Реферат на тему ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Реферат на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ" имеет практическую значимость для учителей, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, не боятся скрупулёзной работы, требующей затрат времени. Целью данной работы является изучение системы внеурочной работы по математике в основной школе как средство для самореализации и творческого развития каждого школьника.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,

ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 13 города Тюмени

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Реферат по курсу повышения квалификации

«Организация обучения математике в рамках ФГОС основного общего образования»

Выполнил:

Колчанова Гульнара Рафаильевна

Учитель математики МАОУ СОШ № 13 города Тюмени Форма обучения - дистанционная

Научный руководитель:

К.п.н., профессор НГИ, профессор РАЕ

Мандель Б.Р.

Новосибирск 2015 г.

Оглавление



Введение ……………………………………………………………………..

3

Глава 1. Научно-теоретические основы организации внеурочной работы по математике………………………………………………………………..

1.1.Роль внеурочной работы по математике в условиях внедрения ФГОС основного общего образования……...............................................................

1.2.Цели и задачи внеурочной работы по математике……………………..

Глава 2. Методика организации внеурочной работы по математике…….

2.1.Виды и формы внеурочной работы по математике в основной школе..

2.2.Использование современных технологий обучения при организации внеурочной работы…………………………………………………………..

2.3. Формирование учебных универсальных действий в кружковой деятельности по математике в 5-ом классе в рамках ФГОС………………

Заключение……………………..……………………………………………

Список использованной литературы………………………………………..

Приложения

5

5

7

10

10

16

18

20

22





Введение

В настоящий момент в обществе сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, популяризируются развивающие программы, в которых увеличен объём содержания обучения, обучение идёт на высоком уровне сложности, быстрыми темпами. С другой стороны, обостряющийся экологический кризис и массовое ухудшение состояния здоровья населения, снижение духовно-нравственной культуры, экономические трудности, приоритет материальных ценностей привели к тому, что сейчас в школы приходят дети, у которых недостаточно развиты те или иные познавательные процессы. Как следствие - у детей снижается интерес к учению. Это создает большие трудности в обучении. Очевидно, что сложившееся положение заставляет искать пути решения данной проблемы.

Широкие возможности в решении этой проблемы даёт системная организация внеурочной деятельности по математике. Мы считаем, что каждый ребёнок талантлив по своему, способен к самосовершенствованию и активному участию во внеурочной деятельности, которая в большей степени раскрывает способности каждого школьника.

Время не стоит на месте. Обновление качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни». Новые стандарты предполагают повышение значимости внеурочной работы, которая ориентирует педагога на ребёнка. Главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников.

Внеурочные формы обучения, построенные на принципе добровольности, не регламентированные необходимостью выставления оценки учащимся, проходящие в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, требуют и от учителя высокого уровня профессионального мастерства. Он должен не только иметь математическую эрудицию, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность.

Целью данной работы является изучение системы внеурочной работы по математике в основной школе как средство для самореализации и творческого развития каждого школьника.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной теме;

  • раскрыть роль внеурочной работы в процессе обучения математике в условиях внедрения ФГОС основного общего образования;

  • выделить цели и задачи внеурочной работы по математике;

  • рассмотреть основные формы организации внеурочной работы по математике.

Данная работа имеет практическую значимость для учителей, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, не боятся скрупулёзной работы, требующей затрат времени.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений. Таким образом, важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.


Глава 1. Научно-теоретические основы организации внеурочной работы по математике


  1. Роль внеурочной работы по математике в условиях внедрения ФГОС основного общего образования

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования понимается не только с позиций усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности, но и как процесс развития личности, осуществление которого происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет (национальный проект «Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; новая редакция закона «Об образовании», «Концепция математического образования») призваны обеспечить достижение современного качества математического образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

ФГОС является преемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих проектах образовательных стандартов. Его инновационность заключается в том, что математическое образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества.

В Концепции математического образования значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, массовые мероприятия, в ходе которых они научатся логически размышлять, изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это в свою очередь означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.

Впервые в документах такого уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков. При этом подчеркивается важность занятий по интересам, отвечающие потребностям учащихся разных возрастов, потребностей, возможностей здоровья.

Внеурочная работа по математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников математика не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеурочной работы - привитие школьникам интереса к математике и воспитанию потребности изучать его.

Таким образом, хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность углублять приобретаемые на уроках знания, совершенствовать умения и навыки анализа, расширять математический кругозор школьников, воспитывать и повышать культуру общения, развивать творческий потенциал учащихся, знакомить учащихся с такими факторами предмета, которые не изучаются на уроках, но знание некоторых необходимо в жизни. Она создает благоприятные условия для умственного развития: ученик активнее пользуется справочной литературой для поиска ответов на вопросы углубленного уровня, идет параллельно подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, готовится к мероприятиям познавательного плана по математике.


  1. Цели и задачи внеурочной работы по математике

Под внеклассной работой понимаются систематические, не являющиеся обязательными, занятия с учащимися во внеурочное время. Внеурочная деятельность сегодня понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Основы методики внеклассной работы по математике были заложены ещё в 30-х годах XX в. (П.С. Александров, П.Ю. Германович, Б.Н. Делоне, А.Н. Колмогоров, Л.А. Люстерник и др.); наметились основные направления развития внеклассной работы по математике, ее цели, виды и формы, методы и средства. Наряду с существовавшими кружками, математическими олимпиадами развивались такие формы внеклассной и внешкольной работы как математическая печать, математические соревнования, конкурсы и викторины, математические вечера, экскурсии, факультативные занятия, школы юных математиков и классы с углубленным изучением математики и др. В последующие годы важную роль в организации внеклассной работы по математике в школе сыграло издание массовыми тиражами популярной литературы для учащихся (например, серии «Библиотека математического кружка», «Популярные лекции по математике», книги Я.И. Перельмана, М. Гарднера и др.). Разработкой содержания внеклассных занятий для учащихся занимались М.Б. Балк, В.Г. Болтянский, Н.Я. Виленкин, П.Ю. Германович, Б.В. Гнеденко, В.А. Гусев, Н.П. Жукова, И. Кадыров, А.А. Колосов, А.Н. Колмогоров, Ю.М. Колягин, Б.А. Кордемский, И.В. Кузнецова, Г.И. Линьков, Т.Г. Макаровская, А.И. Маркушевич, В.М. Монахов, Я.И. Перельман, включающие дифференцированные по уровням усвоения цели обучения; дифференцированные учебные задачи; соответствующие методы, формы и средства обучения; дифференцированный контроль усвоения и оценку.

Основной целью внеурочной работы является гармоничное развитие личности учащегося с учётом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление задатков и способностей каждого ученика.

Перед внеурочной работой по математике ставятся следующие основные задачи:

  • развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;

  • расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;

  • оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера;

  • воспитание высокой культуры математического мышления;

  • развитие у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

  • расширение и углубление представлений учащимися о практическом значении математики в технике и практике;

  • расширение и углубление представлений учащимися о культурно-исторической ценности математики, о ведущей роли математической школы в мировой науке;

  • воспитание у учащихся чувства коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Внеурочная деятельность основывается на обще дидактических принципах, важнейшим из которых является: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения математике, внеурочная работа не может не оставаться на методических принципах: внимание к предмету, понимания математических значений, оценки знаний. Общеизвестно, что существует некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеурочной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется воспитание будущих специалистов в различных областях. Главное при этом - осуществить взаимосвязь и преемственность урока и внеурочной работы как механизма обеспечения полноты и цельности обучения.

В настоящее время перед нами, учителями математики, стоит задача не только дать определенную сумму знаний учащимся, но и вооружить их умениями самостоятельно добывать эти знания, воспитывать интерес к самостоятельному изучению математики и её практических применений. Внеурочная работа по математике является одним из средств выполнения этой задачи. Она способствует повышению уровня математической культуры и развитию познавательных способностей учащихся, расширяет их математический кругозор.




Глава 2. Методика организации внеурочной работы по математике


2.1.Виды и формы внеурочной работы по математике в основной школе

Внеурочная работа является неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя математики. Ее эффективность определяется правильным выбором форм и методов проведения, учитывающим профиль обучения школьников, уровень их математической подготовки, интерес к изучаемому предмету и т.п. Учителю математики необходимо использовать новые подходы, технологии не только в процессе обучения, но и в организации внеурочной работы. Только при оптимальном сочетании высокого профессионализма учителя и заинтересованности в учебе, работоспособности ученика можно достичь главного в обучении математике - формирования обобщенных математических отношений и развития способности обобщать математический материал.

В методической литературе обычно выделяют три вида внеурочной работы по математике: внеклассная работа; внешкольная работа; заочная работа.

Внеклассная работа является одной из важных составляющих процесса математического образования школьников, органично дополняя учебную работу по предмету. Внеклассная работа проводится, как правило, учителем с учащимися тех классов, где сам учитель преподает математику. Формы внеклассной работы по математике весьма разнообразны и подробно освещены в педагогической и методической литературе.

Внешкольная работа по математике предполагает организацию занятий с учащимися из разных школ. По форме организации это может быть вечерняя математическая школа, воскресная математическая школа, летняя математическая школа, научные конференции школьников, а также математические олимпиады - районные, городские, областные, республиканские.

Заочная работа со школьниками не предусматривает непосредственных контактов учителя с учеником. Наиболее распространенными формами заочной работы являются заочные математические школы, заочные олимпиады, конкурсы по решению задач.

Внеурочная деятельность по математике может быть организована по следующим видам деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимосвязь видов внеурочной деятельности по математике, образовательных форм, уровней результатов достижения представлена в следующей таблице 1:

Таблица 1

Вид внеурочной

деятельности по математике

Образовательные

формы

Уровень результатов

внеурочной деятельности

Игровая

Ролевая игра

Деловая игра

Социально-моделирующая игра

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Познавательная

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Исследовательские проекты, олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Проблемно-ценностное общение

Беседы

Дебаты, тематический диспут

Проблемно-ценностная дискуссия

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Знание особенностей организации внеклассной работы по математике, овладение методиками проведения разнообразных внеклассных мероприятий является частью методической культуры учителя. Внеурочная работа по математике является важным средством осуществления дифференцированного подхода. При выборе форм и методов внеклассной работы необходимо учитывать профиль класса, индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и временные. Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками. К постоянным формам относятся, например, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др. Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года - проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся, например, математический вечер, математическая олимпиада, математический бой, математический КВН , математическая конференция и др.

В практике внеурочной работы по математике современная отечественная школа накопила большой опыт, в котором находят свою реализацию разнообразные формы обучения. Систему внеурочных форм работы по математике можно представить в виде следующей схемы 1. На воспроизведенной схеме приведены далеко не все конкретные формы внеурочной работы, но показана их системная организация. При этом любая внеурочная форма обучения математике обязательно содержит познавательную функцию. И в тоже время познавательные формы почти всегда содержат элемент соревнования, а соревновательные формы несут и познавательно-воспитательную функцию.

Схема 1


Существуют различные формы проведения внеклассной работы, которые представлены в следующей таблице 2:

Таблица 2

Форма внеурочных занятий

Содержание внеурочных занятий

Задачи внеурочных занятий

Математический кружок

Одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий, объединяющая учащихся одного или параллельных классов, проявляющих интерес к математике

Учет индивидуальных возможностей учащихся; повышение степени самостоятельности учащихся; расширение познавательных возможностей учащихся; формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности

Факультатив

Необязательный учебный курс, изучаемый в школе по выбору ученика

Неделя математики

В установленные сроки в школе проводятся различные мероприятия по предмету, вмещенные в рамки урока или во внеклассные (внеурочные) мероприятия

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности; повышение мотивации учеников к изучению математики; развитие творческих способностей учащихся

Математическая газета

Массовое внеклассное мероприятие, дополнение кружковых занятий; издается математическим кружком или специальной редколлегией

Развитие интереса учащихся к изучению математики

Научно - исследова-тельская конференция

Это мероприятие, на котором юные исследователи представляют свои работы и обмениваются мнениями по проблемным вопросам

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой; обобщение и систематизация знаний по предмету; формирование информационной культуры учащихся

Математическая олимпиада

Соревнование хорошо успевающих учащихся по решению наиболее трудных и интересных задач

Повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний

Математический вечер

Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме, предполагает включение художественной части, а также элементов соревновательного характера - викторин, конкурсов. Игровая часть может предваряться тематической беседой или небольшим научно-популярным докладом

Развитие интереса учащихся к изучению математики

Моделирование

Изготовление наглядных пособий: таблиц, схем, диаграмм, моделей измерительных приборов для оборудования кабинета математики

Развитие более глубокого усвоения учащимися школьного курса математики

Внеклассная работа по математике должна проводиться планомерно и систематически. В начале учебного года мы, учителя, составляем план внеурочной деятельности по математике (см. приложение 1). В планировании и проведении внеклассной работы по предмету необходимо принимать во внимание, что она значима и эффективна в том случае, если каждое мероприятие органически вписывается в учебный процесс. В связи с этим все проводимые постоянно действующие и периодические формы должны координироваться учителем и органически сочетаться с планами работы.

Таким образом, с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.

2.2.Использование современных технологий обучения при организации внеурочной работы

За последние десятилетия в математике возникли новые направления, имеющие не только большое практическое значение, но и большой познавательный интерес. Сегодня остро встал вопрос развития самостоятельности и творческой активности учащихся во внеурочной работе на основе дифференцированного обучения и индивидуального подхода, а так же подготовки и проведения различных видов внеклассной деятельности: викторин, конкурсов, математических утренников и вечеров, математических недель.

При организации внеурочной работы широко применяются как традиционные педагогические технологии, так и педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, технология уровневой дифференциации, игровые технологии, технология ИКТ). Это такие формы, в которых учебно-познавательная деятельность обучающихся представляет собой специально организованное самообучение, управляемое посредством индивидуальных образовательных программ и технологических карт прохождения учебного материала и измерения полученных результатов.

В этих условиях меняется роль учителя, деятельность которого направлена не на воспроизводство информации, а на психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающегося в учебно-познавательном процессе.

На современном этапе внеклассная работа по математике эффективно осуществляется посредством:

  • системы дистанционного обучения;

  • системы дополнительного образования (в рамках деятельности кружков, секций, клубов, научных обществ, творческих объединений различной направленности по интересам);

  • работы с информационно-коммуникационными ресурсами в сети Интернет, через внутришкольные и межшкольные серверы поддержки и индивидуального сопровождения.

ФГОС ставит задачу перед школой использовать материально-техническое и информационное оснащение в образовательном процессе. Применение информационных технологий делает учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни.

Важно понимать, что именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации, в том числе и во внеурочной деятельности.

Таким образом, цель учителя - сделать внеурочную деятельность детей более содержательной, привлекательной, разносторонней и современной, используя современные технологии обучения при организации внеурочной работы по математике в основной школе.







2.3. Формирование учебных универсальных действий в кружковой деятельности по математике в 5-ом классе в рамках ФГОС

В условиях введения новых стандартов знания, умения и навыки, так называемые ЗУН, уже не стоят во главе угла. Появляются универсальные учебные действия (УУД), то есть способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, проще говоря, сегодня мы должны не просто передать ребенку те знания, которые ему пригодятся при сдаче ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе, но еще и научить его самостоятельно «добывать» необходимые ему знания.

Согласно ФГОС урок должен формировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия через предметные задания и форму организации урока.

По новым стандартам внеурочная деятельность может быть организована по нескольким направлениям. В нашей школе организация внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 5-ом классе реализуется программой кружка «Геометрия с увлечением» (см. приложение 2). Изучение геометрического материала в 5 классе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов.

В результате обучения в кружке «Геометрия с увлечением» у учащихся будут формироваться личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД:

  • развитие умений находить нужную информацию и грамотно её использовать;

  • развитие творческих способностей, логического мышления;

  • получение практических навыков применения математических знаний, компьютерных технологий при изучении математики;

  • развитие интереса к изучению геометрии.

Таким образом, использование кружковой работы побуждает к формированию личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.


























Заключение



Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования. Школа призвана развивать способности ребенка, реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь применять свои знания в различных жизненных ситуациях. На наш взгляд, такой эффективный педагогический инструментарий есть - это системная организация внеурочной деятельности учащихся, которая способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учёбы, позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС ООО.

Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.

Мы считаем, что внеурочная деятельность в целом и особенно внеурочная деятельность по математике даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать её на основе теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях; способных принимать решения на основе проведенного анализа.

Таким образом, активно внедряя внеурочную деятельность в образовательный процесс, мы, учителя, получаем возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности: от приобретения социального знания, формирования положительного отношения к базовым знаниям, общественным ценностям, до приобретения самостоятельного развития общего кругозора.


















Список использованной литературы


  1. Балк М.Б. и Балк Г.Д. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. - М.: Учпедгиз, 1956. - 186 с.

  2. Балк М.Б. и Балк Г.Д. Математика после уроков: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1971. - 462 с.

  3. Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема //Начальная школа. - 2003. - № 1 - с. 44 - 53.

  4. Глейзер Г.И. История математики в школе 7-8 кл. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1982. - 240с.

  5. Гусев В.А. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах: Кн. для учителя / В.А.Гусев, А.И.Орлов, А.Л.Розенталь; Под ред. С.И.Шварцбурга. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 286 с.

  6. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 - 6 классов средних школ. - М.: Просвещение, 2004.

  7. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: ВАКО, 2004.

  8. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране геометрии. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.

  9. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой: Материал для классных и внеклассных занятий. - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.

  10. Степанов, В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе : кн. для учителя / В. Д. Степанов. - М. : Просвещение, 1991. - 80 с.

  11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

  12. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.

Приложение 1

План внеурочной деятельности по математике в основной школе



Мероприятия

Класс

Сроки проведения

1

Интеллектуальная игра «Занимательная математика»

5,6

Сентябрь

2

Предметная неделя по математике

5-9

Октябрь

3

Школьная олимпиада по математике

5-9

Ноябрь

4

Театрализованное представление «Сказки собственного сочинения»

5,6

Декабрь

5

Просмотр познавательных видеофильмов «Математика в жизни человека»

5-9

Январь

6

Конкурс рефератов «Математика в лицах»

7-9

Февраль

7

Международная математическая игра «Кенгуру»

5-9

Март

8

Научно-практическая конференция

5-9

Апрель

9

Математический кружок

5-9

В течение года

10

Индивидуальные занятия по математике

5-9

В течение года

11

Участие в дистанционных математических олимпиадах, конкурсах

5-9

В течение года



Приложение 2


Методические материалы для проведения математического кружка

в 5-ом классе


Формирование УУД на занятиях кружка

«Геометрия с увлечением»

Тема занятия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1

Первые шаги геометрии

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном

Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Построение речевых высказываний, постановка вопросов

2

Пространство и размер-ность

Прогнозирование в виде предвосхищения результата

Логические - синтез как составление целого из частей

Принятие общего решения совместной деятельности

3

Простей-шие геометри-ческие фигуры

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном

Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

4

Констру-ирование из Т

Коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона

Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Принятие общего решения совместной деятельности

5

Куб и его свойства

Контроль в виде сличения с эталоном

Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Умение слушать и слышать других, считаться с мнением других

6

Задачи на разреза-ние и складыва-ние фигур

Прогнозирование в виде предвосхищения результата; коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона

Логические - синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих

Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

7

Решение задач на геоплане. Треуголь-ник

Контроль в виде сличения с эталоном

Логические - анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам

Принятие общего решения совместной деятельности

8

Правиль-ные многогранники, изготовление фигур

Планирование работы, прогнозирование результата, коррекция выполненной работы

Логические - анализ объектов, выделение существенных признаков; синтез как составление целого из частей

Принятие общего решения совместной деятельности

9

Геометрические головоломки. Софизмы

Контроль в виде сличения с эталоном

Логические - установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений

Выявление проблемы, поиск и оценка способов её разрешения; принятие решения и его реализация

10

Измере-ние длины, площади, объема

Контроль в виде сличения с эталоном

Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Принятие общего решения совместной деятельности

11

Вычисле-ние длины, площади, объема

Контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей

Логические - построение логической цепочки рассуждений

Контроль, коррекция, оценка действий

12

Окруж-ность

Оценка в виде освоения и осознания учащимися того, что усвоено и еще подлежит усвоить

Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

13

Геометрический тренинг. Топологические опыты

Контроль и оценка объединения в группы

Анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств

Принятие общего решения совместной деятельности

14

Задачи, головоломки, игры

Контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей

Логические - построение логической цепочки рассуждений; установление причинно-следственных связей

Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве


© 2010-2022