- Преподавателю
- Математика
- Исследовательская работа по математике Задачи на переливание
Исследовательская работа по математике Задачи на переливание
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузьмина Ю.Н. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Научно-практическая конференция
ЗАДАЧИ НА ПЕРЕЛИВАНИЕ
Выполнил:
Иванов Никита, ученик 7 класса МБОУ «Арабосинская ООШ»
Урмарского района ЧР
Руководитель:
Кузьмина Юлия Николаевна, учитель математики МБОУ «Арабосинская ООШ» Урмарского района ЧР
I. Введение
Обоснование выбора:
Сегодня мы живем во времена огромного информационного прогресса. Много задач решаем в школьном курсе математики, задачи можно находить и на сайтах. Приводятся способы решения задач. Логические задачи решаем на кружковых занятиях. Но мало времени уделяется задачам на переливание. Решать задачи на переливание очень увлекательно. А как решить задачу на переливание быстро и не запутаться в решении?
Из истории задач на переливание.
В одном средневековом сочинении, восходящим к середине 13-го столетия, предлагается такого рода задача:
Господин послал своего слугу в ближайший город купить 8 мер вина. Когда слуга, выполнив поручение, собирался домой, ему повстречался другой слуга, которого господин тоже послал за вином. «Сколько у тебя вина?» - спрашивает второй слуга. «8 мер», - отвечает тот. «Мне тоже нужно купить вина». «Ты уже ничего не получишь, так как в городе больше вина нет», - заявляет первый. Тогда второй слуга просит его поделиться с ним вином и показывает ему имеющиеся при нём два сосуда, один в 5, другой в 3 меры. Как произвести делёж при помощи этих трёх сосудов? (т. е. у каждого из слуг должно получиться ровно по 4 меры вина)». [9]
Актуальность темы.
Одной из основных проблем разностороннего изучения математики в школе является нехватка времени на решение логических задач, в частности задач на переливание. К сожалению, в учебниках математики не рассматриваются способы решения задач на переливания и не многие учащиеся умеют их решать.
Гипотеза проекта
Мы считаем, что словесный способ решения задач, несколько не удобен, и для более быстрого и понятного решения надо искать другие способы и методы.
Цели и задачи:
Цель данной работы - изучить способы решения задач на переливание.
Задачи:
1) Изучить литературу по данной теме.
2) Познакомиться с методами решения задач на переливание.
3) Рассмотреть различные методы и решения задач на переливание.
4) Научиться решать задачи на переливание, применяя найденные способы решения.
5) На примерах конкретных задач, выяснить: какие методы более эффективные?
6) Развивать свое логическое мышление.
7) Подготовить подборку наиболее интересных задач, и выпустить брошюру, которую можно использовать при проведении различных внеклассных мероприятий и подготовке к конкурсам и олимпиадам, а также для самосовершенствования.
Методы исследования
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
-
Теоретические - изучение статей и литературы.
-
Эмпирические - наблюдения, беседа с одноклассниками.
-
Экспериментальные - проведение исследований.
II. Основная часть
В своей работе мы провели большую работу с литературой, проводили опрос среди школьников. Ни один сборник, связанный с играми и развлечениями, не обходится без задач на дележи, на переливание, причём много задач на переливании жидкостей из сосуда в сосуд.
Во многих источниках решение задач приводится словесное и в ходе решения можно запутаться, из чего переливали в начале.
Мы решали довольно много задач на переливание, но часто возникал вопрос, как грамотно оформить свои мысли, рассуждения, а иногда проводя решение. Поэтому мы решили разобраться: как можно решать задачи на переливание, существуют ли особые приемы решения таких задач?
Исследовательская работа состояла из двух частей и строилась следующим образом. Первоначально нами было опрошено 58 учащихся 5-9 классов нашей школы по следующим вопросам:
-
Встречались ли вам задачи на переливание?
-
Умеете ли вы решать задачи на переливания?
-
Сколько способов решения задач на переливание вы знаете?
-
Интересно ли вам решать задачи на переливания?
-
Решите задачу на переливания.
Затем с учениками класса с помощью учителя математики были решены задачи на переливание разными способами. В ходе работы, во второй части, исследовали и проводили наблюдение, какими способами пользовались ученики при решении задач на переливания.
Все задачи на переливание можно представить двумя типами:
1 тип: «Водолей» - задачи, в которых необходимо получить некоторое количество жидкости с помощью нескольких пустых емкостей из бесконечного источника, из которого можно наливать жидкость, и в который ее можно выливать.
В задачах такого типа разрешены следующие операции:
-
заполнение жидкостью одного сосуда до краев;
-
переливание жидкости в другой сосуд или выливание жидкости;
Необходимо учитывать следующие замечания:
-
разрешается наливать в сосуд ровно столько жидкости, сколько в нем помещается;
-
разрешается переливать всю жидкость из одного сосуда в другой, если она в него вся помещается;
-
разрешается отливать из одного сосуда в другой столько жидкости, сколько необходимо, чтобы второй сосуд стал полным. [6]
2 тип: «Переливайка» - задачи, в которых необходимо разделить жидкость в большей емкости с помощью нескольких меньших по объему емкостей, жидкость можно только переливать из одной емкости в другую;
В задачах на переливания требуется указать последовательность действий, при которой осуществляется требуемое переливание и выполнены все условия задачи. Если не сказано ничего другого, считается, что все сосуды без делений нельзя переливать жидкости "на глаз" невозможно ниоткуда добавлять жидкости и никуда сливать.
Мы можем точно сказать, сколько жидкости в сосуде, только в следующих случаях.
1) знаем, что сосуд пуст,
2) знаем, что сосуд полон, а в задаче дана его вместимость,
3) в задаче дано, сколько жидкости в сосуде, а переливания с использованием этого сосуда не проводились
4) в переливании участвовали два сосуда, в каждом из которых известно, сколько было жидкости, и после переливания вся жидкость поместилась в один из них
5) в переливании участвовали два сосуда, в каждом из которых известно, сколько было жидкости, известна вместимость того сосуда, в который переливали, и известно, что вся жидкость в него не поместилась: мы можем найти, сколько ее осталось в другом сосуде.
Способы и методы решения задач
Каждую задачу на переливание можно решать двумя способами:
1 способ. Начать переливания с большего сосуда;
2 способ. Начать переливания с меньшего сосуда.
Какой из способов более рационален (т.е. каким способом мы быстрее получим нужное количество жидкости) зависит от условий задачи. Изначально это определить нельзя. [10]
Способ использования таблицы
Простейший способ решения задач этого класса состоит в переборе возможных вариантов. Для поиска верного хода решения требуется визуальный контроль сразу нескольких параметров сосудов. Если в одном из них находится жидкость, то вместе с объемом налитого, приходится помнить еще и об объеме свободной части. А это уже целых 2 параметра. Чтобы упростить учет всех возможностей по изменению состояний удобно заносить данные об объемах каждого сосуда в специальную таблицу.
Задача: Для разведения картофельного пюре быстрого приготовления "Зеленый великан" требуется 1 л воды. Как, имея два сосуда емкостью 5 и 9 литров, налить 1 литр воды из водопроводного крана? [7]
В каждую колонку надо заносить состояния всех сосудов после каждого изменения и внимательно следить за их параметрами, чтобы избежать повторений. Если перебрать все возможные варианты, ни разу не повторяясь, то среди них обязательно найдется искомая комбинация.
Способ использования Бильярдного стола
Задача: с помощью сосудов объемом 7 и 11 литров и бочкой с водой отмерить 2 л воды. [1,2]
Задачи на переливание жидкостей можно очень легко решать, вычерчивая бильярдную траекторию шара, отражающегося от бортов ромбического стола. В рассматриваемой задаче стороны стола должны иметь длины 7 и 11 единиц (рис. 1).
Рис. 1
Представьте себе, что шар находится в левой нижней вершине в точке 0. Он будет перемещаться вдоль нижнего основания ромба до тех пор, пока не достигнет правой боковой стороны в точке 11. Это означает, что 11-литровый сосуд наполнен до краев, а 7-литровый пуст.
Отразившись упруго от правого борта, шар покатится вверх и влево и ударится о верхний борт в точке с координатами 4 по горизонтали и 7 по вертикали. Это означает, что в 11-литровом сосуде осталось всего 4 литра воды, а 7 литров из него перелили в меньший сосуд.
Прослеживая дальнейший путь шара, и записывая все этапы его движения до тех пор, пока он не попадет в точку 2 верхнего борта, вы получите ответ и узнаете, в какой последовательности необходимо производить переливания, чтобы отмерить 2 литра воды. Все 18 переливаний изображены схематически на рисунке. Наклонные стрелки говорят о том, что вода переливается из одного сосуда в другой, а вертикальные означают, что либо вода целиком выливается из меньшего сосуда обратно в бочку, либо больший сосуд надо наполнить водой до краев.
Является ли это решение самым коротким? Нет, существует второй путь, когда воду сначала наливают в 7-литровый сосуд. Метод бильярдного шара можно применить к задаче о переливании жидкости с помощью не более чем трех сосудов.
Когда объем большего сосуда меньше суммы объемов двух других, возникают новые ограничения. Если, например, объемы сосудов равны 7, 9 и 12 литрам, то у ромбического стола надо отсечь нижний правый угол (рис. 3). Тогда шар сможет попасть в любую точку от 1 до 9, за исключением точки 6. Несмотря на то, что 7 и 9 взаимно просты, отмерить 6 литров воды оказывается невозможным из-за того, что самый большой сосуд имеет слишком маленький объем.
Способ использования координатной четверти.
После рассмотрения метода бильярдного стола мы пришли к мысли, нельзя ли поменять стол на координатную четверть? Построив координатную четверть хОу, мы попробовали решить задачи на переливание. И унас получилось. На оси Ох отметил объем большего сосуда (Б), а на оси Оу - объём меньшего (М). Можно наоборот. Просто количество ходов будет другим. Начертили прямоугольник со сторонами ОМ и ОБ. Полученный прямоугольник разделил на Б*М квадратов. Построили ломаную линию. Начало ломаной точка (0;0). Если звено ломаной параллельно ОБ, то наполняется большой сосуд, а если параллельно ОМ, то жидкость выливается из меньшего сосуда, т.е. он опустошается. Если звенья проходят по диагоналям квадратов вверх, то жидкость переливается из большего в малый. Конец ломаной точка, одна из координат которой будет показывать количество жидкости в сосуде, которое нам необходимо было получить. Если нужное нам число является первой координатой точки, то необходимое количество жидкости находится в большом сосуде. Если же это число, вторая координата точки, то - в малом сосуде.
Задача. Рядом с нашей деревней Арабоси протекает река Аря. Как при помощи двух вёдер объёмом 8 л и 5 л отмерить ровно 7 л речной воды? 1 решение На оси Ох отметим объём меньшего сосуда, а на оси Оу объём большего. (0;0) __ (5;0)__(0;5)__(5;5)__(2;8)__(2;0)__(0;2)__(5;2)__(0;7). Задача решена в 8 ходов.
2 решение. На оси Ох отметим объём большего сосуда, а на оси Оу- меньшего. (0;0)__(8;0)__(3;5)__(3;0)__(0;3)__(8;3)__(6;5)__(6;0)__(1;5)__(1;0)__(0;1)__(8;1)__ (4;5).__(4;0)__(0;4)__(8;4)__(7;5) Задача решена в 16 ходов.
Условие разрешимости задач
Всегда ли задачи типа «Водолей» и «Переливашка» имеют решения?
Если объемы двух меньших сосудов не имеют общего делителя (т. е. взаимно просты), а объем третьего сосуда больше или равен сумме объемов двух меньших, то с помощью этих трех сосудов можно отмерить любое целое число литров, начиная с 1 литра и кончая объемом среднего сосуда.
Имея, например, сосуды вместимостью 15, 16 и 31 литр, можно отмерить любое количество воды от 1 до 16 литров. Такая процедура невозможна, если объемы двух меньших сосудов имеют общий делитель. [10]
Заключение
Подведя итог, можно сказать, что в ходе исследовательской работы: 1. Собран теоретический и практический материал по проблеме исследования. 2. По итогам данной работы нами были систематизированы задачи на переливания и составлена брошюра с задачами и решениями. 3. Проведено анкетирование учащихся 7 класса в количестве 13 учащихся перед началом и после организации работы по обучению навыкам решения задач на переливание. 4. Проведена работа с учащимися 7 класса по исследованию гибкости мышления с помощью задач на переливания. 5. Адаптирован способ решения задач на переливание на координатной четверти.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выполненная нами работа оказалась плодотворной, учащиеся ознакомились со способами и методами решения задач типа «Водолей» и «Переливайка». Научились правильно применять оптимальные способы для решения задач на переливания. По отзывам учащихся, проведенная работа позволила им овладеть методами решения задач на переливания, расширила их кругозор. Учащиеся отметили возможность и практичность применения координатной четверти при решении данного типа задач. Проделанная работа получила положительные отзывы от учащихся и учителей математики нашей школы.
Список использованных источников
-
Гальперин Г.А., Математические бильярды - М.: Наука,- 1990.- 290с.
-
Гальперин Г.А., Периодические движения бильярдного шара/ Квант. 1989. № 3.
-
Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин Математическая шкатулка М.: Просвещение, 1988
-
Я.И.Перельман Занимательная геометрия М.: ГИФМЛ, 1959
-
В.Н.Русанов Математические олимпиады младших школьников М., Просвещение, 1990
-
Е.П.Коляда Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся //Информатика и образование. 1996. N1.
-
И.Ф.Шарыгин Математический винегрет М., АГЕНТСТВО "ОРИОН", 1991
-
i-u.ru/biblio/archive/makovelskiy_logic_history/4.aspx (сайт русского гуманитарного интернет университета, статья история логики)
-
ru.wikipedia.org/wiki/ (ВИКИПЕДИЯ-современная энциклопедия)
-
wiki.syktsu.ru/index.php/Способы решения логических задач.