Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе

Всестороннее развитие ребёнка сегодня невозможно без применения информационно-коммуникационных технологий. Внедряю в учебный процесс информационно-коммуникационные технологии: для подготовки заданий для уроков, кроссвордов и обучающих презентаций, для созданий методических пособий. В результате уроки получаются эмоционально окрашенней, вызывают у ребенка живой интерес, являются не заменимым наглядным пособием и демонстрационным материалом. Это способствует достижению высокой результативности и решению всех дидактических задач урока. Особенно это важно для детей с нарушением интеллекта, ведь знание ко...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель математики МБОУ коррекционная

школа-интернат №8 г. Саяногорска

Шарафеева Резида Камиловна





Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе.


Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей, имеющих проблемы в психофизическом развитии, медико-психологическим сопровождением и специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно - образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт.

Предмет математика - нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. В процессе занятий учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. Таким образом, возникла необходимость внедрения дополнительных эффективных средств обучения - информационно-коммуникационных технологий.

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках математики существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 - 2 раза.

Уроки с применением ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики, самостоятельности, повышение мотивации, формирование познавательной активности и как следствие успешной социальной адаптации.

Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у учащихся интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.

Но, чтобы применение компьютера на уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:

  1. Любое планирование урока, т. е. его проектирование, должно осуществляется в соответствии с общим уровнем развития всей учебной группы и индивидуальных особенностей каждого учащегося, что выявляется с помощью психолого-педагогического исследования.

  2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.

  3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

Специфика реализации методов в специальной (коррекционной) школе VIII вида обусловливается своеобразием усвоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков. Лучшему усвоению темы служит использование наглядности, которая может быть следующих видов: натуральная, образная, символическая наглядность; схематические изображения; графические средства. К наглядности относятся и технические демонстрационные средства.

Уроки математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы, физминутки. Можно выделить основные направления использования компьютерных технологий на уроках:

- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);

- демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);

- тренажёр;

- контроль за умениями, навыками обучающихся.

Использование демонстрации материала в виде цифровых образовательных ресурсов (презентации, мультимедиа, фильмы) не только усиливает мотивацию учащихся к предмету, но также может служить опорой ученикам при самостоятельной деятельности.

Цифровая наглядность, должна быть понятна и доступна школьникам, а также должна способствовать активизации познавательной деятельности, способствовать пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, давать возможность усвоить скрытые от непосредственного восприятия свойства изучаемых объектов и служить систематизации приобретаемых знаний. Во время урока компьютер используется для активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень: ребёнку с ограниченными возможностями здоровья намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных вычислительных навыков. Для ликвидации пробелов, накопления опыта решения элементарных задач учащимися, можно применять различные тренажеры.

Это простой и очень эффективный дидактический прием.

Тренажер- это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку вычислительных навыков до автоматизма.

Работу по тренажерам можно включать на различных этапах урока:

во время устного счета (по цепочке);

- при закреплении нового материала;

- при поведении самостоятельной проверочной работы;

- при игровых моментах соревновательного характера и т.д.

Учащимся предлагаю персональные тренажеры на ПК. Через 3-5 минут собираю листочки или тетради с ответами, а после урока подсчитываю и фиксирую количество верных ответов в специальной " Таблице успехов". На следующем уроке ученикам сообщаю результаты и предъявляю новые упражнения на этих же тренажерах. Результаты вновь заносятся в таблицу. Учащиеся вместе с учителем следят за продвижением успехов, сравнивают свои достижения с достижениями одноклассников.

Задания на тренажерах можно изменять в зависимости от типа и целей урока.

Тренажеры можно использовать и на уроках изучения геометрического материала. Для ребят такая работа создает ситуацию успеха, а учитель преследует свою цель: автоматизировать вычислительные навыки и активизировать мыслительную деятельность, освоить обязательный уровень знаний, умений и навыков.

Примеры некоторых карт-тренажеров.

  • Сокращение дробей.

  • Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

  • Деление дробей.

  • Умножение дробей.

  • Вычисление процентов.

  • Умножение и деление десятичных дробей.

  • Округление до указанной разрядной единицы.

При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Использование нестандартных форм контроля знаний - один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения. Применение программы My Test позволяет провести контроль знаний обучающихся в необычной форме с применением теста, который можно создать самому учителю. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

С их помощью можно:

- проверить большой объем изученного материала малыми порциями;

- быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.

На уроках математики я использую презентации, созданные самостоятельно или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные под особенности учащихся коррекционной школы, что позволяет:

- продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений;

- продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;

- достичь оптимального темпа работы ученика;

- повысить уровень наглядности в ходе обучения;

- изучить большее количество материала;

- показать ученикам красоту геометрических чертежей;

- повысить познавательный интерес;

- внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

- достичь эффекта быстрой обратной связи.

Интенсивность умственной нагрузки на уроках математики позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету на протяжении всего урока.

Благодаря мультимедийным пособиям, уроки математики стали отличаться высокой активностью обучающихся на уроках. Дети научились высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать.

В перспективе моей работы - продолжение по уже наметившемуся направлению, в частности, совершенствования методик применения ИКТ в преподавании математики и во внеклассной деятельности. Главное, чтобы все это способствовало достижению главной цели - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Использование ИКТ позволяет мне и обучающимся нашей школы идти в ногу со временем. И особенно это важно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей жизни, поможет социализироваться в обществе.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ не забываю, что это УРОК, а значит, и план урока составляю исходя из его целей. При отборе учебного материала соблюдаю основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет мне переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.

Литература:

1. Ахметшина Г.Х. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

2. Лямзин Д.В. Использование ИКТ в учебном процессе // Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой».

3. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». - Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». - 2003. - С. 68-70.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе.

© 2010-2022