Программа элективного курса по математике 7 класс Занимательные задачи

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение к ООП ООО

утвержденной приказом от 11.06.2015 №02-05-197


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Название элективного курса Занимательные задачи

Предмет математика

Уровень общеобразовательный


Курачева Ольга Серафимовна


Класс 7А, Б


2015-2016 учебный год

Количество часов:

всего 35 ч.; в неделю 1ч.

Программа разработана на основе авторской программы А.В. Фаркова «Готовимся к олимпиадам по математике», издательство «Экзамен», Москва 2010 г.

Актуальность данной программы - создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Элективный курс «Занимательные задачи» является предметным по содержанию, то есть, создан в поддержку предмета «математика» и рассчитан на учащихся 7 классов.

Математическая подготовка на занятиях призвана решить следующие цели:

  • Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;

  • Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;

  • Разностороннее развитие личности.

Задачи:

  • Развитие математических способностей и логического мышления у учащихся;

  • Развития у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

  • Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;

  • Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных-математиков в развитии мировой науки;

  • Осуществление индивидуализации и дифференциации.

В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

  • Решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • Исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;

  • Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики
    (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;

  • Поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Контроль знаний, умений и навыков включает практические работы, игры состязания, олимпиады. Курс рассчитан на 35 учебных часов. В каждой теме курса выделены две части: теоретические сведения и практически работы.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения математики на занятиях ученик должен знать/понимать:

  • Лабиринты, круги Эйлера;

  • Системы счисления, принцип Дирихле;

уметь:

  • записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;

  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами, с помощью кругов Эйлера, принципа Дирихле; решать логические, нестандартные, старинные задачи; решать задачи с лабиринтом, с конца и путем проб, на запись чисел, на расстановку знаков действий; решать олимпиадные задачи;

  • решать неопределенные уравнения и уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.




















Учебно-тематический план

(1ч в неделю, всего 35 часов)

Название темы

Кол-во часов

Форма

проведения

Образовательный

продукт

всего

практика

1

Введение

1

1

Викторина

Результаты викторины

2

Решение задач

5

1

Практикум-игра

Алгоритмы решения

3

Большие числа,

Головоломки

5

1

Беседе

Практикум-игра

Решенные задачи

4

Элементы логики

3

1

Проблемно-поисковая беседа

Запись полученных результатов

5

Школьная

Олимпиада

2

2

Решенные задачи

6

Круги Эйлера.

Решение олимпиадных задач на проценты, на раскраску

7

1

Практикум-состязание эрудитов

Опорный конспект

7

Решение уравнений

5

1

Практикум-игра

Алгоритмы решения

8

Принцип Дирихле

2

1

Мастерская

Тезисы

9

Разрезания клетчатых фигур, правило крайнего

3

1

Консультация

Алгоритмы решения

10

Система счисления

1

1

Сюрприз

Символьная запись

11

Итоговое занятие

1

1

Конкурс

Всего: 35


Содержание

  1. Введение (1ч)

Знакомство с программой работы элективного курса.

Практикум. Математическая викторина: «Угадай задуманное число», «Любимая цифра», «Угадайте возраст и дату рождения», «Сравнение прямой и кривой» и т.д. - 1ч.


  1. Решение задач (5 ч)

Некоторые старинные задачи - из старинной книги Л.Ф.Магницкого «Арифметика», начало 18 века; математических рукописей 17 века; задачи на переливания, правила решения задач с лабиринтом, задачи конкурса «Кенгуру».

Практикум. Игра «Путешествие по стране математика» -1ч.


  1. Большие числа. Головоломки (5 ч)

Запись больших и малых чисел с использованием целых степеней десятки. Числовые и геометрические головоломки. Геометрические упражнения со спичками.

Практикум. Игра «Поле математических чудес»-1ч.


  1. Элементы логики (3ч)

Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация.

Практикум .Решение задач конкурса «Кенгуру - 1ч»


  1. Школьная олимпиада (2ч)


  1. Круги Эйлера. Решение олимпиадных задач на проценты, на раскраску (7 ч)

Знакомство с биографией Л. Эйлера. Проблема четырёх красок. История возникновения процента.

Практикум. Состязание эрудитов «Звёздный час»-1ч.


  1. Решение уравнений (5 ч)

Модуль числа. Решение линейных уравнений, содержащих модуль.

Практикум. Игра «Что? Где? Когда?» -1ч


  1. Принцип Дирихле (2ч)

Применение принципа Дирихле при решении задач.

Мастерская. Решение олимпиадных задач - 1ч.


  1. Разрезание клетчатых фигур, правило крайнего (3ч)

Практикум. Решение задач - 1ч


  1. Системы счисления (1ч)

История возникновения десятичной и двоичной систем счисления.

Практикум. Выполнение действий в недесятичных системах счисления - 1ч.


  1. Итоговое занятие (1ч)

Практикум. Конкурс «Математический марафон» -1ч.

Литература

  1. Барр Ст. Россыпи головоломок. - М.: Мир, 1987.

  2. Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. - М.: Просвещение, 1972.

  3. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М.: Просвещение, 1984.

  4. Перельман Я.И. Занимательная алгебра; Занимательная геометрия. - М.: АСТ, 1999.

  5. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5 классе. - М.: Искатель, 1999.

  6. Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. - СПб.: СМИО Пресс, 2001.

  7. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. - М.:Посев, 2003.

  8. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.: Айрис-пресс, 2005.

  9. Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. - М.: Экзамен, 2006.

Учебно-тематический план

(1ч в неделю, всего 35 часов)


№ занятия

Наименование темы


Часы

Дата

план

Дата

факт


1 четверть, 9 часов всего




Вводное занятие. Задачи на сообразительность, внимание, смекалку.

1



Логические задачи. Быстрый счет.

1



Чередование. Четность. Нечетность. Разбиение на пары.

1



Задачи на худший случай.

1



Простейшие арифметические ребусы.

1



Методы поиска выигрышных ситуаций.

1



Запись больших и малых чисел с использованием целых степеней десятки.

1



Числовые и геометрические головоломки.

1



Геометрические упражнения со спичками.

1



2 четверть, 7 часов всего




Практикум. Игра «Поле математических чудес»

1



Решение олимпиадных задач прошлых лет.

1



Знакомство с правилами и способами рассуждений.

1



Закон противоречия, закон исключения третьего, классификация.

1



Практикум .Решение задач конкурса «Кенгуру

1



Школьная олимпиада

1



Разбор заданий школьного тура математической олимпиады.

1



3 четверть, 10 часов всего




Круги Эйлера.

1



Круги Эйлера.

1



Решение олимпиадных задач на проценты, на раскраску

1



Решение олимпиадных задач на проценты, на раскраску

1



Решение олимпиадных задач на проценты, на раскраску

1



Решение олимпиадных задач на проценты, на раскраску

1



Практикум. Состязание эрудитов «Звёздный час»

1



Модуль числа.

1



Модуль числа.

1



Решение линейных уравнений, содержащих модуль.

1



4 четверть, 9 часов всего




Решение линейных уравнений, содержащих модуль.

1



Практикум. Игра «Что? Где? Когда?»

1



Принцип Дирихле. Применение принципа Дирихле при решении задач.

1



Мастерская. Решение олимпиадных задач

1



Разрезание клетчатых фигур, правило крайнего

1



Лист Мебиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок.

1



Практикум. Решение задач

1



Системы счисления. Практикум. Выполнение действий в недесятичных системах счисления.

1



Практикум. Конкурс «Математический марафон»

1



Всего: 35 часов



© 2010-2022