объявление и запись темы урока

4. Конструирование нового правила

(7 мин)


Промежуточный вывод учителя



Промежуточный вывод учителя

Какова наша цель?

Верно, необходимо научиться делить на десятичную дробь. Запишите в тетрадях число 4 апреля. Классная работа.

Тема урока: «Деление на десятичную дробь».

(продолжаю рассматривать таблицу-слайд дальше).

Посмотрите на эти равенства

а) 28:14 = 4:2; в) 10:2 = 50:10;

б) 32:8 = 16:4; г) 6:3 = 54:27.

Кто объяснит, почему они верны?

Игорь, как ты считаешь?

А какое свойство частного вы знаете?

Возможно его здесь применить?

Верно, если делимое и делитель умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то частное не изменится!

(Продолжаем рассматривать таблицу-слайд дальше).

А теперь вычислите Урок математики в 5 классе

Урок математики в 5 классе

Урок математики в 5 классе

Как умножить десятичную дробь на целое число, выраженное единицами и нулями? Говори Дима.

Верно! Нужно перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их в множителе после 1.

(Продолжаем рассматривать таблицу-слайд дальше).

Кто объяснит, почему вот эти равенства верны?

Урок математики в 5 классе

Урок математики в 5 классе


Промежуточный вывод учителя



Промежуточный вывод учителя

Оля, как ты считаешь. Почему?

Верно! Равенства верны по основному

свойству частного: если делимое и делитель умножить на одно и тоже число, то частное не изменится.

В равенствах делимое и делитель первого умножили на 10, а второго на 100.

А теперь, внимание, очень важный вопрос! Как можно разделить число на десятичную дробь?

Кто догадался? …. Пожалуйста, свою гипотезу (догадку) желает высказать Вадим!

Молодец Вадим! Верно! Чтобы разделить число на десятичную дробь, нужно сделать делитель натуральным числом, т.е. умножить и делимое, и делитель либо на 10, либо на 100, либо на 1000 и т.д., а потом разделить на натуральное число.

(Продолжаем рассматривать таблицу-слайд дальше).

А сейчас, используя догадку Вадима, объясните почему верны равенства в конце нашей большой таблицы.

а) Урок математики в 5 классе

б) Урок математики в 5 классе

в) Урок математики в 5 классе

Первую строку поясняет Лена. Вторую строку объясняет Дима. Третью - Света.

Помните в начале урока мы поставили цель научиться делить на десятичную дробь. Вроде бы мы уже знаем, как это надо делать, но надо сформулировать четко и ясно правило деления на десятичную дробь.

Давайте еще раз посмотрим внимательно на последние равенства. Обратим внимание, что происходит с запятой, как ведет себя запятая в каждом примере?




Промежуточный вывод учителя

Что происходит с запятой в делителе?

Она исчезает.

Что происходит с запятой в делимом?

Она перемещается вправо на столько цифр сколько их после запятой в делителе.

А теперь самый главный вопрос урока!

Как же разделить число на десятичную дробь?

Кто сможет сформулировать правило? На этот раз очень желает высказаться Игорь! Пожалуйста Игорь, слушаем.

Верно! Молодец Игорь! Откройте учебник на странице 250. Света, прочтет правило!

(Вывешиваю таблицу с «алгоритмом» деления числа на десятичную дробь).

Деление на десятичную дробь.

1) В делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе.

2) Выполнить деление на натуральное число.


Показ оформления действия деления

Оля, повтори еще раз правило. Запишите его в тетрадь.

А сейчас давайте все вместе: вы в тетрадях, а я на доске выполним деление:

Урок математики в 5 классе

(Проговариваю и показываю оформление решения).

12,09,6 |2,24

1120 5,4

896

896

0

1) Перенесем запятую и в делимом

и в делителе на два знака вправо.

2) Разделим на натуральное число.

Промежуточный вывод

5. Усвоение правила

(12 мин)



Промежуточный вывод

6. Организация дифференцированной самостоятельной работы

(7 мин)



7. Итог урока (организация рефлексивной деятельности)

(3 мин)

Вот так, «уголком» и будем делить, используя наше правило.

(Решение упражнений у доски с проговариванием «алгоритма»).

№1416 (б, в), №1418 (а, б, в, г) - эти номера пишу в правом верхнем углу доски.

(Все упражнения должны быть выполнены в плане-конспекте).

(При решении упражнений вызываю к доске

Олю К., Диму В., Свету Д., Лену О., Васю П.;

2-3 раза прошу учащихся, работающих у доски сформулировать правило («алгоритм») деления на десятичную дробь).

Вот, мы и научились делить число на десятичную дробь!

(Даю индивидуальные дифференцированные задания на отдельных карточках.)

А теперь каждый решит самостоятельно несколько примеров. Выполненную работу сдадите на проверку.

Вариант 1 (один из вариантов)

1. Найдите частное и сделайте проверку: Урок математики в 5 классе

2. Выполните деление:

а) Урок математики в 5 классе б) Урок математики в 5 классе

(После выполнения по сигналу учителя учащиеся передают листы, начиная с задних столов.)

А сейчас подведем итог нашей работы.

Что мы сегодня изучали? Чему научились?

Что хорошо умеем делать?

Правильно! Как же разделить число на десятичную дробь?




8. Задание на дом

(2 мин)

А что еще не очень хорошо получается?

Разделите устно (задания на плакатиках):

а) Урок математики в 5 классе

б) Урок математики в 5 классе

в) Урок математики в 5 классе

Молодцы! Хорошо работали сегодня! Особенно Вадим, Игорь, Лена, Света, Вася! Они получают оценки «5». Оле, Диме поставим «4». Оля забыла свойство частного! А Дима был сегодня какой-то рассеянный и ошибся при умножении десятичной дроби на 100.

Пункт 37, до слов «пример 2»

№1422, №1456(а, в, е, ж, з, и). Запишите в свои дневники. (Задание пишу в левом верхнем углу доски и называю его вслух.)

Урок окончен! До свидания!


© 2010-2022