Конспект по математике на тему Метод математической индукции

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Метод математической индукции

Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений на основании правил выводится новое суждение. В состав умозаключения входят посылки, вывод и заключение.

Посылки - это исходные суждения.

Заключение есть новое суждение, полученное из посылки логическим путем.

Вывод - логический переход от посылки к умозаключению.

По направлениям логического следования умозаключения делятся на: дедуктивные - от общих суждений к частным, индуктивные - от частных суждений к общим, по аналогии - от частных суждений к частным.

По степени достоверности умозаключения бывают: достоверными (истинными, демонстративными) и вероятностными (правдоподобными, недемонстративными).

Умозаключения являются логическими моделями рассуждений.

Индуктивные умозаключения и их виды


Индукция - вид умозаключений, при котором на основании анализа частных суждений о принадлежности признака отдельным элементам множества делается вывод о принадлежности этого признака всему множеству.

Индукция: полная (математическая, перечисление элементов); неполная: (популярная, научная, выборка).

В математике разработан способ, позволяющий сделать достаточно точный правдоподобный вывод, не проверяя непосредственно все элементы исследуемого множества. Этот метод называется методом (полной) математической индукции (ММИ).

Как правило, индуктивные выводы осуществляются по следующему алгоритму.

  1. Сравнить различные элементы некоторого множества.

  2. Подметить некоторое общее свойство, которым обладают элементы этого множества.

  3. Сформулировать это свойство для изученных элементов, т. е. сформулировать гипотезу.

  4. Обобщить вывод на более широкий класс элементов, на все множество.

Метод математической индукции

Смысл ММИ заключается в применении аксиомы Пеано в виде некоторого алгоритма.

  1. Утверждение проверяется для некоторого начального элемента, например, для n = 1.

  2. Формулируется гипотеза о том, что утверждение справедливо для некоторого k Конспект по математике на тему Метод математической индукции

  3. Доказывается (устанавливается истинность утверждения), что если из того, что утверждение справедливо для произвольного k Конспект по математике на тему Метод математической индукцииследует, что оно справедливо и для любого Конспект по математике на тему Метод математической индукцииk+1Конспект по математике на тему Метод математической индукции, то оно справедливо для любого натурального числа: Конспект по математике на тему Метод математической индукции.

Примеры

  1. Доказать, что Конспект по математике на тему Метод математической индукции справедливо равенство:

1+4+7+…+ (3n-2) = Конспект по математике на тему Метод математической индукции.

Решение

Проверим равенство при n = 1.

Получим 1=Конспект по математике на тему Метод математической индукции, 1=1 - значит равенство при n = 1 верна.

Гипотеза: пусть формула справедлива для n = k.

Конспект по математике на тему Метод математической индукции= Конспект по математике на тему Метод математической индукции.

Докажем, что формула верна для n = k+1, т.е. имеет место выражение

Конспект по математике на тему Метод математической индукции= Конспект по математике на тему Метод математической индукции

Упростим и воспользуемся гипотезой, получим

Конспект по математике на тему Метод математической индукции

Конспект по математике на тему Метод математической индукции

Вывод: формула справедлива для n = k+1 при условии её выполнимости при n = k, следовательно, она справедлива для любого натурального числа Конспект по математике на тему Метод математической индукции.


  1. Доказать, что Конспект по математике на тему Метод математической индукциикратно 35.

Решение

Проверим справедливость утверждения при n = 1.

Имеем Конспект по математике на тему Метод математической индукции

Гипотеза: пусть при n = k справедливо Конспект по математике на тему Метод математической индукции.

Докажем тогда, что при n = k +1 верно Конспект по математике на тему Метод математической индукции.

Имеем Конспект по математике на тему Метод математической индукции

Чтобы доказать, необходимо в выражении «увидеть» гипотезу. Для этого к нему одновременно добавим и вычтем число 36. После группировки и вынесения общего множителя имеем

Конспект по математике на тему Метод математической индукции

В полученном выражении каждое слагаемое делится на 35. Произведение Конспект по математике на тему Метод математической индукции кратно 35 по гипотезе. Так как второе слагаемое тоже делится на 35, то и вся сумма кратна 35, что и требовалось доказать.


  1. Доказать: Конспект по математике на тему Метод математической индукции

Решение.

n = 1, Конспект по математике на тему Метод математической индукции

n = k, Конспект по математике на тему Метод математической индукции

n=k+1, Конспект по математике на тему Метод математической индукции

Конспект по математике на тему Метод математической индукции

Конспект по математике на тему Метод математической индукции.

Конспект по математике на тему Метод математической индукции

Конспект по математике на тему Метод математической индукции, что и требовалось доказать.

Выполнить упражнения

Методом математической индукции докажите тождества:

  1. Конспект по математике на тему Метод математической индукции= Конспект по математике на тему Метод математической индукции

  2. Конспект по математике на тему Метод математической индукции

  3. Конспект по математике на тему Метод математической индукции

Докажите, что при любых Конспект по математике на тему Метод математической индукции выражение:

  1. Конспект по математике на тему Метод математической индукции

  2. Конспект по математике на тему Метод математической индукции

  3. Конспект по математике на тему Метод математической индукции

  4. Если Конспект по математике на тему Метод математической индукции

Конспект по математике на тему Метод математической индукции


© 2010-2022