- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока по геометрии в 7 классе Сумма углов треугольника
Разработка урока по геометрии в 7 классе Сумма углов треугольника
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Левина Н.А. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическая разработка первого урока геометрии главы «Соотношение между сторонами и углами треугольника» в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника»
Л.С. Атанасян, Геометрия 7- 9, учебник для общеобразовательных учреждений
Учитель: Левина Наталья Александровна
Методические комментарии. Геометрии отводится ведущая роль в формировании дедуктивного стиля мышления. Значительная роль в развивающей функции обучения отводится усвоению, открытию и доказательству теорем наряду с разнообразием геометрических задач. Одним из важных направлений в психолого-педагогических исследованиях, посвященных методам обучения математики, является «проблемное обучение». Существенным условием проявления проблемного обучения является исследовательский характер работы учащегося в процессе обучения. Деятельность учащихся на уроке должна быть так организована, чтобы ученик был активным, самостоятельным, решал задачи, требующие не только знания, но и определенной сообразительности и догадки.
Знания, полученные ранее в теме «Параллельные прямые» позволяют это сделать. В подростковом возрасте (12-13 лет) ведущей деятельностью учащихся является деятельность общения в процессе обучения. Для организации такой деятельности учитель предлагает учащимся включиться в поиск новых фактов (открытие теоремы о сумме углов треугольника) и способов доказательства этих фактов: каждому ученику предлагается карточка с изображением треугольника для выяснения взаимосвязи между углами треугольника практическим путём (измерить углы транспортиром и нахождение их суммы). В результате практической деятельности ученики, обобщая результаты друг друга, приходят к выводу: сумма углов треугольника не зависит от формы, размеров и расположения треугольника и равна 180°. В ходе такой деятельности развивается любознательность, интерес к математике, формируются универсальные учебные действия: обобщение, абстрагирование, синтез. Познавательная деятельность направлена на познание системы отношений в процессе отыскания различных методов, приёмов доказательства теорем и решения практических задач.
Технологическая карта урока
Тема урока: Сумма углов треугольника.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, набор карточек с треугольниками, транспортиры, ножницы.
Цели урока:
Предметные:
1) открыть и доказать теорему о сумме углов треугольника;
2) научиться применять теорему к решению задач;
3) классифицировать виды треугольников и научиться распознавать треугольники с использованием теоремы о сумме углов треугольника
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе;
2) умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
3) устанавливать причинно - следственные связи, проводить доказательные рассуждения и делать выводы;
4) формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, используя разные основания.
Личностные:
1) готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) развивать познавательный интерес к математике;
3) развивать критичность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач и доказательстве математических утверждений.
Планируемые результаты:
1) учащиеся будут знать, что сумма углов треугольника не зависит от размера, вида и положения треугольника;
2) учащиеся убедятся, что теорема о сумме углов треугольника является важной характеристикой треугольника;
3) учащиеся научатся распознавать виды треугольников и находить углы треугольника с помощью теоремы о сумме углов треугольника.
Основные понятия:
Свойство углов треугольника, определение остроугольного треугольника, прямоугольного треугольника, тупоугольного треугольника
Организационная структура урока
№
Этапы проведения урока
Форма организации учебной деятельности
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Учебник
Дидактические материалы
1.
Организационный этап.
2.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.
Фронтальная работа
Приложение №1
Рисунок №3
3.
Проверка домашнего задания.
Работа в парах
Ответить на вопросы:
Свойства и признаки параллельных прямых
4.
Актуализация знаний
Фронтальная работа
Приложение №1
Рисунок №1
Работа в парах
Приложение №1
Рисунок №2
5.
Изучение нового материала
Индивидуальная работа
Практическая работа: карточки с изображением треугольника, транспортир, ножницы
Фронтальная работа
Способы доказательства выдвинутой гипотезы
6.
Первичное закрепление нового материала
Фронтальная работа
Приложение №2
Тест№1
7.
Контроль и коррекция знаний
Работа в парах
Приложение №2
Ответы на вопросы:
1) Какой треугольник называется прямоугольным
2) Какой треугольник называется тупоугольным
3) Какой треугольник называется остроугольным
8
Повторение
Работа в парах
Фронтальная работа
Приложение №3
Тест№2
9
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Индивидуальная работа
Продолжите высказывания об уроке:
1) Самым интересном для меня на уроке было...
2) Я получил(а) полезную информацию о том, что...
3) Я хотел(а) бы еще узнать...
4) Мне понравилось...
5) Мне не понравилось…
10.
Планирование дальнейшей учебной деятельности
Фронтальная работа
11.
Информация о домашнем задании
§1, п.30,31,
№224, 225,
227(а)
Схема урока
1. Ориентировочно - мотивационная часть
1) Этап мотивации
2) Этап постановки учебной задачи
2. Операционно - познавательная часть
1) Подготовка к восприятию (устная работа в парах и фронтально)
2) Восприятие (практическая работа - открытие теоремы)
3) Осознание, осмысление (доказательство теоремы разными способами)
4) Закрепление, применение (ключевые задачи, тест)
3. Рефлексивно - оценочная часть
1) Подведение итогов
2) Планирование дальнейшей учебной деятельности
3) Домашнее задание
Ход урока
-
Мотивационно - ориентировочная часть урока
Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.
По данным чертежа найдите величину угла Р, если
угол N равен 80°, а угол М равен 70°.
-
Решить задачу ученики не могут без
дополнительных сведений об углах треугольника.
Ученики ищут пути решения задачи, но не находят
и приходят к выводу, что решить задачу
невозможно без дополнительных фактов.
-
Создана проблемная ситуация, которая
побуждает учеников включиться в поиск теоремы
о сумме углов треугольника.
-
У учеников появляется мотив открытия теоремы (чтобы решить задачу).
Чтобы решить задачу необходимо найти факты, связывающие углы треугольника. Новые знания вероятно связаны с предыдущей темой изучения геометрии - это параллельность прямых. Вспомним признаки и свойства параллельных прямых. Работа в парах.
-
Учащиеся поочередно рассказывают друг другу признаки и свойства параллельных прямых, проверяя тем самым домашнее задание.
2. Операционно - познавательная часть урока
2.1 Актуализация знаний
Задача. По данным чертежа назовите равные углы.
-
<1+<2 и <6;
<3+<2 и <9
<3 и <6
<6 и <7;
<4 и <5;
<1+ <2 и <7;
<3; <2; <1 Учащиеся вовлечены во фронтальную работу, используя признаки и свойства параллельных прямых устанавливают параллельность прямых а и в и находят равные углы по «цепочке».
Задача. По данным чертежа найдите угол С треугольника АВС
-
Данная задача готовит учащихся к восприятию теоремы о сумме углов треугольника и ее доказательству.
-
Обе задачи реализуют личностные цели: готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
Найден угол С, он равен 30°. Проанализируем значения всех углов треугольника: 80°, 70°, 30°. Что можно заметить?
-
Учащиеся предполагают, сумма углов треугольника равна 180°.
-
Возможно это случайный результат, поэтому учитель предлагает ученикам выполнить практическую работу в парах, используя карточки и транспортир.
2.2 Изучение нового материала
Практическая работа №1:
1) Измерьте углы треугольника, изображенного на карточке, с помощью транспортира;
2) Найдите сумму углов треугольника;
-
Учащиеся убеждаются в том, у всех получается примерно одинаковый результат 180°.
Измерение дает приблизительный результат. Как получить более точный результат практическим путем?
Попробуем поместить углы в одну точку. Как это сделать? Продолжим практический эксперимент.
Практическая работа №2:
1) Отрезать углы треугольника
2) Перенести углы треугольника в одно место, в одну точку.
-
Учащиеся выполняют практическую работу №1 в парах, практическую работу №2 выполняют индивидуально. Учащиеся убеждаются практическим путем в справедливости гипотезы, что сумма углов треугольника равна 180°.
2.3 Осознание установленного факта
Докажем выдвинутую гипотезу геометрическим способом.
-
Учащиеся во фронтальной работе предлагают разные способы доказательства теоремы. На этапе актуализации знаний были созданы все «эвристики», с помощью которых можно доказать теорему четырьмя способами. Данная организация учебной деятельности учащихся способствует достижению личностных целей: критичности мышления, развитию инициативы, находчивости, познавательного интереса к предмету;
-
На этом этапе урока реализуются метапредметные цели: устанавливать причинно - следственные связи, проводить доказательные рассуждения и делать выводы;
N
M
1
2
A
C
Способ №1
1) Провести прямую MN параллельно стороне АС через вершину В; 2) <1 = <С, <2 = <А
3) <MBN - развёрнутый, то <2 + <B + <1 = 180º, <A + <B + <C = 180º
Способ №2
1) Отложить от луча ВС <1 = <C
2) Отложить от луча BА <2 = <A
3) < 1 = <C, то BM || АС
4) <2 = <A, то BN || AC
5) ВМ и BN совпадают по аксиоме параллельных, то <NBМ = 180º
6) <NBМ = <2 + <В + <1, то
<А+ <В + <С = 180º
Способ №3
1) Отложить от луча ВС <1 = <C и тогда BN || АС
2) Продолжить ВN и получить прямую NM
3) MN || AC, то <2 = <A
4) <NBМ = 180º, то <2 + <В + <1 = 180º, то
Способ №4
1) Отложить от луча ВС <1 = <C и тогда BN || АС
2) <NBA и <A - односторонние, то <NBA + <A = 180º
3) то
4)
Итак, доказана теорема: сумма углов треугольника равна 180°.
2.4 Закрепление, применение.
Первичное закрепление нового материала
Тест №1 Определить вид углов треугольника, обозначенных знаком?
-
Учащиеся решают задачи теста №1 фронтально, при этом учатся распознавать виды треугольников;
-
Тест №1 позволяет достигнуть предметные цели: классифицировать виды треугольников и научиться распознавать треугольники с использованием теоремы о сумме углов треугольника
Контроль и коррекция знаний
При решении заданий теста №1 мы увидели разные виды треугольников. Сделайте классификацию треугольников по видам углов и дайте определение каждого вида треугольника. Дайте ответы на вопросы:
1) Какой треугольник называется прямоугольным
2) Какой треугольник называется тупоугольным
3) Какой треугольник называется остроугольным
-
Учащиеся работают в парах, дают определения видов треугольников
-
Затем ученикам предлагаются задачи теста №2 и проверить полученные знания, работая в парах.
Проверка полученных знаний на уроке
Тест №2 Найдите неизвестный угол треугольника.
-
Учащиеся решают задачи теста №2 в парах, затем рассказывают свое решение вслух всему классу
3. Рефлексивно - оценочная часть урока
3.1 Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подведем итоги урока. Что нового сегодня вы узнали на уроке?
-
Открыли и доказали теорему о сумме углов треугольника;
-
Сумма углов любого треугольника равна 180° и не зависит от вида и положения треугольника
-
Научились применять теорему к решению задач;
-
Провели классификацию треугольников по видам углов, узнали какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным научились распознавать виды треугольников с использованием теоремы о сумме углов треугольника
3.2 Планирование дальнейшей учебной деятельности
Продолжите высказывания об уроке:
1) Самым интересном для меня на уроке было...
2) Я получил(а) полезную информацию о том, что...
3) Я хотел(а) бы еще узнать...
4) Мне понравилось...
5) Мне не понравилось…
На последующих уроках геометрии мы продолжим учиться применять теорему о сумме углов треугольника при решении более сложных задач и узнаем еще о других углах, связанных с углами треугольника.
3.3 Домашнее задание
§1, п.30,31, №224, 225, 227(а)
Приложение №1 Материалы к уроку «Сумма углов треугольника»
Рисунок №1
По данным чертежа назовите равные углы.
По данным чертежа назовите углы, которые в сумме дают 180°.
Рисунок№2
Рисунок №3
Найти угол Р, если
угол N равен 80°
угол М равен 70°
Приложение № 2
Тест №1
Определить вид углов треугольника, обозначенных знаком ?
Приложение №3
Тест №2 Найти величину неизвестного угла.