- Преподавателю
- Математика
- План-конспект урока по алгебре на тему Тригонометрические неравенства. Решение простейших тригонометрических неравенств
План-конспект урока по алгебре на тему Тригонометрические неравенства. Решение простейших тригонометрических неравенств
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Владыкина О.А. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
11
Тригонометрические неравенства. Решение простейших тригонометрических неравенств
Оборудование: ПК, проектор, экран, доска для маркеров.
Тип занятия: Изучение нового материала.
Тема занятия: Тригонометрические неравенства. Решение простейших тригонометрических неравенств.
Цели:
Образовательная цель:
-
сформировать навык решения простейших тригонометрических неравенств, используя графический метод решения неравенств;
-
отработать навыки построения графиков тригонометрических функций;
-
познакомить студентов с основоположниками тригонометрии и историей ее развития.
Развивающая цель:
-
обеспечить условия для развития умений анализировать, выделять главное, устанавливать единые общие признаки и свойства;
-
применять знания на практике;
-
учиться критически оценивать свои знания.
Воспитательная цель:
-
воспитывать положительное отношение к знаниям;
-
воспитывать дисциплинированность и добросовестность при выполнении заданий;
-
воспитывать умение работать в парах (чувствовать индивидуальную ответственность за достижение результата).
Задачи:
-
повторить следующие темы по математике: решение квадратных неравенств графическим способом, преобразование графиков тригонометрических функций, понятие arcsin, arccos, arctg и arcctg числа, решение тригонометрических уравнений;
-
научить применять графический метод для решения простейших тригонометрических неравенств;
-
отработать навыки построения графиков тригонометрических функций;
-
расширить кругозор студентов об истории развития Тригонометрии;
-
для активизации познавательной деятельности студентов применять различные формы и методы работы на занятии: фронтальная, индивидуальная и групповая (работа в парах) формы работы, использование игровых технологий.
Структура занятия:
-
Организационный момент, проверка домашнего задания (5 мин.);
-
Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности (10 мин.);
-
Объяснение нового материала (15 мин.);
-
Экспертная работа (10 мин.);
-
Самостоятельная работа в парах (15 мин.);
-
Домашнее задание (5 мин.);
-
Игра «Поле чудес» (15 мин.);
-
Рефлексия деятельности (итог урока) (5 мин.).
Пояснение к занятию: во время занятия студенты выставляют баллы в Рабочую карту занятия согласно правилам, описанным в данной карте. В конце занятия подводится итог работы студентов по количеству набранных баллов.
Ход занятия:
-
Организационный момент, проверка домашнего задания (5 мин.).
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.».
Давайте сегодня на занятии будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием.
Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте проверим домашнее задание на сегодня.
Проверка домашнего задания:
№ 151 (2, 4), № 153 (2), № 155 (2), № 157 (2)
Сборник задач по математике Н.В. Богомолов
За каждое правильно выполненное задание - 1 балл в рабочую карту занятия в колонку «Домашняя работа».
-
Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности (10 мин.).
Тема нашего занятия - Тригонометрические неравенства. Решение простейших тригонометрических неравенств.
Давайте запишем дату и тему занятия в тетрадь.
Перед Вами на сегодня стоит задача - научиться применять свои знания и умения для решения тригонометрических неравенств.
Давайте сначала поработаем устно, чтобы вспомнить те понятия и приемы, которые нам понадобятся для изучения новой темы.
Устная работа:
За каждый правильный ответ студенты получают 1 балл в рабочую карту занятия в колонку «Устная работа».
-
Объяснение нового материала (10 мин.).
Если вспомнить определение тригонометрического уравнения - это уравнение, содержащее переменную под знаком тригонометрической функции, тогда легко можно дать определение тригонометрического неравенства - это неравенство, содержащие переменную под знаком тригонометрической функции.
Для решения тригонометрических неравенств мы будем использовать графический метод.
Рассмотрим решение неравенства
Построим графики функций: , .
Определим точки пересечения данных графиков:
Заштрихуем область, при которой значения функции больше
, если
Так как функция периодическая (Т=), значит, ,
Аналогично рассматривается решение неравенства
Ответ: ,
-
Экспертная работа (10 мин.).
К доске приглашаются студенты, хорошо разобравшиеся в материале и желающие ответить у доски, они будут выступать в роли экспертов, остальные студенты могут поправлять их решение по мере надобности с места.
Решить неравенства:
1. Ответ: ,
2. Ответ: ,
За работу у доски студенты получают 1-3 балла, за работу с места 1 балл.
-
Самостоятельная работа в парах (15 мин.).
Студенты выполняют задание, обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа по парте, выставляя соответствующие баллы, ответы представлены на доске.
Для решения тригонометрических неравенств графическим способом можно использовать Приложение № 1 к данному занятию.
Вариант № 1
Решить неравенства:
Вариант № 2
Решить неравенства:
1.
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ: решений нет, т. к.
Ответ: решений нет, т. к.
Ответ:
Ответ:
За каждое верное задание №1-№3-1 балл, № 4 - 2 балла.
Подведение итогов изучения новой темы. Студентам необходимо ответить на вопросы преподавателя.
Вопросы:
-
Какой метод мы использовали для решения тригонометрических неравенств?
-
Что необходимо предпринять, чтобы решить тригонометрическое неравенство графическим способом?
-
Как влияет периодичность тригонометрических функций на ответ при решении тригонометрических неравенств?
За каждый правильный ответ студенты получают 1 балл в рабочую карту занятия в колонку «Устная работа».
-
Домашнее задание (5 мин.).
Сборник задач по математике Н.В. Богомолов
№ 158 (2,4)
№ 160 (1,4,6)
Дополнительное задание:
-
Игра «Поле чудес» (20 мин.).
Игра построена по принципу одноименной телевизионной игры. Преподаватель читает задание, студенты могут открыть любую букву, если выполнят скрытое в данной ячейке задание.
За каждую угаданную букву (решенное задание) студенты получают 1 балл, за отгаданное слово - 5 баллов.
Задание № 1
Древнегреческий астроном, географ и математик II века до н.э., часто называемый величайшим астрономом античности. Главной заслугой его считается то, что он привнёс в греческие геометрические модели движения небесных тел предсказательную точность астрономии Древнего Вавилона.
При разработке теорий Луны и Солнца он использовал античный вариант тригонометрии. Возможно, он первым составил таблицу хорд, аналог современных таблиц тригонометрических функций.
Ответ: Гиппа́рх
Задание № 2
Швейцарский, немецкий и российский математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук.
Автор более чем 800 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближённым вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и др.
Почти полжизни провёл в России, где внёс существенный вклад в становление российской науки. С 1731 по 1741, а также с 1766 года был академиком Петербургской Академии Наук (в 1741-1766 годах работал в Берлине, оставаясь одновременно почётным членом Петербургской Академии). Хорошо знал русский язык и часть своих сочинений (особенно учебники) публиковал на русском. Первые русские академики-математики (С. К. Котельников) и астрономы (С. Я. Румовский) были его учениками.
Аналитическая теория тригонометрических функций в основном была создана этим выдающимся математиком XVIII века. Именно он первым ввел известные определения тригонометрических функций, стал рассматривать функции произвольного угла, получил формулы приведения.
Ответ: Леонард Эйлер
Задание № 3
Наука об измерении треугольников. Данный термин впервые появился в 1595 г. как название книги немецкого математика Бартоломеуса Питискуса, а сама наука ещё в глубокой древности использовалась для расчётов в астрономии, геодезии и архитектуре..
Раздел математики, в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии.
Ответ: Тригонометрия
-
Рефлексия деятельности (итог урока) (5 мин.).
Рабочая карта занятия
Студента _________________________________ группы « »
о/т- оценка товарища, о/у- оценка учителя, с/о - самооценка, о/г-оценка группы
Домашняя работа
с/о
Общее количество баллов, по 1 за каждое правильно выполненное задание.
Итог: _____
Устная работа
с/о
Общее количество баллов, по 1 за каждый правильный ответ и дополнительный балл за ответ по теории.
Итог: _____
Экспертная
работа (работа у доски)
о/г
1-3 балла за работу у доски,
1 балл за работу с места.
Итог: _____
Самостоятельная
работа в парах
о/т
За каждое верное задание
№1-№3-1 балл,
№ 4 - 2 балла.
Итог: _____
Игра «Поле чудес»
с/о
Общее количество баллов, по 1 за каждый правильный ответ и дополнительный балл за отгадывание слова.
Итог: _____
Итог: общее кол-во баллов ___/ Оценка ___
16 - 25 баллов - оценка «5»
12 - 15 баллов - оценка «4»
6 - 11 баллов - оценка «3»
Приложение № 1
Графики тригонометрических функций