• Преподавателю
  • Математика
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Живая математика» для учащихся 7 классов 2015 - 2016 учебный год. Составитель: Томалова Елена Алексеевна - учитель математики высшей квалификационной категории

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Живая математика» для учащихся 7 классов 2015 - 2016 учебный год. Составитель: Томалова Елена Алексеевна - учитель математики высшей квалификационной категории

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 7 " г.п. Талинка

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

_________/Рыбакова Т.В./


«___» _________ 2015__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______ /Булыгина В.К./

«___» _________ 2015__г.

«Утверждено»

Директор МКОУ «СОШ № 7»

/Фаттахова Н.И./

«___» _________2015__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

математического кружка

«Живая математика»

для учащихся 7 классов

2015 - 2016 учебный год





Составитель: Томалова Елена Алексеевна - учитель математики высшей

квалификационной категории

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений.




Пояснительная записка

В век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека и для жизни в этом обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особенно в начале обучения в основной школе являются математические кружки.

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования. Это математический кружок спланирован для учащихся 7 классов. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по данной программе принимаются все желающие учащиеся седьмых классов.

Каждое занятие проводится 1 раз в неделю. Всего 35 часов.

Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс. Математический кружок позволяет ученикам утвердиться в своих способностях. Учебные занятия по данной программе позволяют желающим развить свои интеллектуальные и творческие способности.
В процессе занятий формируются УУД, развиваются коммуникативные свойства личности учащихся, воспитывается стремление к взаимопомощи в процессе работы.

Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ОГЭ в 9 классе.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Основная идея кружка по математике - помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.

Цель курса: Углубление и расширение знаний по математике;

расширение возможностей обучающихся в решении задач.

Задачи данного курса:

  1. Пробудить желание каждого заниматься изучением математики.

  2. Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения математики.

  3. Создание условий для формирования и развития практических умений учащихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы.

  4. Повышение математической культуры ученика.

Общая характеристика

Программа содержит материал занимательного характера, одновременно дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач, решению олимпиадных задач, выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии. В работе кружка используются творческие работы, проектная деятельность и другие инновационные технологии, которые направлены на развитие у учащихся интереса к предмету, творческих способностей, навыков самостоятельной работы.

При отборе содержания и структурирования программы использованы обще-дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности. От эффективности использования задач в обучении математике в значительной мере зависит не только качество, воспитания и развития учащихся, но и степень их практической подготовленности к последующей деятельности в будущем. В процессе решения задач имеется возможность наиболее ярко продемонстрировать политехнический характер математики, её прикладную направленность. Поиск красивых, изящных решений математических задач способствует эстетическому воспитанию учащихся и повышению их математической культуры.

Разнообразны и по тематике, и по форме, и по способам решения задачи повышенной сложности - нестандартные задачи. Данный курс позволит учащимся научиться некоторым методическим приёмам, способам решения нестандартных задач.

Каждое занятие включает себя:

-приемы устного счета;

-рассказ на математическую тему;

-«золотые мысли» математиков и о математике;

-решение логических задач.

-решение задач повышенной трудности;

-игру (играя, проверяем, что умеем и знаем);

- занимательные задачи, стихи;

-биографические миниатюры.

Методы и приёмы обучения

1.Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.

2.Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.

3. Иллюстративно-наглядный метод как основной метод всех занятий.

4. Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.

5.Дидактические игры.

Предполагаемый результат - проведение и успешное участие в математических соревнованиях, олимпиадах, повышение качества обученности обучающихся, а также пополнение банка нестандартных задач для учащихся 7 класса, где будут собраны задачи по темам всего курса и рекомендации к их решению.

Литература для учителя:

1. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 144 с. - (Школьные олимпиады). 2. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2010. С.208. 3. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2009. С.128. 4. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы. (500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В. Заболотнева - Волгоград: Учитель, 2012. 5. Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах / сост. В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 2009.

Литература для учащихся:

  1. И.Я. Депман, Н.Я.Виленкин «За страницами учебника математики» / М., «Просвещение», 1999 г.

  2. Ф.Ф. Нагибин «Математическая шкатулка» / М., «Просвещение,2011г.

  3. В.А. Володкович «Сборник логических задач» /М., «Дом педагогики», 2010 г.

  4. Задачи международных олимпиад «Кенгуру».

  5. «Я познаю мир» / Детская энциклопедия. Математика. / М., АСТ, 2012 г.

В работе кружка используются материалы сайта smekalka.pp.ru/

Материально-техническое обеспечение программы:

  • Компьютер.

  • Мультимедийный проектор.

  • Интерактивная доска.

  • Комплект презентаций по математике, истории математики.

  • Медиатека учителя.

Календарно-тематическое планирование


№ занятия

Содержание

Количество часов

Дата проведения

1.

Организационное занятие. Из истории математики: Древний Восток (Египет, Вавилон, Китай), Древняя Греция, Индия, страны Ислама. Выбор тем для творческих и проектных работ.

1

2.

История развития понятия числа. Числа - карлики. Числа - великаны. Запись цифр и действий у других народов.

1

3.

Приемы устного счета. Умножение двузначных чисел на 11. Решение логических задач с помощью таблиц.

1

4.

Решение логических задач. Знакомство с принципом Дирихле и решение задач на его применение.

1

5.

Приемы устного счета. Интересный способ умножения. Решение логических задач, решаемых с конца.

1

6.

Метрическая система мер. Решение олимпиадных задач. Литературная страничка. Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм.

1

7.

Считаем устно. Лабиринты. Решение логических задач матричным способом. Старинная восточная притча.

1

8.

Приемы устного счета. Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающих на 25. Графы. Круги Эйлера. Решение логических задач с помощью графов.

1

9.

Приемы устного счета. Простые числа. Решение задач на переливание.

1

10.

Приемы устного счета. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Решение задач на взвешивание

1

11.

Тренировка памяти и внимания. Биографическая миниатюра. Архимед (презентация). Числовые ребусы и головоломки

1

12.

Приемы устного счета. Задача-сказка «Иван Царевич и Кащей Бессмертный, умевший считать только до 10» Математические мотивы в художественной литературе. Задачи в стихах.

1

13.

Приемы устного счета. Умножение на 155 и 135. Геометрия на клетчатой бумаге: рисование фигур на клетчатой бумаге, разрезание фигур на равные части, игры с пентамино.

1

14.

Приемы устного счета. Умножение двузначных чисел, близких к 100. Оригами.

1

15.

Считаем устно. Биографическая миниатюра. И.Ньютон (презентация). Решение олимпиадных задач прошлых лет.

1

16.

Приемы устного счета. Деление на 5 (50), 25 (250). Составление и решение математических кроссвордов.

1

17.

Решение задач на проценты.

1

18.

Решение задач на смеси, сплавы.

1

19.

Приемы устного счета. Еще один способ сложения многозначных чисел. Задачи на части и соотношения.

1

20.

Приемы устного счета. Умножение на 9, 99, 999. Задачи со спичками.

1

21.

Некоторые особые случаи счета. Решение олимпиадных задач прошлых лет.

1

22.

Приемы устного счета. Умножение на 111. Биографическая миниатюра. Н.И. Лобачевский. Из истории интересных чисел. Число П.

1

23.

Приемы устного счета. Биографическая миниатюра. П.Л.Чебышев. Простые числа. Решение олимпиадных задач. Число Шехерезады. Поэтическая страничка.

1

24.

Приемы устного счета. Мгновенное умножение. Конкурс презентаций по теме: «Математика вокруг нас».

1

25.

Приемы устного счета. Умножение крестиком. Распространение десятичных дробей. Решение олимпиадных задач.

1

26.

Приемы счета. Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел.

1

27

Устный счет. Признаки делимости. Решение задач с использованием признаков делимости.

1

28.

Биографическая миниатюра. Эйлер. Топология. Построение фигур одним росчерком пера.

1

29.

Приемы счета. Умножение однозначного или двузначного числа на 37. Решение олимпиадных задач прошлых лет.

1

30.

Логические задачи. Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация.

1

31.

Считаем устно. Решение логических и нестандартных задач.

1

32

Решение логических и нестандартных задач.

1

33

Жизнь и деятельность Я.И. Перельмана и его занимательные задачи.

1

34

Праздник математики. Конкурс творческих и проектных работ.

1

35

Заключительное заседание. Подведение итогов работы кружка. Блицконкурсы на знание проблемного материала, сообразительность, быстроту счета. Награждение самых умных, способных, активных.

1



2


© 2010-2022