Сообщение Развитие творческого мышления на уроках математики

"Развитие творческого мыщление на уроках математики".   Если в качестве одной из главных задач ставить задачу развития и приобретения свойств и качеств личности, необходимых для исследовательской и творческой деятельности, то основной задачей в обучении можно считать задачу формирования и развития умений мыслить по аналогии, умений обобщать, умения анализировать, наблюдать и делать выводы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы  он почувствовал удивление и любопытст...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческого мышления учащихся.

Виткалов И.А. (МКОУ Екатериновская ООШ Россошанского муниципального района Воронежской области, т. 8-920-418-47-72)


«От школы памяти,

через школу мышления

к школе развития».


В настоящее время в связи с постановкой новых задач образования, и школьного математического образования в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей и навыков исследовательской деятельности. Многие ученые, учителя-новаторы, методисты ищут пути и способы решения этой проблемы.

Школьная практика учителя - это ежедневный, кропотливый труд, который очень сложно оценить по одному или нескольким урокам. Но общее направление деятельности преподавания и учения можно определить по тому, является ли предложенный материал развивающим, обучающим и т.д.

Если в качестве одной из главных задач ставить задачу развития и приобретения свойств и качеств личности, необходимых для исследовательской и творческой деятельности, то основной задачей в обучении можно считать задачу формирования и развития умений мыслить по аналогии, умений обобщать, умения анализировать, наблюдать и делать выводы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании.

Каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше, догадливее. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивнее.

Л.С. Рубинштейн в своих исследованиях отмечает, что деятельность, построенная по схеме: анализ через синтез, способствует развитию творческого мышления. А именно: решить уравнение, выполнить проверку, по полученному числовому тождеству составить и решить новое уравнение, сделать проверку, составить и решить задачу-обобщение, то очевидно, что такая учебная деятельность направлена на развитие и приобретение навыков творческой и исследовательской деятельности.

Умственный труд - самый сложный вид деятельности человека. Он особенно сложен потому, что происходит невидимо, неслышно, неосязаемо. Когда мы учим работать на станке, то показываем: «Возьми деталь так… закрепи её так…» И каждый своими глазами видит, как взять и как закрепить.

Но вот мы решаем задачу у доски и не можем решить. Учитель говорит: «Ну думай, думай, думай же!» А что это значит? Что именно надо делать? Учитель показать этого не может, он только повторяет: «Думай, соображай!» Ученик стоит и соображает, но никто в целом мире не может сказать, думает ли он в этот момент или мечтает о мороженом, и если думает, то правильно или не правильно, и если не правильно, то в чем именно он ошибается. Никто не может влезть в голову и понаблюдать происходящее в ней.

Задачи решаются на протяжении всего курса обучения математике, и вообще жизнедеятельность человека состоит из каждодневного решения различных задач. Решение многих задач требует от человека хорошо развитой способности творческой деятельности, поэтому современная наука уделяет большое внимание постановке и решению задач. Умение решать задачи является наиболее яркой характеристикой состояния математического мышления учащегося, его уровня математического образования. При решении задач развивается логическое мышление, учащиеся учатся устанавливать связи между данными и искомыми величинами, применяют все ранее изученные методы познания (анализ, синтез, сравнение, аналогия), учатся находить закономерности и применять полученные знания на практике.

Проблема постановки задач в обучении математике представляет собой целый комплекс частных проблем. Из них выделяются два основных направления:

- обучение учащихся решению задач;

- обучение математике через решение задач.

Я преподаю математику в сельской малокомплектной школе,

где учебным планом не предусмотрены факультативы, нет математических кружков, но в каждом классе находится 1 - 2 ученика, у которых математические способности, которые грех не развивать.

Значит:

1) Надо выкраивать время на уроке (уплотняться, занимать у сереньких троечников, которым на уроке уделяется основное время).

2) Заниматься индивидуально с учеником (репетиторство до нас еще не дошло). Нашим ученикам не хватает духа соревнования, не с кем порою сравниться, поэтому олимпиады для 6-8 классов не помешали бы.

3) Вести постоянно внеклассную работу по предмету, чтобы хоть на уровне школы держать интерес к математике (ведь телевидение рекламирует только пение и танцы). Внеклассные мероприятия способствуют привлечь к математическому образованию больше учеников развивать мышление, которое пригодится не только для решения школьных задач, но и задач, которые ставит жизнь перед каждым человеком.

Научить думать - самая трудная задача учителя.

Научиться думать - самая трудная задача ученика.

Литература:

1. Баранова Е.В., Зайкина М.И. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. //Математика в школе. - 2004.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2002.

3. Газарян Р. Задачи как обучающая модель. //Математика. - 2003 - № 11.




© 2010-2022