- Преподавателю
- Математика
- Программа элективного курса по математике 7 класс Занимательные задачи
Программа элективного курса по математике 7 класс Занимательные задачи
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Курачева О.С. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Приложение к ООП ООО
утвержденной приказом от 11.06.2015 №02-05-197
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Название элективного курса Занимательные задачи
Предмет математика
Уровень общеобразовательный
Курачева Ольга Серафимовна
Класс 7А, Б
2015-2016 учебный год
Количество часов:
всего 35 ч.; в неделю 1ч.
Программа разработана на основе авторской программы А.В. Фаркова «Готовимся к олимпиадам по математике», издательство «Экзамен», Москва 2010 г.
Актуальность данной программы - создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Элективный курс «Занимательные задачи» является предметным по содержанию, то есть, создан в поддержку предмета «математика» и рассчитан на учащихся 7 классов.
Математическая подготовка на занятиях призвана решить следующие цели:
-
Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
-
Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
-
Разностороннее развитие личности.
Задачи:
-
Развитие математических способностей и логического мышления у учащихся;
-
Развития у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
-
Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;
-
Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных-математиков в развитии мировой науки;
-
Осуществление индивидуализации и дифференциации.
В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
-
Решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-
Исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
-
Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики
(словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации; -
Поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Контроль знаний, умений и навыков включает практические работы, игры состязания, олимпиады. Курс рассчитан на 35 учебных часов. В каждой теме курса выделены две части: теоретические сведения и практически работы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики на занятиях ученик должен знать/понимать:
-
Лабиринты, круги Эйлера;
-
Системы счисления, принцип Дирихле;
уметь:
-
записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
-
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами, с помощью кругов Эйлера, принципа Дирихле; решать логические, нестандартные, старинные задачи; решать задачи с лабиринтом, с конца и путем проб, на запись чисел, на расстановку знаков действий; решать олимпиадные задачи;
-
решать неопределенные уравнения и уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.
Учебно-тематический план
(1ч в неделю, всего 35 часов)
№
Название темы
Кол-во часов
Форма
проведения
Образовательный
продукт
всего
практика
1
Введение
1
1
Викторина
Результаты викторины
2
Решение задач
5
1
Практикум-игра
Алгоритмы решения
3
Большие числа,
Головоломки
5
1
Беседе
Практикум-игра
Решенные задачи
4
Элементы логики
3
1
Проблемно-поисковая беседа
Запись полученных результатов
5
Школьная
Олимпиада
2
2
Решенные задачи
6
Круги Эйлера.
Решение олимпиадных задач на проценты, на раскраску
7
1
Практикум-состязание эрудитов
Опорный конспект
7
Решение уравнений
5
1
Практикум-игра
Алгоритмы решения
8
Принцип Дирихле
2
1
Мастерская
Тезисы
9
Разрезания клетчатых фигур, правило крайнего
3
1
Консультация
Алгоритмы решения
10
Система счисления
1
1
Сюрприз
Символьная запись
11
Итоговое занятие
1
1
Конкурс
Всего: 35
Содержание
-
Введение (1ч)
Знакомство с программой работы элективного курса.
Практикум. Математическая викторина: «Угадай задуманное число», «Любимая цифра», «Угадайте возраст и дату рождения», «Сравнение прямой и кривой» и т.д. - 1ч.
-
Решение задач (5 ч)
Некоторые старинные задачи - из старинной книги Л.Ф.Магницкого «Арифметика», начало 18 века; математических рукописей 17 века; задачи на переливания, правила решения задач с лабиринтом, задачи конкурса «Кенгуру».
Практикум. Игра «Путешествие по стране математика» -1ч.
-
Большие числа. Головоломки (5 ч)
Запись больших и малых чисел с использованием целых степеней десятки. Числовые и геометрические головоломки. Геометрические упражнения со спичками.
Практикум. Игра «Поле математических чудес»-1ч.
-
Элементы логики (3ч)
Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация.
Практикум .Решение задач конкурса «Кенгуру - 1ч»
-
Школьная олимпиада (2ч)
-
Круги Эйлера. Решение олимпиадных задач на проценты, на раскраску (7 ч)
Знакомство с биографией Л. Эйлера. Проблема четырёх красок. История возникновения процента.
Практикум. Состязание эрудитов «Звёздный час»-1ч.
-
Решение уравнений (5 ч)
Модуль числа. Решение линейных уравнений, содержащих модуль.
Практикум. Игра «Что? Где? Когда?» -1ч
-
Принцип Дирихле (2ч)
Применение принципа Дирихле при решении задач.
Мастерская. Решение олимпиадных задач - 1ч.
-
Разрезание клетчатых фигур, правило крайнего (3ч)
Практикум. Решение задач - 1ч
-
Системы счисления (1ч)
История возникновения десятичной и двоичной систем счисления.
Практикум. Выполнение действий в недесятичных системах счисления - 1ч.
-
Итоговое занятие (1ч)
Практикум. Конкурс «Математический марафон» -1ч.
Литература
-
Барр Ст. Россыпи головоломок. - М.: Мир, 1987.
-
Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. - М.: Просвещение, 1972.
-
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М.: Просвещение, 1984.
-
Перельман Я.И. Занимательная алгебра; Занимательная геометрия. - М.: АСТ, 1999.
-
Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5 классе. - М.: Искатель, 1999.
-
Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. - СПб.: СМИО Пресс, 2001.
-
Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. - М.:Посев, 2003.
-
Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.: Айрис-пресс, 2005.
-
Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. - М.: Экзамен, 2006.
Учебно-тематический план
(1ч в неделю, всего 35 часов)
№ занятия
Наименование темы
Часы
Дата
план
Дата
факт
1 четверть, 9 часов всего
Вводное занятие. Задачи на сообразительность, внимание, смекалку.
1
Логические задачи. Быстрый счет.
1
Чередование. Четность. Нечетность. Разбиение на пары.
1
Задачи на худший случай.
1
Простейшие арифметические ребусы.
1
Методы поиска выигрышных ситуаций.
1
Запись больших и малых чисел с использованием целых степеней десятки.
1
Числовые и геометрические головоломки.
1
Геометрические упражнения со спичками.
1
2 четверть, 7 часов всего
Практикум. Игра «Поле математических чудес»
1
Решение олимпиадных задач прошлых лет.
1
Знакомство с правилами и способами рассуждений.
1
Закон противоречия, закон исключения третьего, классификация.
1
Практикум .Решение задач конкурса «Кенгуру
1
Школьная олимпиада
1
Разбор заданий школьного тура математической олимпиады.
1
3 четверть, 10 часов всего
Круги Эйлера.
1
Круги Эйлера.
1
Решение олимпиадных задач на проценты, на раскраску
1
Решение олимпиадных задач на проценты, на раскраску
1
Решение олимпиадных задач на проценты, на раскраску
1
Решение олимпиадных задач на проценты, на раскраску
1
Практикум. Состязание эрудитов «Звёздный час»
1
Модуль числа.
1
Модуль числа.
1
Решение линейных уравнений, содержащих модуль.
1
4 четверть, 9 часов всего
Решение линейных уравнений, содержащих модуль.
1
Практикум. Игра «Что? Где? Когда?»
1
Принцип Дирихле. Применение принципа Дирихле при решении задач.
1
Мастерская. Решение олимпиадных задач
1
Разрезание клетчатых фигур, правило крайнего
1
Лист Мебиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок.
1
Практикум. Решение задач
1
Системы счисления. Практикум. Выполнение действий в недесятичных системах счисления.
1
Практикум. Конкурс «Математический марафон»
1
Всего: 35 часов