МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Задачу фиксации системы оценки качества, её описание, оценка системы целиком или её отдельных элементов, определение положительных и отрицательных эффектов, решает мониторинг образовательных достижений.   Мониторинг является инструментом оценки образовательных достижений в школе.  Мониторинг - от латинского «мonitor» – предостерегающий, определяет деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями.  Это определение дает основание отождествлять мониторинг с наблюдение...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мониторинг достижения планируемых результатов


Задачу фиксации системы оценки качества, её описание, оценка системы целиком или её отдельных элементов, определение положительных и отрицательных эффектов, решает мониторинг образовательных достижений.

Мониторинг является инструментом оценки образовательных достижений в школе. Мониторинг - от латинского «мonitor» - предостерегающий, определяет деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями. Это определение дает основание отождествлять мониторинг с наблюдением, что достаточно справедливо, если иметь в виду научное наблюдение как метод. Таким образом, мониторинг - это специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза (социологический энциклопедический словарь). Несомненно, что деятельность по слежению является неотъемлемой частью любого мониторинга.

Мониторинг рассматривается как контроль с периодичным слежением за объектом мониторинга и обязательной обратной связью [психолого-педагогический словарь]. Эти определения подтверждают необходимые и реально существующие атрибуты мониторинга - специальную организацию и систематичность наблюдений. В мониторинге выделяется целевая функция управления, показывающая неразрывность мониторинга и системы управления.

А.В. Могилев рассматривает мониторинг как комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании сложной системы в целях управления ею []. Организация мониторинга предполагает систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных ее элементах, ориентированных на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.

Особенность нового подхода к мониторингу качества достижения планируемых результатов заключается в следующем:

  • система повторяющихся диагностических процедур по оценке сквозных образовательных результатов на протяжении обучения с 1 по 4 класс;

  • встроенность диагностических процедур в учебный процесс, что предупреждает проведение дополнительных мониторинговых процедур, оптимизируя систему оценки качества образования;

  • полезность результатов мониторинговой информации не только педагогам и администрации, но и ученикам и их родителям, т.е. полезность с точки зрения потребностей управления и полезность с точки зрения потребителей информации, социума в целом.

  • связанность в единую систему содержания контрольно-оценочного инструментария, мониторинговых карт фиксации учебных достижений учителем и учеником, карты оценки учебных достижений по итогам года и обучения в 1-4 классах.

Это достигается введением мониторинговых процедур самооценки школьниками своих достижений и отслеживанием динамики индивидуальных достижений, что помогает формировать такую важную образовательную компетентность, как умение учиться: определять границу знания/незнания, организовывать действия по совершенствованию различных видов грамотностей, развитию рефлексивных качеств, самовоспитанию личности.

Цель организации мониторинговых процедур по оценке образовательных достижений учащихся: организация комплексного подхода к управлению системой формирования сквозных образовательных результатов через их оценку и управление продвижением учащихся в образовательной деятельности.

Задачи мониторинга:

1) оценка качества учебных достижений учащихся посредством анализа положения и продвижения его в предметной области;

2) анализ соответствия качества подготовки требованиям к планируемым результатам;

3) отслеживание динамики образовательных достижений учащихся (предметных, метапредметных, личностных).

Мониторинг даёт возможность не только выявить потенциальные риски и сбои, но и поставить прогноз отдельных подсистем с целью предупреждения отклонений по важнейшим параметрам, заданных стандартом.

Мониторинг строится на чётких основаниях для измерения и сравнения. Основанием для измерения является соответствие эталону: стандарту Требований к планируемым результатам. Данные мониторинга обеспечивают возможность сравнения нескольких сходных характеристик, позволяя получать базу нужной информации, выделять проблемы, определять управленческие действия.

В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях стандарта нового поколения к освоению образовательных программ.

Требования к результатам образования представляют собой интегральное описание целевых установок общего образования, реализуемых посредством соответствующих образовательных программ начального общего образования и включают:

• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего портфолио.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Современная система оценки ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Стандарт гарантирует возможность для достижения каждым учащимся планируемых результатов образования при выполнении условий организации учебного процесса, указанных в стандарте.


Условия эффективной организации мониторинговых процедур

1. Соблюдение Методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ о контроле и оценке результатов обучения в начальной школе []

2. В учреждении должно быть разработано Положение о системе промежуточной аттестации учащихся начальных классов, обучающихся по ФГОС, с учетом комплексного подхода к оценке результатов образования (предметных, метапредметных, личностных).

3. В учреждении системно используются процедуры формирующего и контрольного оценивания.

Формирующее оценивание - это оценивание, которое нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнение результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующее оценивание призвано выявить проблемы в усвоении учащимися элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Контрольное оценивание направлено на фиксацию уровня достижения образовательного результата на этапе обучения.

Для получения информации об оценке достижения планируемых результатов используются различные виды контрольных процедур

Основные принципы диагностического обследования

  • валидность диагностических текстов (в соответствии с возрастом ребенка, предшествующего диагностике опыта предыдущих заданий);

  • системность и последовательность диагностических процедур предусматривает этапы входной, промежуточной и заключительный (на конец 1 класса) диагностики, а также последовательный переход от различных форм и методов диагностики по мере обучения, развития и воспитания личности;

  • достоверность диагностических процедур отражает реальную картину уровня сформированности тех или иных приобретений ребенка в процессе обучения;

  • прогностичность диагностических процедур заключается в направленности ее результатов на организацию коррекционной работы с младшими школьниками.



© 2010-2022